Главная страница | № 50 (12812), вторник, 20 марта 2007 года |
В.П. БЫКОВА. Фото Нины БОБЫКИНОЙ. |
Стаж главного технолога ООО «Хлеб» Валентины Петровны Быковой на хлебном производстве можно считать по праву великим.
Впервые, после окончания Казанского кооперативного техникума и отработки положенного срока по распределению, она пришла на Яранский хлебокомбинат в 1965 году. В своё время уходила на заслуженный отдых, но вскоре снова оказалась востребованной на родном предприятии, благодаря её многолетнему неустанному труду и огромному опыту.
Производство хлеба имеет свою специфику, и работа над его технологией требует специальной подготовки. Так что и по сей день, вопреки расхожему мнению, что незаменимых работников у нас, якобы, нет, — Валентина Петровна остаётся именно такой, в своём роде незаменимой, и продолжает уверенно руководить процессом и отслеживать подготовку и выпечку основного из всех продуктов на нашем столе.
Александр ДЕНИСОВ.
Несколько лет назад мы создали свою хоккейную команду. Самое основное, каток, в городе уже был. Всё остальное: клюшки, коньки — покупали сами, на свои кровные.
Команда, которую мы назвали ёмко «Энергия», набирала опыт. Каким образом? Встречаясь с хоккеистами соседних районов. Те приезжали к нам, мы старались бывать у них. На это требовались деньги. И благо, что в команде есть предприниматели: Игорь Голубев, Евгений Кожинов, Владимир Латушкин, Сергей Гулин, Евгений Ложкин – именно они брали на себя все расходы.
А в январе нас, как давних друзей, пригласили на открытый чемпионат Республики Марий Эл по хоккею с шайбой. Мы согласились, приехали – и были просто в шоке! Поводов для транса оказалось предостаточно. Поскольку льда в январе почти не было, чемпионат проходил в новом Ледовом дворце, построенном экстренно, в кратчайшие сроки, – за три месяца. Его строительство обошлось в 20 миллионов. И власти республики не пожалели на это денег! А мы до сих пор играем на разборном катке, «конструкторе», который собираем и разбираем дважды в год. Почему? Да потому, что стационарная пластиковая коробка, которая есть даже в иных деревнях, стоит 600 тысяч. Мы понимаем, что для районного и городского бюджетов это немалая сумма. Однако есть человек, который готов оплатить треть. Тогда, возможно, властям удастся найти оставшиеся 400 тысяч.
Мы беспокоимся не только о себе. У нас есть смена: детская хоккейная команда. Вот только сможет ли она стать достойной, если чиновники не будут вкладывать в хоккей ни копейки? На одном голом энтузиазме далеко не уедешь: бензин на него не купишь, транспорт не оплатишь. Да и каток стал не только центром ледовых сражений хоккейных команд, но и любимым местом отдыха многих яраничей. До позднего вечера катаются здесь дети и люди в возрасте – от 5 лет до 70! – и опять-таки только благодаря энтузиастам. Ведь это они и каток собирают, и снег разгребают…
Шок вызвал и приём: нас встретили как дорогих гостей. Усаживали за стол, к нашим услугам были душевые, раздевалки… И снова – не в нашу пользу, потому что нам приходится краснеть, когда мы встречаем у себя гостей. По той простой причине, что нет ни раздевалок, ни душа...
А ведь это тоже престиж Яранска. Больше не за нас – за город обидно.
Хороший получился чемпионат, обстоятельный, продуманный. 8 команд участвовали в нём: из Волжска, Семёновки, Сернура, Параньги, Йошкар-Олы… И не думаем, что у них перед чемпионатом возникал вопрос: на чём ехать? Что до нас, то нам трижды пришлось ехать на своём транспорте. В остальных поездках помогли сочувствующие люди: директор ЯЭС Николай Иванович Красилов, частный предприниматель Капитолина Васильевна Корякина, директор ПАТО Александр Нилович Минин, районная и городская администрации.
Да, нас не так уж и много – две хоккейные команды. И на нас можно бы махнуть рукой. Но махать рукой на молодёжь целого города – это преступление.
А потому мы обращаемся к властям: пора, наконец, от слов перейти к делу – начать строить хоккейные коробки, обустраивать спортивные площадки. Ведь нужно-то совсем немного: заасфальтировать площадку, поставить кольцо. Пора подумать о молодых, тем более что 2007 год объявлен Годом молодёжи. Пора действовать!
Коллективы хоккейной команды «Энергия» и «Энергия–Юниор».
Есть такое довольно известное изречение: «Недоволен – критикуй! Критикуешь – предлагай! Предлагаешь – действуй!» Вспомнилось мне оно после знакомства с подборкой писем, напечатанных в номере «Отечества» 27 февраля под общим названием «Низы» не могут молчать». В коллективных письмах учителей сельских школ содержится критика деятельности районного учительского профсоюза. Однако не совсем понятен пафос этих выступлений. Что конкретно предлагается авторами для разрешения ситуации, складывающейся в районе в связи с программой оптимизации сети образовательных учреждений? Действительно ли можно упрекать районный комитет профсоюза в полном бездействии?
19 февраля в нашем районе состоялся выездной пленум обкома профсоюза, и председатель районного профсоюзного комитета в своём выступлении сообщила о том, что делается для защиты прав педагогических работников. В частности, было сказано и о том, что в областную прокуратуру председателем райкома уже направлено исковое заявление о нарушении п.2 ст. 41 Закона РФ «Об образовании» о финансировании малокомплектных школ (это использование того самого «воронежского» опыта, на который ссылаются учителя Никулятской школы). Странно, что присутствовавшие на этом мероприятии представители сельских школ, которые обратились в газету, этого не услышали. Конечно, в вину профсоюзному лидеру можно поставить то, что слова о том, что такое заявление направлено, она не написала крупными буквами на холсте и не вывесила в зале, чтоб было видно ну абсолютно всем! Можно упрекать и в том, что, направив заявление в областную прокуратуру, она не поспешила через районную газету моментально известить об этом интересующихся. Но не лучше ли дождаться решения правозащитного органа, чем «делить шкуру не убитого медведя», загодя извещая учителей, что «предприняты соответствующие шаги» и «вот какая я молодец»?
Учителя Ломовской школы вменяют в вину лидеру районного профсоюза то, что не организуются акции протеста. Но кто как не учителя планируемых к закрытию школ должны быть инициаторами этих акций? Обращался ли кто-нибудь из них в райком профсоюза с подобным предложением? Согласитесь, очень странно будет выглядеть ситуация, если с лозунгами и транспарантами у стен здания районной администрации будут протестовать учителя, к примеру, первой, второй или третьей школ, возглавляемые лидером профсоюза. Всё-таки активность в отстаивании своих законных прав должна исходить, как мне кажется, в первую очередь от тех, чьи права нарушаются! А рассуждение типа «вот хорошо было бы, если б кто-нибудь где-нибудь как-нибудь за нас помитинговал бы!» не очень серьёзно. Конечно, председатель райкома профсоюза не «кто-нибудь», но не может же он устраивать акцию протеста, если нет никаких инициатив от тех самых «низов», коими почему-то поименовали себя авторы вышеупомянутых писем (непонятно, к чему такое самоумаление?).
Разумеется, члены профсоюза вправе знать, на какие цели используются отчисляемые ими взносы. Насколько мне известно, средства, поступающие в распоряжение райкома, расходуются не только на зарплату председателя районного профсоюзного комитета (которая, кстати говоря, совсем не астрономическая, а примерно равна средней зарплате сельского учителя I категории), но и зарплату казначею (уж эта сумма едва ли может кого-либо возмутить своим размером), на оплату услуг связи, на приобретение подарков для юбиляров, организацию районных мероприятий и т.д. Конечно, можно установить зарплату председателю в размере 1,5 тысяч руб. и объявить конкурс для желающих заняться организацией учительского профсоюзного движения в районе на таких условиях. Может, и найдутся страждущие.
И последнее. Безусловно, каждый – и тот, кто состоит в профсоюзе, и тот, кто не состоит, – вправе высказывать свою точку зрения. Критика необходима. Ещё более необходимы действия. Никто не спорит, что так называемая «оптимизация» – больной, очень тяжелый вопрос, затрагивающий действительно жизненные интересы педагогов. Но было бы намного продуктивнее, если бы любая точка зрения отличалась взвешенностью, объективностью и содержала конструктивные предложения вместо упрёков. И нехорошо, если «самый, пожалуй, активный профсоюз района» (цитирую слова из выступления главы района Е.Б. Чесноковой на вышеупомянутом пленуме) будет раздираем противоречиями и склоками. Солидарность и взаимная поддержка куда лучше.
А. БАКШАЕВ, член президиума РК профсоюза работников образования и науки.
«Сельские педагоги: жить или существовать?» Информация под таким заголовком была опубликована в газете «Вятский край» 10 февраля 2007 года. Речь шла об обращении учителей Шкаланской основной школы в райком профсоюза работников образования и науки с ходатайством о содействии в защите их прав. В частности, указывалось, что «в связи с переходом на новое нормативное финансирование с начала нынешнего года заработная плата сотрудников школы значительно уменьшилась (в среднем — на 1200 рублей в месяц!). Педагоги были вынуждены сократить часы факультативов и отменить занятия кружков…»
На имя главного редактора «Отечества» В.Г. Сырчина пришел ответ из департамента образования, который мы предлагаем вниманию читателей.
«Уважаемый Владимир Григорьевич!
В департаменте образования внимательно рассмотрены факты, приведенные в публикации газеты «Вятский край» от 10.02.2007 г., изучены представленные школой и управлением образования администрации Яранского района штатное расписание, расчеты на реализацию государственного образовательного стандарта по ступеням обучения.
Обоснованно можно утверждать, что в школе д. Шкаланки и в ряде других школ Яранского района расходование средств руководителями идет не всегда продуманно и эффективно. К примеру, в Шкаланской школе в условиях снижающейся численности учащихся (2006/2007 учебный год – 66 учащихся, прогноз на 2007/2008 учебный год – 57 учащихся) штатное расписание школы имеет необоснованно содержащиеся штатные должности – заместителя директора, мастера производственного обучения.
Школьная котельная не передана на баланс системы ЖКХ, и поэтому за счет субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования содержатся штатные должности кочегаров.
Необходимо отметить еще одно немаловажное обстоятельство: в Яранском районе много школ с малой наполняемостью классов, но затраты на их содержание не уменьшаются. В этих условиях медленно меняется сеть общеобразовательных учреждений района. Так, в 2000/2001 учебном году в 30 общеобразовательных учреждениях Яранского района обучалось 5613 детей, средняя наполняемость классов по району составляла 17 человек. К 2006/2007 учебному году контингент учащихся снизился на 45,8% (3040 детей), количество школ уменьшилось на 16,7% (25 школ), а средняя наполняемость классов снизилась на 30% и составила 11,9 учащихся.
Действительно, введение нормативного бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ существенно изменило ситуацию в образовании. С переходом на нормативное финансирование денег не только не стало меньше, но субвенция значительно возросла. В 2005 году она составила 1,7 млрд. рублей, в 2006 г. – 2 млрд. рублей, в 2007 г. – 2,4 млрд. рублей.
Затрагивая многие стороны жизни школы, норматив объективно работает на укрупнение сети образовательных учреждений, создавая тем самым финансовые проблемы для малочисленных школ. Главы администраций, директора школ в новой обстановке зачастую недоумевают, что делать в связи с недостаточностью бюджетных средств. При этом, как правило, перед департаментами финансов и образования ставится вопрос о добавлении средств. В то же время у нас есть основания говорить о неэффективном использовании выделяемых средств во многих районах области.
Ясно одно: никаких средств не хватит, если и дальше на местах ничего не будет меняться. Поэтому реструктуризация большого количества малочисленных школ – сегодня одна из насущных задач органов местного самоуправления.
Муниципальные программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений должны строиться таким образом, чтобы новая образовательная сеть опиралась на крупные средние школы, а малочисленные начальные и основные школы постепенно превращались в их филиалы. Это позволит притормозить стихийное закрытие малокомплектных школ и одновременно увеличит их финансирование.
Введение гибкого графика учебных занятий даст возможность использовать материальные и кадровые преимущества крупных средних школ. Кстати, такой опыт в ряде районов уже есть. При этом понятно, что реструктуризация не панацея от закрытия школ, но она позволяет нынешнему поколению школьников получить полноценное образование и определить свое будущее в соответствии с жизненной стратегией их семей.
А.М. ЧУРИН, глава департамента образования Кировской области».
Пришел ответ из департамента образования и на нашу публикацию по проблемам Высоковской школы.
«По фактам, изложенным в статье А.Денисова «Снова с болью» в газете Яранского района «Отечество» от 30.01.2007 г., сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 31 Закона РФ «Об образовании» (в редакции от 05.12.2006 № 207-ФЗ) вопросы ликвидации или реорганизации основной общеобразовательной школы в с. Высокове, обеспечения содержания ее здания и организации доставки детей к месту учебы должны решаться администрацией Яранского района.
В настоящее время в условиях подушевого финансирования на основании Закона Кировской области от 03.11.2005 № 371-ЗО «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений Кировской области» школе села Высокова при наличии 24 учащихся и наполняемости классов от 2-х до 7-и человек недостаточно финансовых средств для организации образовательного процесса. Школа располагается в типовом двухэтажном здании, рассчитанном по проекту на 162 учащихся, на содержание которого в местном бюджете также не хватает средств.
Кроме того, 2 сентября 2007 года в школе истекает срок действующей лицензии. По причине недостаточного финансирования противопожарных мероприятий в здании не установлена пожарная сигнализация, не проведены другие противопожарные мероприятия. В связи с этим школа не сможет получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Постановлением главы администрации Яранского района от 27.10.2006 № 56 утверждены мероприятия по оптимизации бюджетных расходов на 2007 год, в том числе и закрытие основной общеобразовательной школы в с.Высокове с 1 сентября 2007 года.
По вопросу предстоящего закрытия школы проведены встречи заместителя главы администрации района по социальным вопросам, начальника управления образования А.Л. Елкина с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом.
Учитывая, что школа находится на расстоянии 10 км от районного центра, управление образования и администрация района планируют осуществить с 1 сентября 2007 года ее закрытие и обеспечить подвоз детей школьным автобусом в г.Яранск, где им будет предоставлено более качественное образование.
Вопросы закрытия школы будут обсуждены на родительских собраниях и сходе жителей с. Высокова, которые запланированы на март 2007 года.
А.М. ЧУРИН, глава департамента образования Кировской области».
Экология, безопасность, здоровье
В 2006 году по району детям было сделано 22 тысячи прививок. Благодаря вакцинации в районе в течение многих лет не регистрировались случаи заболевания корью, дифтерией, эпидемиологическим паротитом, коклюшем, столбняком.
На прививку! Фото Нины БОБЫКИНОЙ. |
Охранять здоровье детей — значит, прежде всего защищать их от инфекционных заболеваний. В борьбе с детскими инфекциями важнейшей мерой являются профилактические прививки — это наиболее радикальное и надёжное противоэпидемическое оружие. Все знают, что оспа, приносившая человечеству в прошлом неисчислимые бедствия, ликвидирована именно при помощи прививок. Каждая мать боялась страшного слова «дифтерия»: за ним — муки задыхающегося ребёнка, срочная операция расчленения дыхательного горла, к сожалению, иногда и мучительная смерть — вот с чем было раньше связано представление об этой инфекции, уносившей тысячи детских жизней. У нас в стране уже давно проводятся обязательные прививки детям против дифтерии. Именно благодаря прививкам резко снизилась заболеваемость коклюшем, корью. Уходит в прошлое такая тяжёлая болезнь, как полиомиелит или детский паралич. Созданная против него вакцина по простоте применения, безвредности и высокой эффективности относится к числу идеальных.
Родителям не стоит бояться этой процедуры: все прививки проводятся специальными препаратами — вакцинами и анатоксинами, которые подвергаются строгой и тщательной проверке. Для здоровья ребёнка прививки безвредны. Прививочный иммунитет проявляет своё действие в течение некоторого времени, неодинакового при различных прививках, затем он начинает истощаться и, наконец, полностью утрачивается. Поэтому прививки против некоторых инфекций через определённые промежутки времени повторяются.
Не случайно объявлена такая акция, как европейская неделя иммунизации: успех массовых прививок зависит от сознательного и доброжелательного отношения к ним родителей детей. Папы и мамы могут и должны оказать существенную помощь в обеспечении полного и своевременного охвата детей прививками. Следует знать, что они оказывают своё защитное действие только в том случае, если сделаны полностью и в установленные сроки.
Если медицинские работники пригласили вашего ребёнка на прививку, желательно привести его в первой половине дня, на сытый желудок, без проявления острых респираторных заболеваний и при отсутствии обострения хронического заболевания. Помните: прививки — надёжное профилактическое средство от инфекционных заболеваний. Не уклоняйтесь от них – этим вы сохраните здоровье вашим детям.
А.А. ЧЕСНОКОВА, районный педиатр.
За здоровьем — в баню. Фото Дмитрия ХВОСТАНЦЕВА. |
28 февраля профессиональное училище города приглашало в гости всех, обдумывающих житьё, вернее выбор дела, которое станет любимым. Да, здесь прошёл День открытых дверей.
Начался он с экскурсии. Девятиклассникам из разных школ района рассказали и показали всё, чем здесь богаты: учебные классы, мастерские, общежитие, спортивный зал. Главное же действо развернулось в актовом зале, где студенты и преподаватели показали зрителям свой традиционный ежегодный концерт. Нынче он прошёл под девизом: «Здоровая молодёжь — сильная Россия!»
«Мы – за здоровый образ жизни!» – заявляли в каждом номере выступающие. Поэтому концерт воспринимался единым целым, а не случайным набором разрозненных по смыслу номеров. «Здоровье – это красота», – уверены демонстрировавшие вечерние наряды юные модельерши-студентки училища. «Песня оздоравливает», – заявил ведущий концерта А.Е. Скопинов. Кстати, он одним из первых поддался агитации заниматься спортом: не дожидаясь окончания мероприятия, взялся за тяжеленную гирю аж в 32 кг ! «Здоровье – это спорт», – заявляли со сцены создатели акробатического этюда и ломающие доски каратисты. Даже участники духового оркестра выдували: «Плохое настроение ведёт к расстройству здоровья. Мы – за хорошее настроение!»
Проблема сбалансированного, здорового питания всё актуальнее встаёт перед каждым из нас. Как утолить чувство голода и остаться живым и здоровым? На этот вопрос мы будем находить ответы в новой рубрике нашей странички, у которой будет двойное название, – «Еда? Да!» и «Еда? Нет!» Ждём, что в качестве экспертов выступите и вы, наши читатели. А сегодня на вопрос: поститься или нет? – отвечает врач Яранской ЦРБ Ольга Владимировна Голдырева.
Начну с того, что пост и голодание — принципиально разные понятия. Голодание — это временный отказ от всех видов пищи с целью оздоровления организма. Длительные голодания проводятся под наблюдением врача в лечебных целях. Пост — это отказ не от еды, а всего лишь от животного белка, который содержится в мясе, рыбе, молоке, яйцах — достаточно тяжёлой для организма пище.
Пост помогает человеку перестроиться с зимнего типа обмена веществ на летний, преодолеть обострения хронических заболеваний, очистить желчевыводящие пути и печень, усилить процесс восстановления клеток.
Кому же нельзя поститься? Детям до 15-16 лет, так как это вредно для их растущего организма. Но даже в то время, когда нет постов, детям рекомендуется дважды в неделю устраивать вегетарианские дни, чтобы дать разгрузку пищеварительной системе. Нельзя поститься беременным и кормящим женщинам, людям с тяжёлыми заболеваниями сердца, почек, печени, онкологическими недугами. Переедать же не рекомендуется и этим людям, так как болезней, спровоцированных перееданием и длительным употреблением мяса, немало, самые распространённые из них — атеросклероз, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, онкологические заболевания.
Что же можно есть во время поста? Исключить продукты животного происхождения. Всё остальное можно. Очень полезны каши, особенно рисовая и пшённая, так как они впитывают вредные вещества, не давая им всасываться. Полезно есть термически обработанные овощи, салаты. Можно есть все фрукты, ягоды: они содержат витамины, антиоксиданты, которые замедляют процессы старения нервной системы. Полезны орехи: в них, кроме белков, минералов и витаминов, много полезных растительных жиров.
В некоторые дни поста разрешается есть рыбу, которая содержит фосфор, полезный для головного мозга, и много жирных кислот, препятствующих ишемической болезни. Грибы — тоже постный продукт. Не запрещена и выпечка из постного теста, хлеб, макароны. Важно во время поста много пить: воду, соки, фруктовые компоты, кисели, слабоминерализованную и щелочную минеральную воду, чай, особенно зелёный. Таким образом, во время поста нужно не голодать, а просто изменить свой рацион питания, что, помимо духовной пользы, и здоровья прибавит.
Выпуск подготовила Светлана ХВОСТАНЦЕВА.