Главная страница | № 124 (13563), суббота 15 октября 2011 года |
• на крыльце у нас сидели
Фото Нины БОБЫКИНОЙ |
День выдался пасмурный, и на улице изрядно моросило. При каждом порыве холодного ветра приходилось невольно ежиться. А в Доме детского творчества, напротив, было тепло. Чувствовался какой-то спокойный уют, в тишине раздавалась лёгкая музыка. Вот уже пять лет хозяйкой этого дома – директором ДДТ является Ирина Александровна Долгополова. Какую роль в жизни детей играет это учреждение? Об этом наша с ней беседа.
– Ирина Александровна, у вас появились какие-то инновационные программы, которые востребованы сегодня?
– Молодёжи будут интересны проекты элективных курсов в поисках своего призвания: системный администратор, офис-менеджер, программы на базе фото- и видеостудии, школы имиджа, проект «Волшебный огород». Эти профильные программы позволяют учащимся стать модельерами, танцорами, актёрами, сценаристами, осваивать азы многих профессий.
– А ребёнок может освоить сразу несколько?
– Да, дети, которые в нашем учреждении получили дополнительное образование, в большинстве своём сделали это по нескольким программам. Любой может попробовать себя как хореограф, вокалист, театрал. У ребят всё прекрасно получается, и, благодаря богатому опыту проживания разных ролей и профессий, они вполне осознанно до 18 лет становятся работниками нашего учреждения, педагогами дополнительного образования – нашей надеждой и опорой в реализации серьёзных проектов. Одним из таких я могу назвать «Новеллу о звёздном небе». Это мероприятие традиционно проходит в мае, на котором мы показываем, чего ребёнок достиг, как он вырос за период обучения.
– Какие ещё привлекательные проекты у вас есть?
– Замечательный проект поддержки одаренных детей – конкурс «Хрустальный лебедь». В нем могут участвовать дети любого возраста, успешные в определённом направлении деятельности нашего учреждения, социально-педагогическом или художественном. Важно увидеть «звёздочку», вырастить её, продвинуть.
Есть военно-патриотические сообщества, например, клуб «Братство Александра Невского» или «Витязь». Есть совершенно новое объединение для подростков до 14 лет – авиа-моделирование. Ребята впервые участвовали в серьёзном проекте «Архимед», разработанном Институтом проектирования инновационных моделей образования, презентовали свои авиамодели и были отмечены его организаторами. Последний проект, который мы реализовали в области молодёжной политики совместно с отделом по делам молодёжи, физкультуре и спорту, был с запоминающимся названием – «Время быть молодым». Он настолько универсален, что становится интересным любому. В нем прописаны проблемы лидерского движения для молодёжи нашего города и района. Мы образовательное учреждение, поэтому делаем ставку на образование, чтобы был выбор: чем заняться после уроков? Наша задача – создать ниши, места, где ребенок мог бы себя попробовать в различных областях знаний, мог бы быть участником мероприятия или его организатором.
– Когда подросток достигает организаторских вершин в обучении, вы помогаете реализоваться его талантам?
– Предлагаем дальнейшее трудоустройство. Выпускников принимаем на работу. Проект носит условное название «Профессиональный резерв». Сейчас существует проблема с кадрами в образовательных учреждениях. Люди уходят на пенсию, но хочется, чтобы жизнь продолжалась. Например, Наташа Лебедева, наша выпускница, уже проявила себя во всех программах. Сейчас пробует себя в роли педагога дополнительного образования театральной студии. Она составит рабочую программу, по которой будет обучать детей. Уже придумала пьесу. Если ей будет нужно наставничество, тут мы и поможем. Маша Кугувалова будет вести образовательный проект «Волшебный микрофон», потому что неравнодушна к песне и хочет попробовать проект, похожий на «Фабрику звёзд». Это для детей, которые не попали к нам и не получили музыкальное образование, но имеют природные задатки и желают выступать на сцене. Другая воспитанница – Наталья Кожинова, поведёт клуб «Жизнь в тихом городе». Мы помогаем подготовить ей занятия для старшеклассников, чтобы они обсудили темы, связанные с историей, с краеведением Яранска. Приглашаем интересных людей, чтобы ребята увидели, что жизнь в тихом городе всё-таки есть. Мы настроены воспитать себе смену.
– Мне известно, вы воспитываете в детях лидерские качества.
– Начиная с 7 класса, ребята приходят в очно-заочную школу «Лидер», проходят путь от начинающих лидеров до выпускников. Мы вручаем им свидетельства о дополнительном образовании, после чего они могут быть организаторами, как детского досуга, так и преподавателями лидерской школы. Ещё один из органов детского самоуправления – Центр детской инициативы. Он оказывает общественное влияние на нашу жизнь и жизнь ОЗШ «Лидер». Именно отсюда идут такие инициативы, как социальное движение, волонтёрские акции, которые связаны с отношением к своему городу, с экологией. Здесь проходят различные ролевые игры, обсуждаются недетские темы. Например, говорят о ценностях и духовно-нравственном развитии. Те, кто побывали в ОЗШ «Лидер», в жизни определяются достаточно серьёзно, многие поступают на факультет управления.
– Прекрасно! Можно сказать, что ДДТ является практически вторым домом для детей!
– Очень приятно, когда дети сами называют так наше учреждение. Ведь здесь они проводят очень много времени, не хотят уходить отсюда. Они занимаются любимым делом: репетируют, играют на гитаре, общаются. Чувствуется, что в этом поколении детям не хватает коллективистских форм, которые мы проживали. Поэтому стараемся сохранять лучшие культурные традиции ушедшего времени. У нас есть, например, традиция в ОЗШ «Лидер»: когда вечером ребята собираются вместе для подведения итогов дня, выключают свет и зажигают свечу. При этом говорят о чувствах, которые пережили за день, кому благодарны, кого увидели с другой стороны, а потом передают эту свечу тому, кому хотели бы выразить свою симпатию за день. Именно в этом возрасте присутствует дух романтики. Здесь они более открыты, чем дома или в школе.
Хорошо, когда складываются такие традиции. Когда дети и подростки могут свободно обсудить волнующие их темы в кругу сверстников. Просто здорово, когда дети с пользой проводят остаток дня после школы и получают дополнительное образование, которое станет залогом успеха в будущем.
Алексей ГОРБОВ.
• с фотоаппаратом по городу
Уполномоченный О.Н. Петухов знакомит владельца дома с законом Кировской области о хранении строительных материалов на придворовой территории Фото Нины БОБЫКИНОЙ |
Снова начались совместные рейды с целью выявления нарушений по благоустройству улиц города.
Идет подготовка к зиме, и пока землю не завалило снегом, хозяева на своих приусадебных участках и около домов наводят порядок. А если не подготовиться, представьте, что будет весной, когда сойдет снег. Поддерживать порядок нужно в любое время года, и, наверное, надо более жестко относиться к тем, кто игнорирует правила содержания придомовых территорий, не мириться с нарушениями, не жалеть, а наказывать. При каждом обходе выявляется наличие складируемых строительных материалов, срубов, досок и всякого ненужного хлама.
Осенняя проверка началась с улиц Тургенева и Некрасова. Бросаются в глаза кучи спиленных веток, успевшие засохнуть, обрасти бытовым мусором, – результат обрезки деревьев для освобождения электрических проводов. Эти кучи захламили обочины улиц, а горожане постепенно стаскивают в них ненужный мусор. Кто всё это должен убирать? Жители близлежащих домов в один голос говорят, что спилили электрики, а убирать должны коммунальники. Как выйти из ситуации? Вот и лежат эти гниющие валуны, зарастая бурьяном.
Продвигаемся дальше по улице. Прямо на проезжей части стоит кем-то брошенный фургон со спущенными колесами, создавая аварийную ситуацию. В соседнем доме сказали, что владелец машины живет где-то за рекой. У следующего дома лежат бревна. Хозяин их объяснил, что собирался делать ремонт, но не получилось, придется отложить до следующего лета. Тогда — получите предупреждение. Каждый раз удивляемся людям, когда они отвечают: «У других тоже лежат и дрова, и стройматериалы, а им не говорите». Почему мы киваем на соседей? Если каждый будет прислушиваться и выполнять правила, тогда достигнем желаемого результата.
Дальше – не лучше. Те же кучи веток, закиданные остатками мусора с грядок. И тот же ответ: «Должны убирать коммунальники». Специалист городской администрации В.К. Ермин разъяснил, как можно согласовать вывоз мусора: договориться о предоставлении техники и выйти всем дружно на субботник.
Может, кто-то скажет, что эти проверки не дают результатов, но сдвиги, на мой взгляд, все же есть. Главное – спросить с себя: а что я сделал для благоустройства своего двора, улицы, города? И не оставаться равнодушными. Ведь равнодушие порождает бесхозяйственность.
Нина БОБЫКИНА.
• вопрос - ответ
8 октября у памятника В.И. Ленину состоялся митинг, организованный бюро РК КПРФ в поддержку движения «Народное ополчение» в Яранском районе. Несмотря на то, что коммунистов поддержали представители «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ», яраничей собралось чуть больше 30 человек пожилого возраста.
На митинге выступила руководитель местного отделения КПРФ И.В. Зузенкова. С надеждой, что яраничи задумаются о необходимости изменений в стране, а именно об этом говорили все выступающие, участвовала в митинге группа молодежи под флагом партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». О политике государства высказалась Е.И. Оносова: «2011 год был годом поддержки малого и среднего предпринимательства. Это мы слышали с экранов телевизоров, но на самом деле всё наоборот. В этом году подняли единый социальный налог с 14 до 34%. Кто из предпринимателей при таких налогах будет поднимать зарплату своим работникам? Плюс подоходный налог 13% нужно отдать работнику государству от заработной платы. Это еще один шаг, направленный на развал малого и среднего предпринимательства в стране, к обнищанию народа. При такой оплате труда людей превратили в рабов. Если мы еще год назад пытались взять кредит для развития предприятия, то сейчас это практически невозможно из-за высоких кредитных ставок. Предприниматели Яранска живут торговлей, но и ее «душат» приходом в город агломератов олигархов типа «Магнита», с которыми они не в состоянии конкурировать. Постоянный рост тарифов на электроэнергию, отопление, воду и услуги ЖКХ также «бьет» по карманам яраничей и малым предприятиям».
После всех высказываний о ситуации в городе и стране мое радушное настроение от солнечного дня куда-то улетучилось. Права была Е.И. Оносова, что мы живем под сладким теле- и СМИ-гипнозом. Но стоит услышать голую правду, соотнести со своей жизнью, и в душе рождается волна ненависти, а это разрушительная сила как для человека, так и для мира. И, может, правы те, кто не пришли на митинг: во всяком случае они сохранили состояние мира в себе, а это гораздо важнее для судьбы человека, чем чувство ненависти и беспомощности от того, что невозможно ничего изменить в этом мире.
Итогом митинга стала резолюция о создании в Яранском районе отделения Народного ополчения, которое высказывается против: иноземного разрушения основ нашей жизни, казнокрадства, лихоимства и несправедливости, оскорбительного порядка, когда понятия перевернуты с ног на голову; хамства и вседозволенности власти, готовой «дурить» людей ради сохранения этого порядка.
Павел ПОПОВ.
• новость одним абзацем
Автор книг «Подкова для чудака» и «Вятская рулетка», лауреат международной литературной премии «Золотое Перо Руси» 2009 и 2010 г.г., яранский писатель Сергей Евгеньевич Шелепов и в нынешнем году не остался без награды. По итогам очередного международного конкурса литераторов «Золотое Перо Руси-2011» ему в числе других авторов присуждён диплом А.И. Куприна «Гранатовый браслет» — за высокий уровень произведений.
Завершился конкурс «Мисс Бикини 2011», который в течение трёх летних и одного осеннего месяца проводил среди яранских девушек городской сайт Yaransk.net. Всё это время претендентки на победу представляли на сайте свои фото в купальниках, а посетители сайта отдавали свой голос за ту или иную представленную фотографию. Победительниц, как это принято, трое: Елизавета Винокурова набрала 729 голосов, Екатерина Дудина — 589 голосов, Елена Ваганова — 251 голос. Все участницы получили достойные награды, а звание «Мисс Бикини» присуждено Елизавете. Теперь её фото будет украшать главную страницу городского сайта целый год, то есть до подведения итогов нового конкурса фотографий.
• календарь «Отечества»
Прошло 90 лет со времени страшного голода, который царил на территории страны, особенно в Украине и Поволжье в 1921-1922 гг. В том числе и в Яранском уезде.
Этот отрывок из статьи, опубликованной в № 4 краеведческого сборника «Наш край»:
«Лето 1921 года было сухим и жарким. Хлеб не уродился, трава «сгорела» даже на заливных лугах. Валовой сбор ржи составил 520 580 пудов (в 1914 году – 6 389 915). Ни одна волость не собрала столько, сколько посеяла. Особенно пострадала Тожсолинская, где из 7942 десятин посевов погибло 5919 и где урожай достиг «сам» 0,04, то есть собрали только 4% от посеянного. В таком же положении находились смежные с ней волости Сердежская, Зыковская, Салобелякская. Овса было собрано 240 719 пудов. Урожай составил «сам» 0,7 (в 1914 году собирали 2 294 963 пуда овса). Уродился неплохо картофель: 966 802 пуда, «сам» 6,1. Но после сухого лета и сырой холодной осени картофель стал портиться. Его сушили и перерабатывали в муку, чего раньше никогда не делалось.
Особенно бедствовали в марийских деревнях. В одном из сообщений отмечалось: «Скверно, что мари сеют мало картофеля. В их избах тихо стонут дети: «Киндым пу (хлеба)!» А матери кормят их слезами: «Пукшен онкерт киндэ уке (накормить не могу, хлеба нет!)»
Множество трагических случаев описывали очевидцы голодных лет. Например, такие: отец с дочкой отправились искать хлеба, но по дороге отец умер, а дома осталась жена с четырьмя детьми; женщина с грудным ребенком на руках просила милостыню и, отчаявшись что-либо получить, бросила дитя в реку Иж. Не выдержав голода, люди шли на самоубийство...
На почве голода распространился тиф. Массовые заболевания отмечены в деревнях Танаково, Халтурино Комаровской волости, Козловаж Салобелякской волости.
Многие уходили из родных мест, особенно – в Вологодскую губернию. За бесценок продавали инвентарь, одежду, дома. «В д. Лагуново продан дом за 7,5 пуда картошки, в д. Лум дом и 20 бревен строевого леса за 5 пудов хлеба». Много скота зарезали, много пало.
ЦК Помгола (комитет помощи голодающим) издал постановление: каждые 10 человек граждан, не признанных голодающими, обязаны кормить одного голодного. Нормой питания голодного в месяц считалось 20 фунтов (1 фунт = 410 г) муки, или 3 млн. деньгами (в 1904 году фунт ржаного хлеба в Яранске стоил всего 2 копейки!). В учреждениях, где служащие получали зарплату, удерживалась определенная сумма в помощь голодающим, или же служащие должны были внести эту долю продуктами».
Е. ДОЖДИКОВА.
• по жизни с Надеждой
Как живёшь ты, Россия, в наш неправедный век?
Чем живёт и поныне русский твой человек,
Обречённый на муки, брошен, предан, распят?
Триединою сутью — жив, а жертвою — свят!
Свой народ на Голгофу возвели и на казнь
Вы, наследники тронов, захватившие власть.
Алчны, сыты, богаты… На потеху себе
Русь святую распяли на Господнем кресте.
Кровью грешной стекая с окровавленных перст,
Чуть жива ли, мертва ли средь разверстых небес,
Плоть Руси остывает — близок жертвы конец;
Духом к Богу взывает: «Не покинь нас, Отец!»
Как живёшь ты, Россия, в наш неправедный век?
Чем живёт и поныне русский твой человек,
Обречённый на муки, брошен, предан, распят?
Триединою сутью — жив! А жертвою — свят!
• по труду и честь
16 октября коллектив КОГП «Вятские автомобильные дороги «Яранское дорожное управление № 45» отмечает свой профессиональный праздник – День работников дорожного хозяйства. По традиции первое слово мы предоставляем его руководителю А.А. Швецову.
– Александр Ананьевич, как поработало предприятие в 2011 году?
– За 9 месяцев мы выполнили объем работ с НДС на 194 млн. рублей. По выпуску асфальта почти вышли на уровень 1999 года, когда строили дорогу на Йошкар-Олу: тогда выдали 31 тысячу тонн асфальта, нынче мы сделали 29. Сегодня Яранский АБЗ остался единственным заводом на 5 районов по выпуску асфальтобетонной смеси.
– Какие объемы работ выполнили?
– В основном занимались содержанием дорог областного и местного значения. Нами освоено порядка 100 млн. рублей. Дороги областного значения – на Советск, Кикнур, Санчурск, до Знаменки и Пиштани. Они финансируются гораздо лучше, но и требования по их обслуживанию значительно выше. Мы также привели в надлежащий вид дорогу Советск – Яранск – Кикнур и далее до границы с Нижегородской областью. На её 19 километрах выполнена поверхностная обработка. Из них на 6 км положили выравнивающий слой. Еще на 80 млн. рублей сделано четыре участка по программе государственно-частного партнерства. Это участок 2,2 км в Яранском районе и более 5 км — в Кикнурском. 26 сентября дорога была принята госкомиссией с оценкой «хорошо». Кроме того, мы выполнили работы по внешним заказам на 11 млн. рублей: ремонт зерноплощадки в Пиштани; улицы Тургенева, с Радина до перекрестка Кирова; покрытия железнодорожного переезда для СПК «Птицевод»; дорожного покрытия, нарушенного при укладке кабеля на железнодорожной станции; подъезда по улице Лагуновской и т.д. Мы сдали шесть объектов в Пижанке, пять — в Туже, два – в Кикнуре, четыре – в Санчурске, подъезд к Мари-Ушему, подъезд к Яранску через Пиштань.
– Вы ничего не сказали о сложностях в работе предприятия.
– На федеральной дороге было требование работать только с автоматикой, соблюдая все промили. Мы справлялись с этой работой хорошо, правда, и средств там выделялось в два раза больше. Жаль, что те участки дороги, что мы сделали на Йошкар-Олу и которые требовали только косметического ремонта, сегодня эксплуатируются и ремонтируются не надлежащим образом казанско-тужинской фирмой. Большой проблемой для нас является отсутствие песка в районе. Его приходится доставлять за 145 км.
– Каково техническое состояние парка дорожных машин?
– В 2009 году мы приобрели много дорожной техники по лизингу, за который регулярно расплачиваемся. Срок расчета у нас заканчивается в 2013 году. В каждом районе сейчас имеется по одному новому грейдеру, по одной-две КДМки, фрезы, в Яранском участке еще и машина для холодного асфальтобетона, рубительная машина кустов, комбинированный каток. Это облегчило нам работу, так как парк был изношен на 70%. Кроме того, мы арендовали по КДМке в автоколоннах Санчурска и Яранска. Парк техники сегодня соответствует нашим запросам.
– Что осталось сделать до конца года?
– Это грейдирование дорог и очистка их от снега.
– 21 век на дворе, а мы все ездим по бездорожью и ямам?
– У нас самая большая сеть обслуживания автомобильных дорог в области – более 1600 км в пяти районах. Часть из них имеет гравийное и грунтовое покрытие, что осложняет их содержание в весенне-осенний период года. Нам стыдно за непроезжее временами состояние дорог, хотя мы привели в божеский вид асфальтированные дороги района до отдельных населенных пунктов.
– Будут ли у нас муниципальные дороги лучше в 2012 году?
– Меня беспокоит состояние проезда на дорогах в Энгенер, Верхоуслино, Пушкино. Надеемся на увеличение финансирования в 2012 году, но, чтобы сделать дороги до Верхоуслина, Энгенера, Салобеляка, Никулят в щебеночном исполнении, нужны дополнительные финансовые вливания. На 2012 год планируется сделать 3 км в Кикнурском районе, 3 км по Пижанке и 1 км в Яранском районе выравнивающего слоя и 7 км от поворота на Швецово до федеральной дороги «Вятка» у деревни Марково. По ремонту и содержанию муниципальных дорог пока еще ведутся расчёты.
– Что будут делать яранские дорожники по транзитной дороге, которая пройдёт по улицам города, федерального значения?
– На нее выделяется в 2012 году 300 млн. рублей, но львиная доля из них уйдет на строительство моста через Ярань. Если нас пригласят в качестве субподрядчиков, то отказываться не будем. Федеральная дорога финансируется в 10 раз лучше, чем любая районная дорога, поэтому она и обслуживаться будет лучше. Думаю, с улучшением состояния транзитных улиц изменится и отношение яраничей к своему городу.
– Что представляет собой коллектив предприятия?
– Сейчас у нас трудятся 220 человек, летом их значительно больше. Остался надежный костяк, который готов к выполнению любых объемов. В этом году выработка по Яранскому участку составила более миллиона рублей на одного человека. Соответственно, поднялась и зарплата работников. Средняя составляет 14 тыс. рублей, что чуть выше среднеобластного уровня в дорожной отрасли.
– Если судить по цифрам, то строительный сезон был напряженным? Чем отмечен трудовой вклад дорожников за 2011 год?
– Все заказы по содержанию дорог мы выполнили. И я благодарен работникам предприятия за самоотдачу в нелегком дорожном деле. Сегодня многие из них получат заслуженные награды. По Яранскому участку за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу токарь Сергей Серафимович Отмахов отмечен Благодарностью министра транспорта Российской Федерации. За честный, добросовестный труд и высокий профессионализм награждены Почетной грамотой от КОГП «Вятские автомобильные дороги «Яранское дорожное управление № 45» машинист АБЗ Аркадий Иванович Паршаков, машинист погрузчика Виталий Евгеньевич Мальцев, машинист автогрейдера Николай Анатольевич Кудрявцев, кузнец Николай Иванович Головин, мастер по содержанию промышленной базы Николай Николаевич Овчинников.
За трудовой вклад в работу предприятия объявлена благодарность начальнику лаборатории Людмиле Павловне Корякиной, рабочей лаборатории Татьяне Александровне Шелеметьевой и слесарю Сергею Николаевичу Милкову.
Присвоено звание «Ветеран труда Яранского дорожного управления № 45» работникам, проработавшим в системе дорожного хозяйства 15 лет и более: водителю Владимиру Владимировичу Колесникову, машинисту автогрейдера Алексею Васильевичу Лубнину и мне.
Поздравляю с праздником ветеранов труда дорожной отрасли, которые посвятили годы своей жизни беспокойной дорожной службе.
Павел ПОПОВ.
Тракторист К-700 Григорий Павлович Симонов незаменим при перевозке с объекта на объект тяжелой и габаритной техники: асфальтоукладчика, многотонных катков, экскаватора. А в зимнее время он навешивает на К-700 клин и производит снегозадержание и расчистку дорог.
Машинист автогрейдера Николай Анатольевич Кудрявцев мастерски может положить под грейдер асфальт согласно требуемым промилям. Хотя грейдер и не асфальтоукладчик, но он может сделать нужный уклон, хорошо выполняет все виды работ: разравнивает щебень, делает обочины. Николай Анатольевич чувствует технику, как свои пять пальцев. Ему пришлось поработать и на старых машинах, а сегодня у него самый новый грейдер в области.
Тяга к кузнечному ремеслу у Николая Анатольевича Головина с детства, когда постоянно находился в кузнице села Сердеж и с любопытством следил за каждым движением своего дяди-кузнеца.
После школы он стал уже работать вместе ним и даже подменять его. Сегодня делает все, что нужно предприятию: заплести трос, запаять радиатор, наклепать накладки на тормозные колодки, выковать монтажки, воротки, головки, детали к иномаркам и т.д. Кузница оснащена оборудованием, позволяющим резать, сверлить, нагревать и ковать металл, и к такому мастеру с заказами едут со всего района. Ему приходится выполнять очень сложные работы.
Машинист катка Владимир Александрович Бакшаев трудится под началом прораба И.Д. Матвеева. «Жить за Опытным Полем и каждый день к 6 утра быть за рулем нового комбинированного катка, ответственно трудиться на объекте до 6-7 часов вечера на протяжении нескольких лет – это заслуживает большого уважения. Причем он на последнем этапе прикатывания венчает труд всех, не только машинистов катков, но и всей бригады по укладке асфальта. Коэффициент плотности асфальта должен быть не ниже 0,99, а мы сдаем с единицей. Зимой он трудится кочегаром в котельной и прекрасно справляется со своими обязанностями», – такой отзыв о Бакшаеве дал руководитель предприятия А.А. Швецов.
За достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу в дорожной организации и в связи с профессиональным праздником – Днем работников дорожного хозяйства токарь Сергей Серафимович Отмахов отмечен Благодарностью министра транспорта Российской Федерации.
Токарное дело он, как многие из нас, изучал в школе и не думал связывать с ним свою жизнь. Но, как-то серьезно заболев, все лето пролежал на койке и никуда учиться не поступил. Осенью 1971 года ему надо было определяться, и его привел в сельхозтехнику друг детства Олег Кропачев, который там уже работал на фрезерном станке. В СХТ Сергей встретил Ю.Ф. Сушенцова. Этот удивительный человек, влюбленный в свое ремесло, воспитал целую плеяду токарей района. Уже будучи на пенсии, заменял во время отпуска Сергея до тех пор, пока возраст его не перевалил за 80 лет. Даже если он был болен, то, придя в цех, выздоравливал от привычного шума, запущенного станка, запаха смазки и стружки. А Сергей сразу понравился Юрию Филипповичу своей сметливостью. Что-то новое придумает Сушенцов, а тот сразу же применит на деле.
В творческих поисках время летит незаметно. В сентябре уже исполнилось 40 лет, как Отмахов стоит за станками, а их у него пять: сверлильный, строгальный, фрезерный, токарные, большой и малый. Специалистов такого уровня, как он, практически не осталось в городе. Не случайно С.С. Отмахов самый востребованный в районе. Он может выполнить любой заказ. Но сначала обдумывает, как его сделать. Иногда для этого даже придумывает нужные приспособления. Сергей смеется: «Основную работу выполняет голова, а руки за 40 лет лишь автоматически делают свое дело».
За всю производственную деятельность он придумал великое множество оригинальных решений. Сейчас сделал приспособление строгать головки. А раньше, во времена дефицита автозапчастей, сам выливал поршни, затем обрабатывал, ставил в двигатель и ездил на «Запорожце». Только по заказам для мотоциклов ИЖ он изготовил около 150 поршней. Он с легкостью делает резцом любую, даже трапециевидную резьбу. Он, как и его учитель Ю.Ф. Сушенцов, живет своим ремеслом. И мы гордимся, что у нас в городе есть еще такие мастера!
Т.П. КОЛЕСНИКОВА и Н.Ю. КОЛЧИНА |
* Дорожные мастера КОГП «Вятские автомобильные дороги «Яранское дорожное управление № 45» все классные специалисты. Ежегодно мы отмечаем их профессиональный вклад в сохранение дорожной сети районов. Сегодня в их ряды влился Сергей Александрович Смирнов, который на «отлично» окончил факультет дорожного строительства Йошкар-Олинского технического университета. Сейчас проходит «обкатку» на сооружении обочин. Будем надеяться, что растет хорошая смена ветеранам труда.
* Несмотря на то, что Леонид Егорович Мухин и Василий Николаевич Шерстков в штате предприятия числятся дорожными рабочими, но круг их обязанностей очень широк. Они мастера на все руки: могут заделать швы труб, почистить мостовые конструкции, сменить кровлю крыши, на БЦМ поработать. Любое дело им по плечу.
* Галина Фёдоровна Ложкина в дорожной организации трудится 29 лет, из которых 15 – бухгалтером в ДРСУ и 14 – кладовщиком. Она очень много внимания уделяет необходимой по технике безопасности экипировке работников в любое время года, душой болеет как за весь коллектив, так и за каждого в отдельности дорожника, независимо от того, постоянный это работник или временный. Галина Фёдоровна сама ездит в Киров за запчастями и спецодеждой, которую тщательно выбирает, чтобы она не садилась во время стирки и не линяла. Представьте, сколько всего ей нужно перелопатить, если учесть, что обслуживает запчастями и спецодеждой подразделения дорожников пяти районов!
* Отличным работником назвал начальник Яранского ДУ-45 Александр Швецов машиниста асфальтоукладчика Леонида Анатольевича Толстогузова. Он так отремонтировал асфальтоукладчик, что за весь строительный сезон-2011 у него не было ни одной поломки. Как и большинство дорожников, любит свою работу и душу вкладывает в свой труд. Леонид может классно управляться не только с асфальтоукладчиком, но и с любой дорожной техникой. Кроме того, он занимается грейдированием обочин и гравийных дорог, зимой – очисткой дорог от снега.
Машинист погрузчика В.Е. МАЛЬЦЕВ |
Лаборант Л.П. КОРЯКИНА |
Мастер производства Н.Н. ОВЧИННИКОВ |
В этом году впервые за последнее время асфальтный завод ДУ-45 произвел за строительный сезон более 20 тысяч тонн асфальтной смеси.
– 29 тысяч тонн, почти 30, – уточняет мастер производственного участка Н.Н. Овчинников. – Правда, рекорд производительности завода нами нынче всё-таки не был побит. В середине 90-х завод выдал 31 тыс. тонн асфальта. Но в то время объём дорожного строительства, которое вела организация, был больше. Завод остановил производство только в двадцатых числах октября, а нынче мы закончили выпуск асфальта 23 сентября. Были бы ещё работы, могли бы смело пять-шесть тысяч тонн выдать.
В коллектив асфальтного завода, где трудятся опытные стажисты Александр Геннадьевич Ложкин и Людмила Павловна Корякина, пришли новые работники – добросовестные, надёжные, быстро освоившие производство. Второй сезон отработал нынче на заводе машинист асфальтобетонной установки Аркадий Иванович Паршаков, третий – машинист погрузчика Виталий Евгеньевич Мальцев. Они постигали производственный процесс на практике, а главное – усвоили сразу, что от слаженной работы коллектива завода зависят результаты всей организации. В комплексе трудятся над стабильной, безаварийной работой агрегата и машинисты, и сварщик, и электрик. В нынешнем сезоне завод из-за поломки оборудования не простаивал, дорожных строителей не подвёл.
Качество приготовленной смеси отслеживает лаборант Л.П. Корякина. Ещё до начала массового производства асфальтной смеси её СНИПы и ГОСТы утверждаются в областных ведомствах. А в ходе работы проба «на качество» проводится каждый день.
Машинист смесительной установки А.И. ПАРШАКОВ |
Самой высокой оценкой труда коллектива завода являются хорошие отзывы о выработанном материале бригад дорожников на участках и благодарность водителей за ровный уложенный асфальт.