Главная страница | № 134-135 (13260-61), суббота, 7 ноября 2009 года |
• на крыльце у нас сидели
Качество жизни любого человека оценивается временем. Отца Матфея помнят, чтят. В честь его совершают крестный ход. Ему слезно молятся, прося о помощи. Но он не только покровитель и молитвенник о нас, но еще и учитель на нашем жизненном пути. Именно это открытие сделала Фаина Аркадьевна Щекотова вместе с учащимися воскресной школы.
Ф.А. ЩЁКОТОВА. Фото Нины БОБЫКИНОЙ. |
– Что Вас подвигло вести воскресную школу?
– Желание заниматься с детьми, чтобы привести их к Богу. Когда отец Евгений обратился ко мне с этим предложением, я согласилась. Поначалу у нас не было ни программ, ни учебников. Отец Евгений спросил меня: «Что Вы будете детям говорить?» У меня к этому времени уже накопился материал о жизни святых: я много читала о них. И я сказала, что буду им рассказывать о святых. «А как это Вы понимаете святой?» – поинтересовался отец Евгений. «Я это понимаю, как свет!» Он сказал: «Все правильно», и меня по этому пути направил. С тех пор, с 4 декабря 2007 года, я веду воскресную школу. Но он иногда на занятия приходил, и если я что-то не договаривала или не так говорила, то он поправлял меня, подсказывал, вопросы задавал.
– Обучая детей в воскресной школе, Вы видите в них изменения от занятий?
– Конечно. Особенно, когда мы нынче изучали житие отца Матфея. Они просветляются душой. Узнавая о святом, сами светлее стают.
Вижу и сама вместе с ними продвигаюсь в этом направлении. В воскресную школу записалось уже 37 детей. Не все, конечно, каждое воскресенье ходят, но 25 посещают постоянно.
– Летом 2009 года Вы еще прошли и курсы повышения?
– Меня послали в 2008 году на конференцию в Троице-Сергиеву лавру, где ежегодно проходят Глинские чтения, а в 2009 году направили на курсы в Московскую духовную академию. Я сдала экзамены и получила удостоверение, что могу преподавать основы православной культуры. В отдельных регионах изучается этот предмет в школах.
– Вам посчастливилось в конце октября посетить Трифоновские чтения. Чем это было обусловлено?
– Желанием души рассказать о нашем яранском святом чудотворце Матфее. Тема моего выступления – «Изучение живого опыта спасения через приобщение людей к жизни святых». Нам, яраничам, легче всего спасти свою душу, потому что у нас есть святой, Матфей Яранский. Я рассказывала, какие ступеньки и как мы проходили с нашими ребятами. Сначала изучили его житие на занятиях, потом материал музея о Пророчицком мужском монастыре, который был в Опытном Поле. Затем проработали материал Елены Дождиковой, помещенный в газете «Отечество». Когда после этого увидели еще и план Пророчицкого монастыря, то загорелись желанием побывать там: узнать, что от него осталось. Мы нашли несколько монастырских строений: дома, где были кельи монахов и в том числе келья отца Матфея. Она находилась на первом этаже. Там до сих пор жив святой колодец. Из него монахи брали воду, которая была исключительно вкусной и чистой. Мы увидели там метеостанцию, которую впервые построили монахи и стали следить за погодой. Вот почему местечко называется Опытным Полем. До сих пор уцелели дома, где располагались мастерские, столярная и слесарная монахов. Уцелел дом, где была баня, и место, где находилась пасека. Ряды лиственниц, что посадили монахи, стоят до сих пор. У них было два леса: светлый и темный, и по воспоминаниям жителей, эти леса выглядели, как парки. Вот в каком порядке они там все содержали! До сих пор это ощущается. Здание, в котором сейчас находится школа, тоже было построено при монастыре. А монастырь в 1921 году разогнали, и окна в этом здании уже вставляли во времена колхоза. Храм Анны Пророчицы стоял, потому что монастырь построен на деньги Анны Дмитриевны Беляевой. Она отдала все свое состояние на его постройку. Храм был деревянный, и кровля его рухнула 9 мая 1945 года, а до этого времени в нем еще шли службы. Осталось монастырское кладбище, где похоронены отец Нил, первый игумен монастыря, и отец Геннадий, второй и последний его игумен. Там только их могилки и остались.
– Сегодня люди осознают величие жизненного подвига отца Матфея?
– Неделю назад меня увлечённо слушали учителя и воспитатели детских садов и задавали вопросы, но прежде всего они интересовались случаями исцеления по молитвам яранского чудотворца. А нам важен реальный пример, сама духовная работа над собой отца Матфея, благодаря которой он и стал святым. Отец Матфей был послан сюда архиепископом Вятским и ехал не с желанием, потому что до этого 10 лет подвизался в Александро-Невском монастыре на Филейках в Вятке. Там служил его духовный отец, схимонах Стефан, и там его могилка, поэтому отец Матфей не хотел оттуда уезжать. Но послушание есть послушание, и он сюда был направлен в помощь игумену монастыря Нилу, который строил монастырь. Отец Матфей был духовником всей братии и даже Виктора Вятского и Глазовского — святого, про которого знают далеко за пределами Кирова. Я была во Владимире, где его знают и поклоняются его иконе. Это ж каким духом надо было обладать, чтобы наставлять не только монахов, но и таких людей!
Отец Матфей прожил в монастыре 20 лет. Здесь его основное служение. Он взял на себя обет молчания, поэтому много не общался с людьми, ходил, опустив голову, а слава его исцелений и пророчеств уже пошла о нем, когда он пребывал в Ершово. А уехал туда после закрытия монастыря. В Ершово крестьяне построили отцу Матфею маленький домик, что баньку. Вот как любили его. А люди к нему шли за сотни километров пешком. И всякому он помогал. Здесь дар его прозорливости и проявился. Он говорил: «Если нужна людям моя помощь, то как я могу им отказать?! Не откажу». И никого не оставлял без утешения, откликался на все людские просьбы. А в Беляеве стоит тот храм, где молился в уголочке за печкой в уединении отец Матфей. Мы с ребятами в этих местах побывали. В Беляеве сходили на могилку отца Иосафа. Везде свечки поставили, помолились и прибрались.Потом проводили викторины о жизни отца Матфея и рисовали рисунки. Самое полезное, что мы сделали, сходили в дом-интернат инвалидов и престарелых. Там ребята рассказали про отца Матфея и подарили его портреты, написанные его другом отцом Иосафом, с которым жили в Пророчицком монастыре в одной келье. Наше выступление понравилось всем слушателям, и нас просили, чтобы мы приходили чаще. Мы будем туда ходить обязательно, когда приготовим рождественский, а затем и пасхальный праздники. Ребятам это все на душу ложится: ведь то, что происходит с ними в детстве, не забывается.
– Насколько важно возрождение православной культуры в России?
– Если мы будем изучать православие с детских лет, то будем содействовать самому главному – приводить детей к Богу. Конечно, все не придут к Нему. Часто дети изучают православную культуру, ходят в воскресную школу до 12-13, а потом их что-то другое в жизни привлекает. Но когда-то эти семена все равно дадут всходы. Пусть человек в молодые годы отвлекся каким-то делом в жизни, но все равно позднее он придет к Богу. Мы живем здесь только для того, чтобы приготовить и спасти свою душу. Потому и тема нашего исследования – «Изучение живого опыта спасения». Мы спасаемся в церкви, потому что больше негде спастись.
– Почему Вы взяли за основу житие святых?
– Да с кого же мы можем взять пример, как не со святых, и поучиться у них хотя бы не сотой, а, может, миллионной доле. И немножечко быть похожими на них. Изучив жития святых, дети и приходят к Богу. Они видят, они же мудрецы и все очень хорошо понимают: святые пришли к Богу – значит, и мы должны прийти к Нему и только через это можем спастись. А сейчас мы жития святых изучаем и в 1-й и во 2-й год обучения. Особенно нравится детям, когда им рассказывают об их святых. У меня записаны все дни рождения ребят, и как приближается чей-то день ангела, то мы слушаем про его святого.
Павел ПОПОВ.
• новость одним абзацем
Авторитет нашей области будет отныне прирастать и денежными знаками, которые вводятся в обращение на территории всей страны. 2 ноября 2009 года Банк России выпустил в обращение памятные монеты номиналом 10 рублей с изображением герба Кировской области. Монета выглядит, как привычные десять рублей. Она комбинированная, состоит из двух частей: диска, изготовленного из металла белого цвета, и внешнего кольца, изготовленного из металла желтого цвета. На оборотной стороне монеты – наш герб, а на кольце по окружности – надпись: «Кировская область». Тираж монеты составил 10 миллионов штук.
Будущее яранских строителей выглядит вполне определённым, так как «ПМК-20», согласно поданной заявке, войдёт в состав некоммерческого партнерства «Объединение строителей Кировской области» (ОСКО). С 1 января 2010 года прекращается действие лицензий на осуществление инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Вместо этого строители будут вправе выполнять работы только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Яранские строители о своём будущем, как видим, позаботились в числе других 160 профильных организаций области.
Защитила наша прокуратура права женщин, которым было отказано в выдаче материнского сертификата на основании того, что их новорожденные дети умерли в первые сутки после рождения. Прокуратурой Яранского района предъявлены в суд три иска о признании незаконным решения Пенсионного фонда об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдать такой сертификат – об этом сообщает пресс-служба прокуратуры области. Суть исков в том, что не может быть ограничения права женщины на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни ее ребенка и наличия у нее именно свидетельства о рождении ребенка (а не справки о рождении). Закон таких подробностей не содержит, а стало быть, выдача сертификата на материнский капитал при предъявлении справки о рождении ребенка допускается. В настоящее время иски рассмотрены и удовлетворены.
Ансамбль «Импровиз-рояль», под руководством доктора искусствоведения, проректора Казанской государственной консерватории Александра Маклыгина, выступит 9 ноября в зале Яранской детской школы исскуств. Это будет настоящий вечер камерной музыки.
Целеустремлённость и мастерство помогли яранским волейболистам завоевать успех на зональных соревнованиях первенства области. Мужская сборная города выиграла у команд Санчурска и Кикнура с одинаковым счётом 3:1, тем самым завоевала путёвку в финал областных соревнований по волейболу, которые пройдут в эти выходные в Уржуме. Победный состав яранской команды таков: А. Ефимов, А. Негорелов, И. Милков, А. Черепанов, А. Романов, А. Метелёв, А. Пургин, А. Коновалов.
• знай наших!
Сергей Шелепов на вручении премии в Москве. Фото Елены ЯНГЕ |
30 октября в Москве в Центральном доме литераторов прошло награждение лауреатов конкурса «Национальная литературная премия «ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ» за 2009 год. Приехали писатели из США, Германии, Австрии, Черногории, Кубы... Отмечен золотым лауреатом этой премии, с вручением фарфоровой статуэтки «Золотое перо Руси», и наш земляк, писатель Сергей Евгеньевич Шелепов за его роман, так же про нас, яранских, под названием «Вятская рулетка».
– Рада за Яранск, ибо ваш представитель – достойнейший человек, – так прокомментировала это событие писатель Елена Янге. – Теперь самое взыскательное жюри сказало: «Да, есть на яранской земле писатель, который достоин «Золотого пера Руси», и имя его – Сергей Шелепов».
Скажу вам: эта литературная премия – одна из самых престижных международных премий русскоязычного мира, ибо оценивает безымянные произведения. Происходит это так: каждый член жюри составляет свой шорт-лист, а затем они сравниваются. Кто набрал большее число баллов, тот и победил, вне зависимости от уже имеющихся чинов и званий. В результате получается максимально объективный результат: то есть оценивает конкурс мастерство и талант, а не известность и популярность. Хотя среди лауреатов «Золотого пера Руси-2009» есть и известные имена: поэт Евгений Евтушенко, режиссёр Наталья Бондарчук, документалист Андрей Скляров, сказочница Софья Прокофьева. Теперь в этом списке есть ваш земляк – обаятельный человек и талантливый писатель – Сергей Шелепов.
Александр ДЕНИСОВ.
• горячая тема
В сентябре нынешнего года состоялось заседание мирового суда, который взыскал с одной яранской бабушки (Антонины Павловны Гавриш, 82 лет от роду), в пользу ОАО «Коммунэнерго», задолженность по оплате потреблённой тепловой энергии (а в реальности – плату по корректировке за отопление в 2007 и 2008 г.г.) в сумме 8256 рублей 48 копеек, плюс возврат госпошлины – 330 рублей 26 копеек. Это несмотря на то, что бабушка все эти годы ежемесячно и в срок платила за отопление по громадным нормативам теплопотребления строго по предъявляемым ей счетам-квитанциям. Одним словом, за свои «хоромы» частного «коттеджа» общей отапливаемой площади в 33,9 кв. м она заплатила за данный период 27 789 рублей 24 копейки.
Коммунэнерговцам показалось этого мало. Они, по-видимому, решили, что бабушке, в её-то годы, деньги её пенсии нужны куда меньше, чем им. И хотя наша бабушка в мировом суде была одна и выглядела, как маленький кролик перед большим коммунэнерговским удавом, она не согласилась с решением мирового суда и обратилась в вышестоящий суд с жалобой. Районный суд принял заявление смелой бабушки и рассмотрел её дело.
Целый день доказывала бабушка суду, что она не верблюд и столько тепловой энергии, сколько насчитали, ей не нужно. Что «сверка» и «выборка» её тепловой энергии никакого отношения к фактическому потреблению этой самой энергии её домом не имеет, но…
Бабушка имела неосторожность подписать договор на теплопотребление, выраженное в горячей воде, с теплоснабжающей организацией ОАО «Коммунэнерго». В договоре подписалась и под величиной часовой тепловой нагрузки на отопление её дома, равной всего-то 0,0061 гигакалорий в час. Откуда ей было знать, что такая микроскопическая величина (меньше самой маленькой «мушки»), которую даже трудно представить, – при определённых с нею (величиной) действиях – может, причём мгновенно, определить размер платы за отопление для целого «слона». Попробуй-ка, бабушка, разберись, что тебя обманули, да обжалуй данный договор в суде!
«Коммунэнерго» определило фактическое потребление тепловой энергии для бабушкиного дома согласно Методике Госстроя России от 2000 года. При этом Методика применена избранно: то есть конкретно для бабушкиного дома, а к примеру, не для котельной, дающей тепловую энергию данному дому.
На судебном заседании представители «Коммунэнерго» выступали в своём «репертуаре»: мы, мол, «бедные», «сирые»… Они не хотят учитывать отпущенную потребителям тепловую энергию от своих котельных в Яранске, не считают технологические потери при передаче тепловой энергии, а соответствующий остаток тепловой энергии не распределяют на всех потребителей по присоединённой сети. Они не производят от величины норматива потребления коммунальных услуг перерасчёт размера платы за отопление, как того требует закон. И, оказалось, вообще никто не желает заставить работать ОАО «Коммунэнерго» по нашим, российским, законам! Суд проигран…
По моим данным, управляющие компании Яранска произвели расчёт платы корректировки за отопление куда ещё интереснее, чем это сделало ОАО «Коммунэнерго».
Остаётся спросить у яранских юристов: есть ли у вас, господа, профессиональная честь? Ведь вас, как и всех других, «ошкуривает» «Коммунэнерго» своей платой за отопление! Притом, что договор, заключённый между ОАО «Коммунэнерго» и теми, кто вышел из-под опеки управляющих компаний, — «липа» чистой воды. От нежелания профессиональных юристов разобраться в проблеме скоро все мы, и простые граждане, и власть имущие, заживём ещё куда «интереснее и веселее», поскольку тарифы на тепловую энергию будут отпущены в «свободное плавание»...
А. УЛЬЯНОВ.
• проблема
В интервью корреспонденту «Отечества» от 3 октября заместитель главы администрации городского поселения по вопросам жизнеобеспечения Николай Васильевич Ефремов заявил: «Отопительный сезон мы начинаем, как и положено, в срок, и все объекты теплоснабжения действуют в стандартном режиме». Он слукавил, так как котельная по улице Рудницкого, 52 начала работать с 8 октября, да и то с большими перебоями – из-за прорывов на теплотрассе.
Спустя месяц ваш покорный слуга вновь побывал на реконструированной котельной, которая предназначена для отопления микрорайона «Соколы». Накануне там произошло новоселье: работникам отвели комнату под бытовку и поставили шкафчики. А до этого каждый из них переодевался где придется. Да вот только радости от новоселья испытать работающим здесь людям не пришлось. В бытовке, где они должны переодеваться, питаться и отдыхать, было холодно, как и возле котлов. Запущен в работу один котел, температура теплоносителя на выходе была 40 градусов. Несмотря на теплую погоду на улице, в помещении — промозглый холод. Иначе и быть не могло, так как котел защищен теплоизоляцией, как и трубы, а отопление в помещении не смонтировано. В туалете нет ни унитаза, ни раковины. В душевой все переломано и также нет воды.
В помещении, где стояла ванна для стирки рабочей одежды, смонтирована щитовая, поэтому теперь не постираешь и спецодежду. Воду для питья кочегары вынуждены брать из пожарного гидранта на первом этаже и таскать на второй. Лаборант и по совместительству техслужащая, чтобы сделать уборку, должна носить холодную воду на третий этаж. Сохранился туалет на этом этаже, но без воды им пользоваться нельзя. А ведь до реконструкции на всех этажах была вода, санузлы и душевые работали.
Администрация города мотивирует работу персонала котельной в экстремальных условиях отсутствием денег. В очередной раз она ставит эксперимент на выживание работников котельной, заставляя их трудиться в нечеловеческих условиях.
20 млн. рублей израсходовано на реконструкцию, но как можно унитазы, мойки, ванну убрать, воду отключить и ничего не восстановить?! По проекту котельная считается механизированной, а на деле кочегары лопатами кидают уголь на загрузочный шнек. Вот и приходится руководству МУП «Вулкан» вместо одного кочегара держать в смену троих: двоих на загрузке угля на улице. Еще нет морозов и работает пока один котел, а если мороз подожмет, то минимум надо будет 5 человек на смену, чтобы перекидать 15 тонн угля! Это ляжет на плечи квартиросъемщиков дополнительными расходами на оплату за отопление.
Приемный бункер сделан без площадки для разгрузки угля и с такими крутыми откосами, что въехать наверх машина не может. Кочегары-стажисты такого проектного «чуда» еще не видывали. Поэтому очень сомневаются в том, что микрорайон будет с теплом, если сами замерзают в котельной.
А 3 ноября опять прорвало теплотрассу, и вновь на пару дней был остановлен котел. Жителям «Соколов» ничего не остается, как ждать обещанного тепла.
Павел ПОПОВ.
• календарь «Отечества»
Осенний переворот 1917 года в России новые идеологи вскоре назвали Великой Октябрьской социалистической революцией, и день, когда она свершилась, на семь десятилетий стал главным государственным праздником. После перестройки его переименовали в День примирения и согласия, а недавно он стал просто 7-м днём 11-го месяца…
Ушлые подручные политиков вырыли из российской истории 1612 год с датой поблизости, и теперь мы отмечаем День народного единства. Мало кто объяснит, чем он знаменит. Да и тех, кто в советские времена ходил на демонстрации, остаётся всё меньше. Ответила же на днях десятиклассница (не двоечница!): «Комсомол? Ну, это мужчина, деятель какой-то». Если нынешним школьникам процитировать стишок «День 7 ноября – красный день календаря», что они вспомнят? Может, цвет крови?..
Самые много знающие из них о событиях 1917 и последующих годов судят по прочитанным книгам, просмотренным кинофильмам. Но и к нам, нынешним старшим поколениям, понимание приходило тем же путём. Через прозу, через стихи… Стихи, мне кажется, особенно ложились на сердце. «Но вы не знали, что в сплошном дыму, в разворочённом бурей быте, с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий» (С. Есенин). Как же его современникам было непросто! Открывала ли революция дверь в светлое будущее, как уверяли красные? Или правы были белые, насмерть стоявшие за прежнюю Россию? Ответ на эти вопросы стоил миллионов жизней и в Гражданскую войну, и в мирные 20-30-е, и в 40-е роковые, когда вроде бы уже было ясно: «Есть в наших днях такая точность, что мальчики других веков, наверно, будут плакать ночью о времени большевиков» (П. Коган).
Послесталинская «оттепель» экскурсом в начало века познакомила нас с Максимилианом Волошиным: «И красный вождь, и белый офицер, фанатики непримиримых вер, искали здесь, под кровлею поэта, убежища, защиты и совета». Потрясающий человек! В СССР его не печатали как раз за то, что он молился и за тех, и за других…
Долго не печатали и Булата Окуджаву. За отсутствие оптимизма, за непрославление партии и правительства. Но о революции и постреволюционном времени он, великий романтик, 1924 года рождения, писал, как надо: «Я всё равно паду на той, на той единственной гражданской, и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной». Романтиком был и прошедший эту войну Михаил Светлов. Но в конце своего лучшего стихотворения он… как бы отрёкся от идеалов юности: «Новые песни придумала жизнь. Не надо, ребята, о песне тужить. Не надо, не надо, не надо, друзья… Гренада, Гренада, Гренада моя».
Мы, потомки, многое передумали, переосмыслили, переоценили – потому что много перечитали. Волошин писал, что для Европы Россия была лакмусовой бумажкой: история восточного соседа призывала не повторять его ошибок. Такая вот у нас трагическая роль в мире…
Но это наша история, и нам не знать её грех. Если старшие 7 ноября вспомнят, как ходили на демонстрации, как пели: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди», расспросите их об этом празднике, младшие! Как там у Высоцкого? «А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, и когда наши кони устанут под нами скакать, и когда наши девушки сменят шинели на платьица, не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять…»
Софья ГРИГОРЬЕВА.
• юбилей
Тётя Саня, баба Саня (так по-родственному называют её все знакомые) недавно отметила юбилей – 90 лет, хотя на вид ей не дашь и 60-ти. Александра Сергеевна Сурнина – одна из последних жительниц деревни Пержа, которая помнит историю этой маленькой деревушки, события нескольких последних десятилетий.
Здесь она родилась, росла в большой семье – одна среди троих братьев: Николая, Ивана и Арсения. Родители, Сергей Прокофьевич и Мария Ивановна, всю жизнь трудились на земле, поэтому очень хотели, чтобы дочка освоила грамоту. Старательно училась Саня все четыре года в Первомайской школе и сегодня с благодарностью вспоминает свою первую учительницу: «Лидию Кузьмовну все уважали, слушались».
Все последующие, летящие друг за другом, как птицы, годы связаны только с работой. «Всё делала: молотила, косила… В колхозе до войны работала рядовой. Тяжело было, но все так трудились. Началась война. Первым взяли на фронт брата Николая. Когда поехали в Котельнич провожать его, он наказал мне дома быть, не уходить никуда. И почти сразу собрали нас, девчонок, в сельском совете и выдали повестки, – вспоминает Александра Сергеевна. – Доехали мы до Котельнича, а нас обратно вернули. Зиму работали на Головинском участке в лесах, на заготовке дров. А весной отправили в Омутнинск на металлургический завод. Работали на завалке печей, в смене три девчонки, два парня и начальник. Железо сваливали в ковш, который увозил его в печь. Жарко было: заслон откроют – мы руду прямо туда и кидаем. Тяжелая работа для девчоночьих рук, всю смену сырыми ходили. Жили на частной квартире, денег, которые платили, хватало только на еду».
Война для Сани Сурниной и её подружек шла у доменных печей. Домой её отпустили в 1945 году, после октябрьских праздников, и то только по семейным обстоятельствам: умерла мама, Николай погиб, а Иван пришёл весь израненный – так, что даже отцу приходилось его одевать-обувать. После женитьбы Ивана в доме появилась хозяйка, Александру снова стали направлять на работы в лес: пилить и колоть дрова.
Пришлось и на ферме поработать. Рано утром бежали на ферму с подружками: три километра в один конец! Три дойки за день, и все вручную. До самой пенсии трудилась Александра Сергеевна дояркой. Честно и по совести. Да и после выхода на заслуженный отдых продолжала работать.
– Награды?
– Премии нам за работу чаще выдавали материалом, продуктами. Есть медаль «Ветеран труда».
К сожалению, нет у Александры Сергеевны никаких льгот за работу в военное время. В сельском совете были потеряны все документы, подтверждающие, что она проработала почти всю войну на стратегическом военном объекте. Обидно…
Всю жизнь прожила тетя Саня с братом и снохой, водилась с племянниками. Самой ей так и не пришлось выйти замуж, нарожать детей. Причиной тому – война. «Не за кого было замуж-то выходить», – с грустью говорит баба Саня. – Кто в первую партию на фронт ушёл, почти все погибли. Много парней деревенских не вернулось, не было женихов-то».
Сейчас Александра Сергеевна – самая, самая в большой семье Сурниных: все её любят, уважают. В день рождения собирались, чтобы поздравить любимую тётушку и бабушку с юбилеем. Здоровья тебе крепкого, тётя Саня, и долгих лет жизни.
Л. КИВЕРИНА.
• событие
Фото Ирины ПИКОВОЙ. |
Памяти наследственной будет отныне служить созданный при краеведческом музее военно-исторический клуб «Светло-Яр» для яранских школьников.
Слово «Светло-Яр» в названии нового объединения составили из двух значимых для нашего города слов: «Светлый» (означающее божественность, чистоту) и «Яр» (холм, а крепость на холме, известно, – это то, с чего вообще начинался Яранск). Связав два слова в одно, музейные работники сумели отразить в нём святость яранской земли вместе с воинской славой наших предков.
Ах ты, батюшка, славный град Яранск!
Ты стоишь велик на крутом холме,
О тебе идёт слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая…
Славу и доблесть предков призваны укреплять и умножать будущие поколения яраничей. Именно поэтому в составе нового клуба они будут основательно изучать историю русских военных дружин и секреты их ратного мастерства, сочетая эти уроки с познанием истоков краеведения.
На церемонии открытия клуба будущие его члены, старшеклассники школ города, уже прошли первые испытания: девушки постигали азы плетения кольчуги (пока из полосок бумаги), а юноши померялись силами в стрельбе из лука по мишеням, в борьбе на руках, за что в финале мероприятия были торжественно посвящены в ратники русской дружины.
Александр ДЕНИСОВ.
• дата
Времена и события, связанные с претензией на власть в России появившегося в августе 1607 года нового «царя Дмитрия Ивановича», известного нам по истории как Лжедмитрий II, получившего от народа меткое прозвище «тушинский вор», не обошли и яранскую землю. Этим событиям исполнилось четыре столетия.
Лжедмитрий II начал поход из Стародуба к верховьям Оки. В июне 1608-го года обосновался в подмосковном селе Тушино. С этого времени Русское государство фактически раскололось надвое: часть земель находилась под контролем Лжедмитрия II, другая – признавала власть боярина Василия Шуйского, «выкрикнутого» царём ранее, ещё по бесславному концу Лжедмитрия I. К концу 1608 г. «тушинцы» были разбиты, и 1 января 1609 г. под Свияжском их «многих людей бесчисленно побили на голову, и трупу их легко побитых на семи верстах, а кололи их что свиней, и многих живых поймали и в Казань привели». Остатки войск самозванца под предводительством арзамасских мурз Бибая и Теребердея подошли к Санчурску, привели санчурцев к присяге «вору» и послали в Яранск своего агента, уроженца гор. Слободского Чуватку Яковлева с «воровским листом» и с поручением подготовить восстание в пользу «вора». Яковлев навербовал в Яранске значительное количество сторонников и организовал мятеж в городе во время наступления на него «тушинцев».
5 января 1609 г. Яранск захватили. Отряд яранцев, во главе с Петром Глуховым, пытавшимся организовать сопротивление, был перебит. Яранцы приведены к присяге «вору» неволею. Избрали в правители града сына боярского Асанчука Горихвостова, в подьячие при нём – соборного дьячка Павлика Мокеева.
Чуватка Яковлев поехал в Котельнич, чтобы и там подготовить почву для мятежа, но его схватили и отправили в Хлынов, где вятский приказной князь Михаил Фёдорович Ухтомский, с агентом расправившись, послал в Котельнич своих ратных людей. Одновременно он стал стягивать в Хлынов воинские силы, организовал разведку в захваченных мятежниками районах.
Яранский правитель Горихвостов попросил поддержки Ухтомского, однако это письмо не дошло по назначению. Посланцев, Лёвку и Игнашку Тогачёвых, на реке Пижме захватили повстанцы, отняли письмо, а самих убили. 27 февраля в Яранск прибыл от «тушинцев» курмышский сын боярский Иван Дубенский, который арестовал и повесил Асанчука Горихвостова. 29 марта в Яранске выступил хлыновец Баженко Васильев, сын попа Никольской церкви, и «учинил в миру смуту великую, а сказал: на Вятке де вятчане радеют вору крест целовати». Яранцы написали приговор о посылке на Вятку делегации для приведения присяги «вору». В её состав были выбраны сын боярский Никита Рамейков, соборный поп Евдоким Дмитриев, вятский пушкарь Михаил (Михалка Вятчанин), стрелец Фрол Желваков, казанский стрелец Пётр Лукьянов, подьячий Павлик Мокеев и Тренка Васильев, брат «тушинского» агитатора Баженки. 9 апреля делегация прибыла в Котельнич. Там наместник Захарий Панов и его помощники переловили яраничей, отправили их в Хлынов. Ухтомский произвёл допрос и расправу. Евдокима Дмитриева и Михалку Вятчанина повесили, Павлик Мокеев и Пётр Лукьянов бежали, судьба остальных не известна.
В марте против Кукарки двинули военную силу из Казани. Рать сожгла слободу дотла. 18 ноября мятежники осадили Котельнич и после приступа взяли город. Снова пошли во все города Вятской земли «воровские грамоты». К декабрю Устюг Великий, Сольвычегодск, Соликамск послали отряды на Вятку, в помощь Ухтомскому, и он двинул силы на Котельнич. «Тушинцы» не решились принять бой и отошли в Яранск. Взятие Яранска и освобождение его от «тушинцев» состоялось в январе 1910 г. Руководил войсками из Хлынова ратный воевода Пётр Иванович Мансуров.
В июле 1610 г. бояре свергли с престола и насильно постригли в монахи Василия Шуйского. А осенью Яранск снова оказался в руках восставших казаков, стрельцов и посадских людей, к которым по пути из Чебоксар пошли марийские повстанцы, но на сей раз город вскоре был освобождён правительственными войсками.
Конец смутных времён обозначен теперь недавно появившимся в календаре праздником 4 ноября – Днём народного единства. С 1611 г. в России нарастали патриотические настроения. С призывом прекратить раздоры, восстановить единство страны выступал патриарх Гермоген. Первому ополчению не удалось прогнать иноземцев из Москвы, а в Пскове к концу года объявился Лжедмитрий III, который там был оглашён русским царём. Но осенью 1611 г., по инициативе Кузьмы Минина, в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения, силами которого и была освобождена столица. В 1613 г. Земский собор избрал царём шестнадцатилетнего Михаила Романова.
М. КОЖИНОВ, сотрудник краеведческого музея.