Главная страница №107 (13077), суббота, 6 сентября 2008 года

• на крыльце у нас сидели

Чтоб пожара избежать, надо правила всем знать

Начался новый учебный год. Теперь для сотен яранских учащихся школа станет как бы вторым домом, так много времени они проводят в ней. Естественно, взрослых волнует: насколько безопасны для детей школьные здания? Чтобы прояснить вопрос с их пожарной безопасностью, мы пригласили к разговору начальника отдела госпожнадзора Константина Владимировича Чеснокова:

К.В. ЧЕСНОКОВ

— Чтобы обозначить серьёзность освещаемой проблемы, приведу некоторые факты и цифры. Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, на которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей, что составляет 5% от общего числа погибших. В Кировской области за 7 месяцев 2008 года произошло 1309 пожаров с ущербом более 50 млн. рублей. В огне погибли 159 человек, из них 8 детей, травмировано 142 человека, из них 10 детей. Огнем уничтожено 212 жилых домов, 101 садовый домик, 113 надворных и хозяйственных построек в жилом секторе. На объектах образования Кировской области за это же время произошло 3 пожара, и, к счастью, люди в них не пострадали.

Всем памятны события апреля 2003 года, когда горели школа в пос. Сыдыбыл Республики (Саха) Якутия и интернат для слабослышащих детей в Махачкале. Много погибших и пострадавших, а причина в том и другом случае — неисправность электропроводки. Это я к тому говорю, что многих пожаров могло не случиться, если бы ответственные за пожарную безопасность лица проявляли бдительность и хотя бы чуть-чуть усердия.

— Как говорят: знал бы, где упадёшь…

— А для чего же тогда существуют Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03)?

Они утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 №313, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 №4838 . Есть и отдельные Правила пожарной безопасности для учреждений образования, которые должны знать и соблюдать все находящиеся в учебном заведении.

— Каковы их основные требования для школ?

— Прежде всего контроль за повседневным выполнением правил пожарной безопасности в помещениях и учебных кабинетах возлагается на преподавателей, занимающихся в кабинетах, а по зданию в целом — на директора школы. Все работники и учащиеся школы обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара – принимать все зависящие от них меры по вызову пожарной охраны, по спасению людей, материальных ценностей и тушению возникшего пожара.

В здании должен быть разработан план действия сотрудников по обеспечению безопасности и эвакуации учащихся, эвакуации ценных бумаг, по тушению пожара, в случае его возникновения. Для эффективной эвакуации не реже одного раза в полугодие (а для объектов с круглосуточным пребыванием людей — раз в квартал) должны проводиться практические тренировки всех задействованных лиц — таково решение совместной коллегии Государственной противопожарной службы и Департамента образования Кировской области. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в исправном состоянии, и каждый сотрудник должен уметь ими пользоваться. Прилегающие территории и помещения здания школы надо содержать в чистоте, ни в коем случае не разводить костры, не сжигать мусор на территории школы и вблизи строений.

Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и водоисточникам следует содержать в исправном состоянии и не загромождать их материалами и оборудованием. Зимой дороги, проезды и подъезды, а также крышки от пожарных гидрантов необходимо очищать от снега.

Противопожарные системы и установки (средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери и т. п.) в здании всегда должны быть исправны и соответствовать проектной документации.

Лестничные клетки, основные и запасные выходы, проходы, коридоры, тамбуры необходимо содержать постоянно свободными и ничем не загромождать. У нас же готовы устраивать порой тут чуть ли не кладовые, а также хранят под лестницами сгораемые материалы. То же — и в подвальных, чердачных помещениях. Их надо содержать в чистоте и запирать на замок. Ключи от чердачных помещений, а также от запасных эвакуационных выходов должны храниться в определенном месте.

В классах, кабинетах парты, столы, стулья следует расставлять так, чтобы был обеспечен свободный выход из помещения.

Электроприборы по окончании работы необходимо отключать от сети. Большую опасность в школе представляют собой кабинеты физики и химии. Она создается наличием в них большого количества электрических приборов и химических веществ, которые при неумелом обращении или шалости могут стать причиной пожара. Работы в этих кабинетах проводятся только в присутствии преподавателя. Неисправными электроприборами, сломанными электророзетками и вилками пользоваться нельзя. Обо всех неисправностях надо сообщать преподавателю. То же — в столярных и слесарных мастерских. Рабочие места после занятий принимает преподаватель.

— Контроль со стороны взрослых дисциплинирует детей?

— Школьники, особенно старшие, и сами должны быть готовы помогать взрослым в экстренных случаях. Конечно, это не связано с тушением пожара: этим должны заниматься взрослые. Дети могут помочь умением сориентироваться в ситуации, без паники, дисциплинированным поведением. Если пожар произошел в школе или другом месте, где есть взрослые, которые взяли на себя работу по тушению пожара и эвакуации людей и материальных ценностей, то учащимся прежде всего необходимо точно выполнять их указания, уйти от огня в безопасное место спокойно и без паники, помочь младшим и успокоить их. Если школьник сам обнаружил пожар и рядом не оказалось взрослых, он должен знать, что нужно немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону «01», назвать точный адрес, организовать встречу пожарных машин. Если есть возможность и жизни ничего не угрожает, можно принять посильные меры к спасению малолетних детей, увести их из опасной зоны.

— Значит, всем надо хорошо знать ещё и правила поведения при пожаре?

— Пусть эта тема станет предметом бесед на классных часах в школах, а также нашего следующего разговора на страницах газеты.

Александр ДЕНИСОВ.


• с диктофоном по улице

Вахта – это маленькая жизнь. Порознь

Можно по-разному относиться к такому весьма распространённому явлению, как вахта. Уезжает в поисках «длинного рубля» трудоспособное население: надо как-то прокормить-одеть семью, выучить ребят! Это явление вынужденное и, хотя приносит доход, однако практически асоциальное, разрушительное.

А что думают яраничи? Давайте послушаем их…

На заработки.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

Алевтина, 46 лет: – Правильно и делают: им хочется заработать. Надо одевать, кормить, детей. У нас-то в районе работа, может быть, и есть, но платят за неё не так, как надо.

Галина Борисовна, адвокат: – Я отношусь к этому отрицательно, потому что люди должны зарабатывать там, где живут. А когда люди уезжают на заработки, страдают семьи, дети остаются без воспитания, нарушается ритм жизни. Это говорит о том, что государство о нас плохо заботится, не создаёт условий для жизни людей. Мне приходилось рассматривать дела, когда дети совершали преступление, потому что оставались без присмотра: родители были на заработках.

Наташа и Настя: – Ничего хорошего в этом нет. Но надо же как-то содержать семью. У нас родители тоже сводят концы с концами, но так, впритык…

Надежда Юрьевна, педагог: – Конечно, это плохо. Мой брат ездит уже 10 лет. Жена без мужа – это плохо, я считаю. Как и муж без жены.

Валентин, 53 года, психолог: – Плюс в том, что те люди, которые ездят на вахту, имеют возможность создать семьям более комфортные условия жизни. Плюс, что повышается уровень жизни в целом в городе, привезённые деньги люди тратят и на этих деньгах «поднимаются» предприниматели. А иначе с чего бы росло, как на дрожжах, количество магазинов! Но миграция населения способствует оттоку рабочей силы. И я считаю, что если здесь не могут дать нормальную зарплату, то это в общем-то выход из положения, который люди находят сами. Минус и в том, что дети остаются без родителей. Какое может быть воспитание?! Возникают и хозяйственные проблемы. От всего этого человеку хочется сбежать обратно на вахту… А в общем-то что это за жизнь, если супруги живут порознь?!

Ольга ДЕВЯТЕРИКОВА.


• календарь «Отечества»

Собиратель древностей

Исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Андреевича Спицына, археолога, историка, специалиста по исторической географии, краеведа.

Александр Андреевич Спицын родился 14 августа (по старому стилю) 1858 года в гор. Яранске Вятской губернии. Происходил из мещан. Своё детство провёл в Котельниче, а ученические годы – в Вятке. По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета в 1882 году А.А. Спицын возвратился на родину, в Вятку, где работал преподавателем истории в женской гимназии. В это время появляются его первые научные статьи по истории и археологии Вятского края. Одна из работ, «Каталог древностей Вятского края», была представлена в качестве кандидатской диссертации. В 1892 году Спицын приглашен в Петербург и назначен членом Археологической комиссии, а несколько позднее (в 1909 году) он читает курс лекций по русской археологии в Петербургском университете.

В год революций Александр Андреевич был уже профессором университета. Со дня основания Государственной академии истории материальной культуры (1918 год) он избирается действительным её членом.

Одной из ценнейших работ, начатых А.А. Спицыным, было составление и издание общих обзоров древностей почти по всем губерниям России. «Пробегая список исполненных работ, — писал Александр Андреевич, — не могу не видеть, что количественно он значителен, но мне всегда искренне казалось и кажется в эту минуту, что прошлое — это так себе, а что настоящее дело меня ждёт в будущем. Это желанное будущее, конечно, курс русской археологии, а за ним — курс русской старины».

Однако завершить, окончательно систематизировать, столь громадный труд всей своей жизни А.А. Спицыну было не суждено: он скончался 17 сентября 1931 года в возрасте 73 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище.

М. КОЖИНОВ, заведующий отделом научно-просветительной работы Яранского краеведческого музея.


• традиции

Как у наших бабушек

Вот такие мы модницы!
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

В старину женщины носили сарафаны. Сейчас этот наряд можно найти только в музее, сундуке или в ансамбле русской песни. И все же, как хорошо пройтись по улице не в таком, как у всех платье, а именно в одежде наших бабушек: красивом и свободном русском сарафане. Радует, что не забываются исконно русские традиции.


• доброе сердце

Первые доплаты донорам

С открытием плазмоцентра несколько снизилась активность доноров в отделении переливания крови районной больницы. Мы не возражаем и даже советуем сдавать плазму, хотя активные доноры всё равно должны получать звание «Почётный донор России» у нас в отделении. Но сейчас бывает трудно заготовить достаточное количество крови для тех пациентов, кому она необходима.

Такой ситуации нет в Советском районе, где все активные доноры остались в отделении переливания крови из-за патриотических чувств, да ещё и потому, что активный донор, сдавший кровь 4 раза в году, получает доплату за четвёртую кровосдачу – 400 рублей и плюс обязательные 120 рублей, то есть уходит с полутысячей вознаграждения. Таких уже нынче 37 человек.

10 сентября областной станцией переливания крови проводится очередной день донора, и мы убедительно просим прийти к нам и студентов (хотя бы раз в году), и доноров резерва, чтобы отдать свою кровь для больных всей Кировской области, которые проходят лечение в областных больницах.

Мы ждём вас, дарители жизни, в поликлинике, в отделении переливания крови.

Геннадий КОРОБЕЙНИКОВ, врач-трансфузиолог.


• встречи

Поэтическим словом — о родине

В один из субботних дней прошедшего августа многолюдно было в городском клубе «Ветеран».

Да иного нельзя и представить, встречая члена Союза журналистов России поэтессу Софию Михайловну Григорьеву (бывшую выпускницу средней школы № 2 С.М. Краеву). Как это замечательно встретиться со своими одноклассниками (и не только с ними) спустя годы и десятилетия!

Первым приветствием гостьи вечера были слова:

— Не забывайте Яранск! Через горы и годы в детство я возвращаюсь, встречаю своих девчонок, друзей. Город, мы с тобою на равных дружили. Ты мне дорог навек и всегда…

Сейчас С.М. Григорьева живёт в Красноярске и всё-таки скучает по родным местам. Конечно же, на этой встрече прозвучало немало стихов Софии Михайловны на разные темы. И я не удержалась, прочла стих о войне и о моём отце. Стихи собственного сочинения также читали Вячеслав Дмитриевич Кислицын и Любовь Викторовна Балдина.

Н. НЕВЕРОВА.

Hosted by uCoz