Главная страница | №105 (13075), вторник, 2 сентября 2008 года |
• время репортера
Расплескался-раззвенелся весёлый праздник, расцветил яркими брызгами узорных нарядов деревеньку, разголосился звонким многоголосием! И лились вольной реченькой русские и марийские напевы, и дивились люди на красавиц в блестящих кокошниках, на мастериц с цветами из бисера, с поясками и туесочками из бересты и расписными резными досочками. Так явился народу в божий день – Успение Пресвятой Богородицы – праздник народного творчества в деревеньке Дворяне…
Русская красавица. Фото Нины БОБЫКИНОЙ |
Ансамбль «Живая вода» |
Проходил он во второй раз. Ныне на него собралось куда меньше народу: многих смутил частый дождик, который прошёл накануне. Но 28 августа погода была на стороне людей, потому что Успение в Дворянах – престольный праздник, и началось всё с молебна, который отслужили в небольшой часовенке.
Было на чём отдохнуть взгляду. Разве не чудо – зимний пейзаж с храмом на простой бутылке?! Или ярко выписанные досочки для резки, ставшие настоящим произведением искусства под рукою мастера! Или – вот уж диво-то дивное! – глиняные игрушки, расписанные в цвета Богородицы – белый и голубой.
Последние можно было увидеть не только на улице, но и в доме автора, Нины Михайловны Колчиной, где для гостей праздника был устроен настоящий музей. В одной его половине гости любовались глиняными смешариками и свистульками, в другой, с прялкой и ткаными ковриками, вспоминали, как жили наши деды-прадеды.
По словам начальника управления культуры района Людмилы Александровны Мининой, это и являлось целью организаторов праздника – показать развитие народных промыслов в районе. 180 тысяч было выделено на это благое дело. При Центральном Доме культуры работала школа ремёсел, где ребята учились делать изделия из бисера, соломки и бересты. Не зря ездили мастера и управленцы на выставки, на межрайонные семинары. Но говорить о том, что за год дело с промыслом глиняной игрушки сдвинулось, пока рано. Нина Михайловна считает, что для этого ей нужны помощницы, которые бы и обучали учеников. Но на развитие опять-таки требуются деньги: надо набирать людей, готовить их, где-то заниматься, искать рынки сбыта.
И всё-таки это было здорово. По крайней мере, от чистой души пелись песни, которые со сцены перекочевали во дворики у домов – с гармошкой, с плясками. И столь же чистая вода, как пробудившееся исконное – русское ли, марийское ли (не всё ли равно!), – текла на окраине деревни в родничке, что ожгла-освежила то ли лицо, то ли душу, то ли дальнюю память: вот они, промыслы дедов-прадедов, вот они, твои родники…
Ольга ДЕВЯТЕРИКОВА.
• образование
Целей столь представительного окружного форума было несколько. Среди них: подведение итогов деятельности системы образования за прошлый учебный год, представление передового опыта, выявление проблем и намётки на будущее.
Скучать тем, кто пришёл на совещание ранее означенного времени, не пришлось: в небольшом зальчике гости из соседних районов и Кирова могли ознакомиться с выставкой, рассказывающей о системе образования в нашем районе. А посмотреть было на что. Не случайно А.М. Чурин надолго остановился у стенда Пушкинской школы, о чём-то оживлённо беседуя с педагогом-новатором Татьяной Толстобовой, которая со своими учениками «дошла» не только до Москвы, но и Америки. Улучаем момент и в соседнем, менее шумном фойе, задаём главе несколько вопросов о самом главном.
Т.П. ТОЛСТОБОВА рассказывает о проекте по экологии |
— Анатолий Михайлович, у нас в районе недавно закрыта ещё одна, Верхоуслинская, школа. Так есть ли у сельских школ будущее?
– Сельские школы существовали и будут существовать. Мы будем содержать их любой ценой.
– Сколько их закрыто за лето?
– Точных данных нет, 2-3 десятка. И школы закрываем не потому, что их хочется закрыть, а потому, что нет детей, что демография заставляет резать по живому. И получается так, что там, где созданы все условия, детей почему-то меньше, а там, где условия хуже, возможностей меньше, количество детей сохраняется.
Сегодня в области около 40 деревянных школ, которые, по мнению Госпожнадзора, вообще надо снести с лица земли.
– То есть они совсем не соответствуют требованиям…
– Полностью. Вот почему работники Госпожнадзора и настаивают на закрытии. А там, наоборот, дети есть. Так что тут и демографические, и социальные, и экономические проблемы, и всё это больно бьёт по образованию. Но, в принципе, при том количестве детей, которое у нас сегодня имеется, – а это порядка 120 тысяч, – сеть образовательных учреждений по нашей области стала достаточно оптимальной.
Вчера проходило селекторное совещание, вся Россия была на проводе, и мы слушали, как отчитывались регионы. Меня поразило то, что в Чувашии на 120 тысяч учащихся всего около 100 школ. Они пошли по пути укрупнения школ: создают крупные центры и возят детей. Правда, для этого у них более 300 автобусов. И дороги не такие разбитые, и расстояние меньше.
– Что с количеством ребятишек? Одно время школы переживали демографический кризис…
– Кризис продолжается и сегодня. Рост детей, который наблюдается последние 2-3 года, до школ пока не дошёл. Он сказался только на детских садах. В 2007 году в области детей родилось на 2 тысячи больше, чем в 2006.
– Анатолий Михайлович, не возникнет ли потом необходимость вновь открывать школы?
– Вот почему сегодня не хотелось бы подходить формально к закрытию. Перспектива, если честно, не очень радужная. Сейчас мы переживаем подъём, а потом снова будет провал, и до 2025 года большого роста количества детей не ожидается…
О проблеме закрытия школ говорил глава департамента и на совещании. В своём выступлении он привёл такие цифры: если в 1995 году в области функционировало 1029 общеобразовательных учреждений, то в этом только 743, из них 667 со статусом юридического лица и 66 филиалов, то есть школ, потерявших этот статус. Проблема также, по мнению Чурина, заключается и в том, что невозможно обеспечить маленькие «школки» численностью в 30 учеников профессиональными кадрами и новейшим оборудованием, а значит, дать детям полноценное образование. Это начинает понимать и население, которое «голосует ногами», из пригородов отправляя чад на учёбу в Киров, Советск или Слободской. Выход, безусловно, есть – в организации качественного конкурентоспособного образования на местах, связанной опять-таки с укрупнением.
На управление с положительным результатом сделала акцент в выступлении Л.Н. Ворошнина, начальник управления нашего образовательного округа. Директор обязан быть менеджером – только тогда его школа будет вовремя отремонтирована и иметь крепкую материальную базу. Между тем в округе хватает мебели, садить за которую ребятишек просто опасно. Так в Яранском районе 20 процентов обследованной мебели не соответствуют возрастным особенностям детей, в Тужинском – 36, а в Лебяжском эта цифра доходит до 90. Однако и здесь есть положительные подвижки. В рамках национального проекта «Образование» за последние три года было оснащено 42 кабинета, в этом году мебель получат ещё 14 школ. Причём конкурс на получение оборудования выиграли и наши яранские школы: 2-я и 3-я приобрели по три комплекта, а 1-я получила Интернет-комплекс.
Важнейшей проблемой Ворошнина назвала кадровый голод. Не хватает учителей иностранного языка, математики, физкультуры и даже русского языка. Вот почему пятая часть педагогов вынуждена вести предметы не по своим специальностям. К тому же налицо процесс старения кадров: 12 процентов учителей пенсионного возраста и только 3 процента – молодые педагоги.
Недопустимым, по мнению начальника округа, являются конфликты между педагогом и родителями, педагогом и учеником, которые всё-таки происходят и один из которых получил широкий общественный резонанс из-за публикации в «Вятском наблюдателе».
Наиболее ярко прозвучало выступление директора Среднеивкинской школы из Верхошижемья Татьяны Ивановны Комаровой, рассказавшей о том, как удаётся сегодня школе развиваться благодаря теснейшему сотрудничеству с агрофирмой. Всё происходит на взаимовыгодных условиях: агрофирма помогает педагогам качественно обучать учеников, а школа обеспечивает её подготовленными профессиональными кадрами.
Собственно, такой тандем вполне возможен был бы и в нашем районе – при наличии развитых агрофирм.
Затронутые на совещании проблемы, думаю, не оставили равнодушным никого. Правда, вопросов ни главе департамента, ни главе района педагоги почему-то не задавали. Между тем Елена Борисовна Чеснокова отметила, что самое главное в образовании сегодня то, что это не какая-то замершая структура, а структура развивающаяся:
– Образование модернизируется, и к выработке управленческих решений привлекается всё больше общественности, родителей – и это здорово. Общественный Совет объехал множество школ, и мы увидели, что и в обучении, и в воспитании учителя применяют новые научные методы. В отчёте прозвучало, каковы достижения школ, которые входят в юго-западный образовательный округ, и отрадно, что среди них названы и наши, яранские.
– Мы держим достаточно высокую планку, – констатировала Елена Владимировна Яранцева, ведущий специалист руо, – но нам есть куда двигаться дальше. Я желаю коллегам не терять оптимизма и не останавливаться на достигнутом. Сегодня педагога никто не разыскивает – он сам должен показать, чего он стоит. Так пусть каждый в новом учебном году заявит о себе…
Ольга ДЕВЯТЕРИКОВА.
• письмо в номер
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Обращаются к вам жители деревни Воротилихи Шкаланского сельского поселения.
Уже долгое время у нас отсутствует мост через Ярань, который являлся близкой дорогой от деревни к трассе Яранск–Йошкар-Ола. Есть объездная дорога, но пешком по ней идти очень далеко, а зимой снег убирается с неё только в исключительно редких случаях. А нам, естественно, нужно ехать и за продуктами, и за лекарствами, и в больницу, и в школу…
Обращались со своей проблемой к главе администрации поселения В.А. Журавлёву. Он, вместе с главой Салобелякского поселения Ю.А. Оносовым перед последними выборами в местные органы власти приезжали на встречу с населением. Обещали сделать мост ещё к осени 2006 года, но обещание своё не исполнили.
Мы не просим какой-то огромный мост, хотя бы пешеходный, но не временный, а постоянный, чтобы на зиму его не приходилось убирать, а весной восстанавливать вновь.
Посредством газеты надеемся получить ответ от администрации Шкаланского поселения на нашу проблему.
Жители деревни Воротилиха (15 подписей).
• фотофакт
Идет экзамен. Фото Нины БОБЫКИНОЙ |
Прием теоретического экзамена по Правилам дорожного движения у жителей Яранского, Кикнурского, Санчурского и Тужинского районов в МРЭО ГИБДД ОВД по Яранскому району теперь организован с использованием нового аппаратно-программного комплекса. Специальный класс полностью оборудован современной оргтехникой в рамках федеральной и областной целевых программ повышения безопасности дорожного движения. Комплекс позволяет принимать экзамены по ПДД одновременно у восьми кандидатов в водители на категории «А», «В», «С», «Д».
• отдых
Каждый год в нашей школе дети отдыхают в оздоровительных лагерях. Вот и этим летом мы решили хорошо провести время и попали в лагерь под названием «Мы такие разные». Мы-то думали, что последняя смена будет скучной, однообразной, однако наши любимые педагоги не дали нам скучать, и нам удалось так замечательно с ними отдохнуть!
Что мы только ни делали, ни открывали для себя, чем только ни занимались: у нас был и праздник городошного спорта, и фестиваль воздушных змеев, и День рыбака, и первенство по стрельбе, и велотреал, и игра в кладоискатели, и походы. Нас не могла огорчить даже дождливая погода, потому что нам было чем заняться: для нас устраивали интеллектуальные состязания, проводили мастер-классы, спортивные соревнования между школами, работал кинозал.
И, конечно, нас очень вкусно кормили, за что отдельное спасибо нашим поварам.
Но смена быстро подошла к концу, и нам было очень грустно расставаться с друзьями. Благодаря И.Л. Поварницыной, Е.Н. Староверовой, Т.А. Бакшаевой мы «открыли себя», узнавали в себе новое, удивляли себя и других, жили интересной и насыщенной жизнью. А самое главное – поняли, что ЛАГЕРЬ – это маленькая, но увлекательная ЖИЗНЬ.
Настя ПУШКАРЁВА, Настя ХОДЫКИНА, Ольга ТОКМЯНИНА, средняя школа №3.