Главная страница № 146 (13585), вторник, 6 декабря 2011 года

• время репортёра

Творческий взлёт при падении


Как-то уныло говорим о том, что мы, яраничи, когда-то имели, да вроде бы уже и всё на сегодняшний день растеряли: пашни, заводы… аэродром и пароходы. А тут фестиваль народного творчества вдруг объявили, может быть, как раз для того, чтобы минорную горчинку подсластить.

В традиционном толковании термина «народное творчество» имеется в виду «деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы». Если примерить под эту энциклопедическую строку районный фестиваль «Не лаптем щи хлебаем!», то можно сделать в некоторой степени сенсационный вывод, что живём мы в Яранске недурно, цели и задачи перед собою ставим высокие и в определённой степени их достигаем.

В рамках фестиваля прошло открытие выставки народных промыслов в краеведческом музее. Яраничам нашлось что показать: мастерами-умельцами наша земля богата. Жанры ремесленного творчества, представленного на выставке, уходят своими корнями в старину, это значит, что искусство народное мы не приобретаем, не приживляем, а храним и возрождаем. Опять же вполне успешно.

В залах музея

Ансамбль "Забавушка"
Фото автора

Ансамбль "Сударушка"

В песенно-танцевальном творчестве тем более диапазон стилей и направлений искусства у нас очень широк. Старт этой странице фестиваля был дан опять-таки в музее, где присутствовал и радовал гостей лучший, пожалуй, в районе детский фольклорный ансамбль «Забавушка» из Опытного Поля. А потом уже зал Центрального Дома культуры жадно и даже кое-где с неподдельным восторгом внимал появлению на сцене целого букета ярких, самобытных актёров, солистов, творческих коллективов. Театрализованный концерт с участием образцовых и народных ансамблей Яранского района символично начался с выступления оркестра народных инструментов детской школы искусств под управлением Людмилы Епифановой. Талантливые дети задали тон всему культурному мероприятию.

Звучит тюмор

Ансамбль "Мозаика"

Оркестр народных инструментов

Артистов на сцене было так много, что простое перечисление их списка для представления о празднике мало что даст. Скажу о тех, кто запомнился исключительно колоритным и вполне вписывающимся в канву фестиваля народного творчества выступлением. Это хореографические ансамбли «Красная Горка» из Кугушерги, «Экзерсис» и «Мозаика» школы искусств, «Эксперимент» Знаменского Дома культуры, «Ужара» Пушкинского СДК; народные и фольклорные коллективы «Сударушка» (Кугушерга), «Жар-птица» (Яранск), «Рябинушка» (Знаменка); дуэт балалаечников и ансамбль ложкарей школы искусств под руководством Елены Бондарь. Трио марийской песенной культуры: Нина Тараканова (вокал), Александр Шатёркин (гармонь) и Леонид Курзенев (национальный двусторонний барабан «тюмор» или «тумыр») из Никулятского СДК, вообще отличился удивительно высокограмотным уровнем исполнения. Удивительным потому, что артисты – не профессионалы, любители. Просто, видимо, во всём, в том числе и в творчестве, наш народ стремится к совершенству.

Словом, «не лаптем щи хлебаем» — это как раз про нас нынешних. О нашем потенциале, в который надо верить, который надо использовать.

Александр ДЕНИСОВ.


СПАСИ И СОХРАНИ

• верую

Нам путь освещают подвижники духа

23-24 ноября в лекционном зале Яранской библиотеки имени Г.Ф. Боровикова прошли традиционные Свято-Матфеевские чтения «Живая связь времен». Само название выражает их суть. Этим они и интересны. На этот раз слушания начались с православного осмысления понятия «толерантности» (терпимости или равнодушия ко всему).

Отец Андрей

Зал конференции

Господь говорит: «Я вам предлагаю два пути: путь жизни и путь смерти. Да, выбери, жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Мы выбираем в большинстве своем путь смерти, притом вполне осознанно. Живу, как хочу: и никто мне не указ, но все цивилизации гибли тогда, когда они становились толерантными к греху. А человек так замышлен Богом, что он бессмертен по своей природе: его земная жизнь заканчивается и переходит в жизнь вечную. Святые отцы утверждают, что рай и ад – это одно и то же место, и куда мы попадем, зависит только от нас. В святом писании сказано: Царствие Божие внутри вас есть.

В ходе чтений говорится об о. Матфее, Стефане Филейском, о. Ниле, братьях Кедровых. Почему церковь их возвышает? Потому что – святые, подвижники – они нам указывают путь: как нужно жить. Человек во время жизни на земле должен добиться, чтобы в его душе было небесное царство. Если человек живет с Богом в душе, то созерцание Божества ему в радость. Это состояние радости называют раем или небесным царством. Если человек всю жизнь пьянствовал, развратничал, был абсолютно равнодушен ко всему духовному, то он предстает перед Богом и будет опаляем огнем божественной любви. Вот что такое ад. Он начинает мучиться от этого. Так что же его Бог наказал? Он сам это избрал, он сам так жил. А Бог уже все для нас сделал. При крещении Господь всевает в человека семя, а чтобы оно взошло, нужно еще потрудиться. Если человек трудится, если он воспользуется святыми благами, то он и попадает в рай.

Протоиерей Андрей КУЗНЕЦОВ.


• наши ценности

Яранский некрополь: это святыня или убожество?

Н.А. ТЕРЁХИНА

В 2009 году в администрацию города историко-краеведческий клуб «Память» представил проект «Яранский некрополь» с целью патриотического воспитания молодежи, сохранения и изучения исторической части кладбища, возрождения православных традиций.

В июне начались благоустройство кладбища и исследовательские работы. Научный сотрудник музея Михаил Юрьевич Кожинов фотографировал старинные надгробия, составлял каталог. На кладбище потрудились рабочие предприятий «Водоканал», «Вулкан», ЖКХ, КМП, направленные центром занятости населения.

Как-то нам отдали два почти новых креста. Мы решили их установить на братских могилах, где покоятся расстрелянные за веру. Начали копать ямки под кресты. И вдруг на иных выступили ярко- красные капли, похожие на кровь, отчего мурашки по телу пошли.

Постепенно молодые люди стали проявлять интерес к надписям на памятниках, написанным на церковно-славянском языке. Перед началом работы некоторые из них стали заходить в часовню отца Матфея, кто-то начал читать православную литературу. И однажды я услышала: «Мужики! Смотрите, здесь написано завещание потомкам!» Слова были такие: «Воспоминаем вам, братие и друзи! Не забывайте нас, егда молитесо ко Господу!» Наверное, в эту минуту они почувствовали, что не одиноки в этом мире, что незримыми нитями связаны с ушедшими поколениями и поколениями грядущими.

В апреле 2010 года с неофициальным визитом прибыли венгры, сотрудники военного музея в Будапеште, собиравшие сведения о захоронении венгерских военнопленных в Первой мировой войне. В мае с помощью предпринимателя Вадима Борисовича Кабанова восстановили семь надгробных сооружений: на могилах военнопленных, почетной гражданки города Зарницкой и памятник участникам Отечественной войны 1812 года. А в День Победы и в день поминовения усопших воинов были отслужены первые панихиды у этого памятника и у креста, установленного в память воинов Великой Отечественной войны, умерших от ран в Яранском доме инвалидов. Учащиеся школы №1 возложили венки. Позднее служилась панихида на могиле о. Василия (Попцова) – мученика за веру. 9 Мая 2011 года вновь служили панихиды и возлагали венки на могилы воинов, где присутствовали учащиеся школ №1 и № 3. Как ни странно, радовались за яраничей в большей степени паломники и гости города.

За два года работы очищено от мусора две трети территории кладбища, восстановлено около 40 надгробных сооружений. Благотворительную помощь оказывали приход Успенского собора, фонд «Земля Вятка», предприниматель В.Б. Кабанов, яранские предприниматели и жители города, серьезную поддержку оказали глава города А.И. Слободин и сотрудник городской администрации А.А. Кожинов.

Как ни странно, но радоваться нечему. Через год стало очевидно, что проект «Яранский некрополь» никому не нужен. Городскому кладбищу 300 лет. Старое, как называют горожане, кладбище закрывали в 2002, 2009 и 2010 годах. Дважды с оговоркой о возможности хоронить (при наличии свободного места) в семейных захоронениях. Результат – «свободных мест» становится все больше. Парадокс, необъяснимый с точки зрения здравого смысла.

Кладбище, несмотря на протест церкви, продолжает эксплуатироваться без всякого контроля с чьей-либо стороны. Как и прежде, в родительские дни здесь обычная картина: выпивка и запах жареных шашлыков. Снова кучи мусора, бутылки, груды камней, распиленные деревья. Мусор регулярно поджигается, а лежащие под ним памятники трескаются, распадаются на мелкие куски. Так уничтожается наша собственная история!

И в этом отношении удивления достойна осмысленная жизнь наших прадедов. Они понимали, что на этой земле не вечны, что здесь они в гостях, поэтому кладбище и называлось погостом, а гроб домовиной. Смерть человек называл святым успением, потому что человек не умирал, а временно засыпал, чтобы воскреснуть для жизни вечной. Не случайно на кладбище служила людям Вознесенская (!) церковь, в которой пребывала икона «Воскресение мертвых». Человек приходил, ставил свечи и молился за своих родственников. Вот он каков, образец православной культуры!

Н. ТЕРЕХИНА.

Выпуск подготовил Павел ПОПОВ.

Hosted by uCoz