Главная страница № 19 (13458), суббота, 12 февраля 2011 года

• на крыльце у нас сидели

Спасение предприятия — в полноценной работе его подразделений

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Яранское ПАТО» в конце 2009 года разделилось на два самостоятельных предприятия: МУП «ПАТП» и МУП «Яранское ПАТО». Сегодня, по просьбе читателей рассказать о работающих пока ещё предприятиях города, мы встретились с директором МУП «Яранское ПАТО» Ю.В. Чезгановым.

Александр Николаевич ВОРОЖЦОВ работает водителем в автоколонне с 1992 года. Во время службы в армии водил БТР. Отслужив, снова вернулся в ПАТО. Он водитель 1 класса, один из лучших на предприятии.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

– Юрий Валентинович, как отразилась реорганизация на работе вашего предприятия?

– Мы находимся в очень трудном положении. При разделе автоколонны мы взвалили на себя более 6 млн. рублей долгов. Из-за капризов погоды (летом – жара и сушь, осенью – дожди) существенно снизились объемы работ по перевозке леса и строительных материалов. Сейчас заняты перевозкой угля и лесоматериалов по временным заказам. Основной парк машин стоит из-за отсутствия заказа от дорожников на перевозку щебня, песка. Но я рад, что автобусный парк сохранился и работает.

– Каким был 2010 год?

– Очень сложным, потому что с трудом находили работу и деньги. Сейчас заказчик даёт деньги только за услугу или если он нуждается в машинах нашего парка. Сегодня, к сожалению, спросом пользуются иностранные большегрузные машины, сокращается количество рейсов и расходы. Кроме того, заказчики из других регионов в первую очередь интересуются годом выпуска машин. А у нас они отработали по 25 лет. Надо бы обновлять парк, но из-за неоплаченных долгов по налогам и сборам мы не имеем возможности не только взять ссуду, но и нормально организовать работу предприятия. Все выплаты идут только через судебных приставов. В таких условиях очень сложно выжить. Мы не можем закупить ни топливо, ни запчасти. Поэтому с заказчиком договариваемся с условием, чтобы тот сначала заправлял машины: не приступив к работе, мы вынуждены влезать в долговые обязательства, что чревато последствиями для заключения выгодного договора.

– Условия выживания становятся все сложнее?

– Очень подорожало дизтопливо – с 14 до 26-29 рублей за литр. Стоимость резины с 6 тысяч подскочила до 13 за колесо, и это еще не предел. Договоры на 2010 год были заключены по одной цене, а в связи с повышением цен на ГСМ и запчасти доход предприятия существенно сократился. Пришлось до Нового года отрабатывать договорные обязательства, заключенные ранее.

– Поднялась ли заработная плата водителей?

– Как она может подняться при таком раскладе, когда цены повышаются на все?

Рабочий человек должен иметь достойную зарплату, но о нас, производственниках, по телевидению вообще никто не говорит.

– Сократился ли парк машин?

– У нас 25 единиц на ходу, плюс 5 машин резерва, которые при необходимости можем запустить. Списываем только самые старые, которые уже не восстановить. За каждую машину платим транспортный налог. Для грузовых автомобилей он остался прежний. Для легковых — увеличен в два раза, хотя вели речь о включении его в стоимость бензина. В нашей области подняли цену на топливо, повысили транспортный налог, что увеличивает расходы предприятия на содержание автошколы.

– Какую помощь оказывает предприятию район?

– Помогают советами или консультациями, с заключением договоров на перевозки грузов, а зимой для нас это большое дело.

– Как работают структурные подразделения?

– У автошколы закончилась лицензия, и по этой причине она пока не работает. Конечно, стараемся оформить её, но для этого нужно устранить массу недочетов. Мы уже в подготовку автошколы вложили 200 тысяч, помещения отапливаются, расходы идут, а отдачи нет. Покупаем дрова и уголь, которые также подорожали. Хорошо, что успели отремонтировать котельную: поставили новый котел. Сейчас проблемы с котельной станции техобслуживания (СТО). Осенью там лопнул водопровод, меняли трубы, отопление, но осталось много невыполненной работы, и потребуются средства. Третья котельная – в ПАТО, на неё тоже расходуются деньги, так необходимые для работы автопарка. Спасают взаимозачеты одного предприятия другому.

– Что еще держит предприятие на плаву?

– Желание коллектива трудиться и те объемы работ, которые предоставили нам дорожники летом, а сейчас лесопереработчики.

– Как осуществляется техническая безопасность эксплуатации транспортных средств?

– Сейчас приходится ездить через Марий Эл и Татарию, где на постах ГИБДД останавливают машины, поэтому руководствуемся техническими требованиями правил дорожного движения.

– Удовлетворяет ли водителей качество запчастей?

– Нет, надежнее снять и поставить запчасти и узлы со списанной машины, чем купить новые. Но мелкие все равно покупаем.

– Есть ли перспективы?

– Надеемся, что рассчитаемся с долгами, тогда к нам пойдут работать водители. Не будут же они постоянно ездить на север? А пока у нас трудятся люди, которые доверяют мне и являются опорой. Мы гордимся нашими производственниками: водителями Н.Н. Халтуриным, Н. Незнакиным, А.Н. Ворожцовым, агрегатчиком Н.П. Черепановым, слесарем СТО Е.В. Балахничевым.

– Ваша заветная мечта?

– Начать жизнь с чистого листа, без долгов.

Павел ПОПОВ.


• новости одним абзацем

Яранская парочка
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

В начале прошлого года газета «Отечество» уже рассказывала, что в Кугушергском Доме культуры существует объединение декоративно-прикладного искусства «Сирин». Сейчас оно переросло в клуб народной традиционной куклы. Руководитель Лилия Владзимирская – человек творческий, желает все понять, докопаться до самых корней, прочесть множество исторической литературы, чтобы изготовить народную игрушку. На днях в краеведческом музее яраничи смогут увидеть экспозицию скандинавской игрушки и парочек (таких как на фото) в русских костюмах, представленную творческой мастерской Кугушергского клуба.

Больших успехов достигают яранские школьники, участвуя в предметных олимпиадах на областном этапе. Призёрами состязаний в знании по вопросам «Основ безопасности жизни» стали Сергей Алёхин и Илья Смирнов из первой средней школы; в олимпиаде по истории – сердежский школьник Елисей Соколов; а по физкультуре – Александр Софронов, учащийся средней школы №2.


• ситуация

«Посылка» не с Марса

Жители ТОС «Бормотовка» смогли наконец-то определить, кто из горожан выбрасывает пакеты с мусором на их территории

Тот самый «адрес отправителя»

То обстоятельство, что территориально ТОС «Бормотовка» располагается вдоль федеральной автотрассы на Йошкар-Олу, немало неприятностей приносит здешним жителям. Главная из них – как ни странно – мусор, который летит из окон проезжающих мимо автотранспортных средств.

«Территорию свою мы только выскребем дочиста, – рассказывают жительницы «Бормотовки», – а город снова привезёт нам бытовой мусор: в пакетах и даже в мешках! Едут водители по дороге и бросают их вдоль йошкар-олинской трассы.

Почему речь о жителях нашего города? В начале этой недели мы, группа женщин, шли с автобусной остановки и увидели, что прямо на повороте с улицы Карла Маркса в сторону улиц Жаркова и Горбуновой брошен пакет с мусором, который уже изрядно потрепали собаки, но, главное, в нём оказался пластиковый конверт от посылки косметической фирмы «Quelle» с домашним адресом: «г. Яранск, ул. Лагуновская, 65-а…», естественно, с указанием квартиры и даже фамилии, имени, отчества адресата. На посылке дата – конец января. Так что ясно, что даже по недоразумению конверт в чужой пакет с мусором не смог бы попасть. Ведь если передавался из рук в руки, прошло бы какое-то время. А то, что сама получательница отправила его в мусор, так это, наверное, просто не подумала о последствиях. Так что учтите, жительница Лагуновской пятиэтажки, теперь и мы, и работники городской администрации знаем: кто вы и на какие неблаговидные поступки способны! Вот так! О своей внешности, судя по общению с «Quelle», она заботится, а о «косметическом виде» родного города заботы у неё нет?»

Ну, то, что не пришельцы с Марса привозят к нам в Яранск мусор, мы об этом догадывались. Но, яраничи?! Как можно так не любить родной город?! Единственная остаётся загадка в этой ситуации: разве многоэтажный дом по улице Лагуновской, 65-а до сих пор не оборудован контейнерной площадкой? Или женщине с пакетом было просто лень до контейнера дойти, а проще оказалось бросить мусор по дороге? А у всех других владельцев авто, из окон которых летит мусор на обочину наших дорог, неужели уже нет ни совести, ни страха быть наказанными?

Александр ДЕНИСОВ.


ТЕРРИТОРИЯ СЕРДЦА

Авторская страница Александра Денисова


То, что остаётся со мною навсегда, – это и есть самое сокровенное, сердечное. Прочитал на днях в одной из российских военно-патриотических газет «Побратим» публикацию про нашего земляка А.А. Одинцова. Его мама, Галина Васильевна, мастер-пекарь хлебокомбината, живёт в нашем городе.

А я в связи с этим вспомнил своё, заветное: о том, как 26 лет тому назад, в феврале 1985 года, впервые переступил порог редакции районной газеты. И как получил первое творческое задание: побывать в семье Одинцовых на городской улице Гоголя, разузнать у них, как служит на дальнем Амуре, после окончания военного училища, их сын и внук Анатолий.

Мне тогда повезло: оказалось, что лейтенант Одинцов как раз прибыл в родной дом в отпуск. Мы повстречались, и молодой военный рассказал мне о пограничной заставе, где служил замполитом. А потом появилась первая моя публикация в газете. Конечно, теперь мне было приятно узнать о дальнейшем пути Анатолия Алексеевича на военной стезе. Думаю, что и читатели нашей газеты с интересом прочтут заметку об этом.

• юбилей

Дорогами мужества

Анатолию Алексеевичу Одинцову жизнь заготовила крутой экзамен – Афганистан. Назначение «за речку» старший лейтенант Одинцов получил в восемьдесят шестом, послужив до этого в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Он отдал горным маршрутам Афгана целых два года. Но и сегодня шагает дорогой памяти тех лет…

По поступившим разведданным в ущелье обнаружен лагерь душманов. На карте – это две соседние вершины, а на самом деле – кручи, уходящие ввысь, чахлые изогнутые горные сосенки и крутые, очень крутые тропы без конца и без начала. Десантно-штурмовой группе старшего лейтенанта Одинцова поставлена задача: ликвидировать противника…

Ночное небо над горами едва подернулось белесой пеленой. Они выходят без шума, огибают дувалы и, прижимаясь к подножию горы, наращивают скорость. Причудливые очертания камней и кустарников отбрасывают неясные тени на еле заметную тропинку. Дозор уходит вперед, а остальные, стараясь не терять зрительной связи, почти бегут, рывками преодолевая открытые места, и переводят дух лишь за камнями. Где-то впереди может быть засада. Моджахеды хитры и умело используют расщелины в скалах для кинжальных ударов… Ну вот, напоролись! Слева и справа чиркнули по камням одиночные выстрелы афганских «буров». Те, кто прошел Афган, знают, что такое «буры»…

– За мной! – Одинцов резко меняет направление движения группы, бежит, не оглядываясь, не сомневаясь, что его ребята идут за ним. Вызывает огонь минометного взвода. Надо выходить, пока не зажали окончательно. В лишних командах ребята не нуждаются, каждый знает свое дело. Эта слаженность и сплоченность здесь, в Афганистане, поразительна, как и исполнительность. Да иначе и нельзя, иначе – смерть.

Решение пришло быстро. Забросав «красным дымом» один из подходов, руслом пересохшего ручья группа уходит из засады… «Красный дым» – хороший ориентир вертолетчикам, и первая пара заходит на боевой. С треском ложатся по склону «нурсы». В бинокль видны мечущиеся фигуры, яркие разрывы… Отстрелявшись, вертолетчики делают крутой разворот и уходят. Сопротивление «духов» сломлено, а остальное должна довершить она, штурмовая группа Одинцова. От ее прицельного огня уцелевшим моджахедам пришлось бежать… Как же давно все это было… Можно вспоминать до мелочей каждый из двадцати боевых выходов, каждого из боевых друзей. Бок о бок они прошагали по дорогам и горным тропам Афганистана два длинных года: Володя Калиновский, Толя Косолап, Брусенко Игорь, Витя Штопин, Коля Кузнецов, Пестравский Юрий… За это время Одинцов убедился: чем труднее солдатам, тем они сплоченнее. Радость, она, конечно, может объединять, но сплачивают только трудности. Ведь каждый выход в горы – это крещение огнем. «Но мы не только выполняли задачу, мы берегли людей», – говорит Одинцов.

У них были потери, и хотя каждый верил, что пуля его минует, знали: кого-то опять могут не досчитаться после возвращения. Анатолий однажды увидел, как солдат, отстраненный от общего дела, перед выездом в горы вначале застыл, затем по худым, темным от загара щекам покатились слезы. И только когда колонна тронулась, он сорвался с места и бросился за командирской машиной. Задыхающийся в пыли солдат бежал и бежал за колонной. И лишь за линией боевого охранения командир дал по рации команду замыкающему подобрать солдата. Тогда это было самое страшное наказание – отлучить от боя. Оставить жить в укор павшим…

Но как ни берегли бойцов командиры, как ни помогала дружба, горечь потерь пришлось испытать и их десантно-штурмовой маневренной группе. Из двухсот пятидесяти они не досчитались троих. Афганистан наложил на всех без исключения свой отпечаток, произошла переоценка ценностей. Именно там, в Афгане, ребята узнали, что такое готовность прикрыть товарищей грудью, отдать последний глоток воды… Вот потому и дружба афганская – дружба особая. На встрече бывших «афганцев» они по традиции поднимают чарки за тех, кто не вернулся. И предательски саднит горло… А потом, не сговариваясь, вполголоса они обязательно вспомнят свою «афганскую»:

Это значит, что где-то в кровавом бою
Твой ровесник-солдат, твой сосед
Охраняет твой дом и Отчизну твою,
Твоих окон приветливый свет…

Но на войне, как на войне. Случались и осечки. На одной из встреч песню прервали неожиданно. Поодаль стоял и смотрел на них полковник с орденами. Что-то знакомое было в его лице…

– Что не присоединяетесь? – подошел к нему Одинцов.

– Не смею… – голос офицера дрогнул, – не имею права. Хочу просить у вас прощения… Я подвел вас тогда, в восемьдесят шестом…

И Одинцов узнал его. Накануне выхода на разминирование подорвался их товарищ. Его должен был сменить солдат-новичок. Но он перед выходом в горы растерялся, пал духом. Куда такого посылать? И вот, спустя почти четверть века, тот бывший солдат стоял теперь перед ним в форме офицера. Он сотни раз сам себя казнил за слабость, преодолел многое, чтобы стать воином. Совесть терзала парня, по его словам, все эти годы. Его простили. Ну как не простить – сейчас это не тот дрогнувший когда-то перед боевым выходом солдат, а полковник, с орденом Мужества на груди в ряду других военных наград. И песню ту они допели уже вместе, положив руки на плечи друг другу. Как когда-то «Приветливый свет» Песня та была для них своеобразным гимном. Ею встречали их дома, после возвращения из Афгана...

Те два года его жена Наташа, дочь офицера, была рядом с Одинцовым, была его надежным тылом. Трудно даже представить, что пришлось пережить этой хрупкой женщине с маленьким ребенком на руках, чтобы ждать возвращения своего единственного, любимого, сердцем чувствуя, на каком «краю» он находится. Хоть «в кадрах» жены военных не числятся, но все-таки это и их служба, а служба легкой не бывает. Так что его боевые награды: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» – по праву принадлежат и ей, Наталии Одинцовой… Анатолий и Наталия Одинцовы и детей вырастили людьми достойными. Сын Андрей, ребенком познавший жизнь в дальних гарнизонах, и дочь Татьяна, появившаяся на свет там же, – люди военные.

А глава военной династии, в «доафганском» прошлом – лейтенант, а ныне полковник Анатолий Одинцов, преподает в одном из военных вузов. Он доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, читает курсантам философию. Это, пожалуй, закономерно. Ведь сама жизнь – понятие многогранное, философское. Пройдя обожженными дорогами памяти, в очередной раз вспомнив своих сослуживцев, тогда еще совсем мальчишек, Анатолий Алексеевич думает о ребятах нынешнего поколения: «Как же важно научить их солдатским наукам, как важно понять, что такое мужское достоинство и честь мужская, поверить в собственное мужество. Чтобы жить честным перед друзьями, страной, перед собой, наконец. И над жизнью надо уметь властвовать, а не подчиняться ее обстоятельствам».

Наталия ЛОГИНОВА. (Газета «Побратим», выпуск № 6, 2010 год).

• обычное чудо

В гости к мастерице

Писатель Сергей Евгеньевич Шелепов загорелся идеей популяризации нашего края. В своих страницах на сайте «Livejournal» в Интернете он рассказывает любопытные истории о вятских посёлках и городах.

Нина Михайловна Колчина

Про Яранск, и тем более про Ярань, информации, конечно же, у него особенно много. Впрочем, и любое из яранских местечек у Сергея Евгеньевича всегда связано с водоёмами. Ведь он увлечённый рыболов. Вот и, рассказывая про праздник народного творчества в деревне Дворяне, Шелепов попутно красочно обрисовал местный Можайский пруд и бакалды речки Мавринки, куда «ещё пацанами ездили карасей ловить».

Но главный рассказ тут, разумеется, про хозяйку праздника «Дворянское гнездо» – Н.М. Колчину, создательницу особой «дворянской» глиняной игрушки. Об этом говорится не только в «Живом журнале» писателя, а ещё и на сайте «Агротуризм».

– Про этот вид туризма, сельский, я прочёл в Интернете, – говорит Сергей Евгеньевич. – Занятно. В Яранске разговоры давно идут, что город старинный, что достопримечательностей много, и надо бы туризм развивать. Надо – кто спорит? Но туристам нужны удобства, гостиницы… А для развития сельского туризма — лишь желание людей, проживающих на территории района, принимать «гостей из разных волостей».

И что удивительно – люди-то нашлись! В январские праздники побывал в гостях у Нины Михайловны. Бывают у неё многие люди, интересующиеся глиняной игрушкой. А ещё в Дворянах – место расчудесное. И чем не объект для сельского туризма?

Нина Михайловна на свои игрушки имеет авторское свидетельство, сама – участница многих выставок, в том числе и международных. Значит, можно приехать к ней с целью поучиться мастерству. В организации ярмарки-фестиваля забот у неё хоть отбавляй. Опять же, после районного мероприятия порядок на деревенской улице наводит своими силами… Помощников бы ей да помощниц!

Вот так и появилась на сайте агротуризма информация о возможности заказать тур в яранскую деревню. Для жителей мегаполисов, истосковавшихся по природе, самое то. А средства, которые, возможно, удастся заработать, плюс работящие руки добровольных помощников, могут стать основой для исполнения мечты этой замечательной женщины: собрать в Дворянах экспозицию музея крестьянского быта – действующего памятника всем исчезнувшим деревням Яранского района. А что? На добрые дела нам и жизнь дана.

• полёт души

* * *

«Не теряй оптимизма, мой друг», –
Я желаю тебе от души.
В жизни каждый проходит свой круг
И крутые на нём виражи.

Человек ли, семья, иль страна,
Будь то тропка, шоссе, магистраль…
С Альфы трасса к Омеге одна,
В направлении – грядущая даль.

И к мечте, как к Олимпу, спеша,
Будь разумен в путях – выбирай:
Что получит в наследье ДУША? –
«Чёрный камень» иль «горный хрусталь».

Тело – смертно, душа – никогда,
ЧЕЛО-ВЕК назван ты, а не «тварь».
Дом свой помни пред Богом всегда,
ЗЕМЛЯНИН, гражданин, государь!

Надежда ЕГОРОВА,

9 февраля 2011 года.

Темы, которые затронуты в публикациях, продолжайте развивать в своих письмах в редакцию или же лично мне, в том числе и на электронный адрес: denny007@bk.ru или по телефону: 2-24-54. До новых встреч на этой же территории.

Александр ДЕНИСОВ.

Hosted by uCoz