Главная страница № 4 (13444), четверг, 6 января 2010 года

• на крыльце у нас сидели

У культуры с шоу-бизнесом цели разные

Директор Городского Дома культуры Наталия Николаевна Брагина свою творческую биографию начинала с заводской художественной самодеятельности. Потом культурная работа стала для неё профессией всей жизни. Дом культуры механического завода всегда славился своими традициями. Их сегодня стремится хранить и развивать новый коллектив ДК, разумеется, не отставая от жизни, в соответствии с требованиями быстро меняющегося времени. Какие это традиции? Что удалось сделать нового за последнее время? Об этом нам сегодня расскажет сама Наталия Николаевна:

Наталия БРАГИНА
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

– Кто-то, может быть, скажет: не меняется ничего. Но я и в этом «ничего» вижу положительное. И не хочу кардинально менять то, что сегодня имею. Много лет работаю с людьми очень хорошими. Я начинала здесь, в ДК мехзавода, у которого была хорошая база, замечательная самодеятельность: массовая, яркая. Даже в память об одном этом хочу, чтобы всё и дальше было «на плаву» и развивалось дальше. Бывали времена и сложные. Но результата не достигнешь, не испытав трудностей. Главное – всё суметь пережить. В девяностые, когда культурным учреждениям сказали: «Зарабатывайте чем можете!», всё было сложно, но мы искали новые формы и выстояли…

– А сейчас говорят «зарабатывайте»?

– Говорят, но, уже понимая, что во всём должна быть мера, поправка на мораль и жизненные принципы. Дом культуры должен выполнять своё предназначение, сохранять свой статус культурного учреждения, иметь своё лицо.

– Традиции в этом много помогают?

– Традиционных мероприятий осталось не так много. «Юморина», проходящая ежегодно 1 апреля, пожалуй, одно из них. День металлурга, на который приходит весь город. Юбилейное мероприятие Дня Победы нынче прошло на высоком уровне. А в остальном – мы стараемся формировать новые традиции. Хотя и делаем это с оглядкой на свой опыт, потому что не всегда эксперимент оправдывает ожидания наших зрителей, посетителей.

Была однажды попытка изменить форму новогоднего вечера, свести его до уровня дискотеки, всё равно, посчитали, народ «гуляет» и ему не до наших театрализованных постановок… Но почувствовали, что зрителям это не нравится. Они сами хотят чего-то стабильно привычного, ждут мероприятия с содержанием, желают проводить досуг в кругу не случайных знакомых.

– А сделать это сложно?

– Очень! У нас нет профессиональных коллективов, которые можно собрать на одно мероприятие и быть уверенным, что не подведут. У самодеятельных артистов могут быть любые причины для того, чтобы не прийти: заболел, дома проблемы и т.д., а ещё многие воспринимают встречу Нового года как праздник семейный, домашний… Поэтому я понимаю, что глобальных изменений в новогодние мероприятия внести не удастся. Да и всегда надо ли стараться это делать? В Новогоднюю ночь люди приходят на площадь к городской ёлке как раз не за тем, за чем ходят в ДК, чтобы увидеть театр, представление. Тут они хотят свидеться со знакомыми, поздравить. Значит, используем форму народного гулянья, где минимум сюжета и максимум веселья.

– Таких мероприятий в году немного.

– Их количество может расти. В январе прошлого года Алексей Каштанов предложил на базе нашего ДК провести рок-фестиваль. Получилось. Нынче он пройдёт у нас уже во второй раз. Летом в «Соколах» мы провели новый для себя «Праздник русской берёзки» в форме массового гулянья. «Уездный бал» становится доброй традицией. Теперь думаем о молодёжном бале.

– На яркое шоу требуются деньги…

– Жизнь иногда принуждает работать по законам шоу-бизнеса, а они к нашим условиям не подходят. Самодеятельность не должна опираться только на деньги. У неё более высокое призвание. Культура служит тому, чтобы у человека была потребность в развитии, в общении, в культурном проведении досуга.

– Есть в Яранске таланты?

– Людей талантливых много. Просто иногда надо уметь найти к ним подход, помочь человеку талант развить, и тогда он засверкает яркими красками. А это уже дело профессионалов.

– Ваш коллектив из таких людей состоит?

– Он по-настоящему творческий и профессиональный. Театр миниатюр «Неужели» подтвердил высокое звание народного коллектива, а работает с ним Галина Лобова, наш режиссёр. Наталью Рокину, художественного руководителя ДК и талантливую певицу, никому особо представлять не надо, все её знают. Ирина Муравьёва готовит выступления вокального трио. Проблема кадров в культуре, к сожалению, имеет место, но мы строим работу со специалистами, в том числе и по совместительству. На базе ДК занимается танцевальный коллектив «Кураж», которым руководит Валентина Митрофанова. В спортзале горожане активно занимаются волейболом и мини-футболом, занятия по настольному теннису ведёт Анатолий Иванович Кожинов, создаётся секция по рукопашному бою. Спортзал работает в вечернее время. Самодеятельные исполнители у нас замечательные: Руслан Анофриев, Алексей Ваганов, Сергей Зыков, Андрей Скулкин, Сергей Швецов, Алексей Коршиков и другие. Студенты яранских сузов у нас традиционно выступают, поэтому в тесном сотрудничестве мы работаем с организаторами по внеклассной работе Ириной Николаевной Тресцовой, Татьяна Павловной Жаровцевой, Еленой Сергеевной Беляевой.

– Слышал, что год для ГДК был отмечен массой хозяйственных дел?

– Мы провели работу по устранению предписаний пожарной инспекции, отремонтировали водопровод, соорудили аварийный выход в спортивном зале. Сделан декоративный ремонт части здания. Появилось отдельное помещение для торжественной регистрации браков. Большую помощь в создании нового интерьера нам оказало предприятие «Яранские электрические сети», спасибо ему за эту поддержку.

– Работа ГДК ограничена заказом?

– Основные мероприятия мы планируем самостоятельно. И вообще, я, как администратор, готова дать специалисту свободу для реализации его творческих задумок.

– Но всё равно ведь приходится исходить из реальных возможностей?

– Надо всегда стремиться к тому, чтобы находить эти возможности. Так что ждём к себе всех талантливых и активных, желающих проявить себя

Александр ДЕНИСОВ.


• 2011 — Год ребёнка в Кировской области

Наш ответ на Послание Президента

Первого января в Яранском роддоме в 6 часов 55 минут появился на свет первый в этом году малыш — мальчик. В семье сотрудницы Яранского филиала Советского отделения Сбербанка РФ Татьяны Вячеславовны Поляковой это уже второй ребенок. Счастливая мама и ее сын сегодня уезжают домой. Готовится к выписке и повар Яранского райпо Ольга Сергеевна Минина, родившая 2 января девочку.

Старший акушер Л.М. Метелева своей радости не скрывает: за первые четыре дня нового года роддом уже пять раз оглашался звонким плачем появившихся на свет малышей. Долгожданное прибавление также в семьях рожениц из Тужи, Кикнура и Арбажа.

Вот так, не словом, а делом, «откликнулись» молодые мамы на ежегодное Послание Президента РФ Дмитрия Медведева, который говорил и о мерах по улучшению демографической ситуации в стране. Видимо, так решили они «поддержать» и губернатора Кировской области Никиту Белых, провозгласившего 2011 год в Кировской области Годом ребенка.

Как сказал Никита Юрьевич, в области ожидается составление новых программ и законопроектов, направленных на социальную поддержку молодых семей. При этом он не считает достаточным мотивом для семей, решивших завести третьего ребенка, выплаты в 100 тыс. рублей и выделение земельных участков. В плане улучшения демографической ситуации губернатор пообещал «нечто интересное и новое».

Вячеслав АГАНИН.

Ну а пока новорожденные растут, набираются сил для дальнейшей жизни, более взрослая малышня радуется зиме. На катке, сооруженном у второй средней школы, она рада пропадать с утра до ночи. Столько от катания на коньках веселья, столько счастливого смеха! Идут каникулы.


• новость одним абзацем

Архиерей, митрополит Вятский и Слободской Хрисанф скончался 4 января в 22.40 на 74 году жизни в московском медико-физиологическом центре им. Бурназяна, от остановки сердца. В конце октября прошлого года владыку Хрисанфа в тяжелом состоянии доставили в одну из больниц города Кирова. Митрополит потерял сознание на мероприятии, на котором выступал с речью. После этого он перенёс несколько операций в клиниках областного центра, а в конце ноября был самолётом доставлен в Москву. Владыка возглавлял Кировскую, а впоследствии Вятскую епархию, в течение 33 лет.

Благодарственные письма, свидетельства участников и издания энциклопедии в качестве приза получили юные художники из Пушкинской основной школы Игорь и Ирина Беляевы, Ксения Ерошкина – участники областного конкурса рисунков «Экономь тепло и свет – это главный всем совет», который проводился Департаментом энергетики и газификации Кировской области, КОГУП «Агентство энергосбережения» и Музеем авиации и космонавтики. Благодарность за подготовку учеников получила и педагог школы Г.Т. Ширкина.

За последние дни декабря и в первые дни января яраничи, пользующиеся услугами сотовой связи, неожиданно столкнулись с проблемой непрохождения платежей, оплаченных ими в салонах «чужих» операторов сотовой связи. Разобраться с ситуацией удавалось только посредством дополнительных звонков диспетчерам в сотовые компании и выяснения обстоятельств дела. Для того чтобы предостеречь абонентов от лишних волнений и хлопот, советуем строго соблюдать порядок внесения денег на телефонные счета: абонентам «МТС» – в салонах «МТС», «Билайна» – в «Билайне», «Мегафона» – в «Мегафоне». С такими «упорядоченными» платежами сбоев на практике не наблюдалось.


СПАСИ И СОХРАНИ

• верую

И, слыша в храме ангельское пение, душа испытывает упоение

Появлению в Яранске детского духовного хора, поющего на литургиях в храме, мы обязаны Ларисе Алексеевне Краевой, которая сейчас работает в Кирове. Она закончила музыкальный факультет пединститута в Глазове и вернулась в Яранск педагогом в школу искусств. Сегодня она гостья нашей полосы.

– Как пришла идея создания детского духовного хора?

– Как человек верующий в Бога и с интересом воспринимающий русскую духовную музыку, я начала петь в храме с 1993 года. Мне стало интересно: а смогут ли это сделать дети? Начало становления детского хора было робким, так как в то время косились руководство и власти на наше начинание. На первое богослужение ходили с разрешения родителей. Были такие оговорки, что у нас не церковно-приходская школа. В 1995 году впервые на отчетном концерте школы искусств исполнили произведения духовной направленности: «Богородице, Дево, радуйся», «Архангельский глас».

– Сколько человек было тогда в духовном хоре?

– Все дети (около 60 человек), обучающиеся на хоровом отделении школы искусств. Со временем поняла, что это может быть отдельный коллектив со своим репертуаром. Дети с огромным удовольствием пели духовную музыку. Хоровое пение на литургии, с его глубиной и чистотой, притягивало и воспитывало их души. Потом времена изменились, мы оказались на гребне новаторства.

– Нужно было изучать и старославянский язык?

– Я дважды ездила на курсы. Один раз в Киров приезжал профессор Никитин из Санкт-Петербурга. Он особое внимание обращал на текст и дал много репертуара. Вот оттуда все и пошло. Мы изучали его, консультировались и слушали записи. Меня всегда подогревало, что наш детский духовный хор не просто пел в храме, а был допущен в святая святых – на литургии, его до сих пор нет в Кирове. На репетиции вечером дети споют в храме, когда никого еще там нет, а душа их уже наполняется радостью торжественности.

– Вечером храм очень таинственен даже без пения, а с детским воображением тем более.

– На Пасху начинали петь с 11 часов ночи, а через полчаса – служба. Приходили родители, чтобы сопровождать детей. Они знали, что дети поют, но когда слышали их пение в храме, просто восхищались: какие молодцы, как проникновенно поют. По сути, мы и родителей просвещали в духовном плане. Обычно папы мало посещали концерты, но мама боится ночью идти одна, и вынуждены в храм идти вместе. Отстоят службу, отслушают.

– В хоровом пении так же важно поставить голос, как в обычном пении, или ещё труднее петь?

– Нет, не труднее, но важнее становление души. Если человек внутренне опустошен, то он не будет петь в церкви, даже обладая голосом и имея музыкальное образование. Церковное пение способствует становлению голоса, что я поняла по себе, когда стала петь в храме. Это умение прислушаться к высоте голоса и подстроиться. В светской музыке все не так. Что касается постановки голоса, то есть концертное церковное хоровое пение, когда такие звучат голоса, что плакать хочется. А есть молитвенное пение, когда монахи поют тихонько, у них и голосочки-то очень маленькие, но как благоговейно и молитвенно поют. Это разное отношение, но я всегда брала лучшие образцы духовной музыки, лучших композиторов и понятные детям по тексту. Мы много пели П.И. Чайковского, А.Д. Кастальского.

– Но и много значит чудо-акустика в храме!

– Конечно! Удивление застыло в глазах детей, когда они перестали петь во время первой репетиции в храме. Они замолчали, а звук еще живет. И слышится, что спели фальшиво. Акустика в Троицком храме бесподобная.

– Сколько детей прошло через духовный хор?

– Немного, но они такой штучный товар. Вот Анна Коновалова выпускница, окончила Кировское училище искусств, сейчас она регент в Кирове в храме Пантелеймона Целителя. Я была на службе и с такой гордостью слушала, что слеза пробивала: это ж мой ученик, такой прекрасный руководитель! А ведь годы нужны, чтобы регентом стать. Регент Троицкого храма Наталья Сазонова тоже моя ученица. Катя Романова заканчивает Казанскую консерваторию и уже профессионально поет в храме.

– Мне всегда было интересно, что испытывают люди, поющие на клиросе?

– Огромное чувство ответственности и какой-то трепет. Надо видеть глаза детей: они шли петь на литургию, словно совершали поступок. Дети были совершенно другие, чем в обыденной школьной жизни. Вставали очень рано, так как литургия в воскресенье начинается без 20 минут девять, и нам нужно было в 8 часов собраться в единственный выходной, чтобы спеться, и в половине девятого прийти в храм. Они всегда были очень собранны. В хоровом пении нет опоры. Если ты уведешь голосом куда-то, то все может рухнуть, как карточный домик, и остановить уже этот процесс невозможно. Стоит только одному голосу зажать (заложить) и – все полетит. Такое представить даже на минутку – кошмарный сон. У меня все дети стали верующими.

– В каком сейчас состоянии хор?

– Я думаю, что мы сможем спеть в Рождество в Троицком храме. Ждем выпускников из Москвы, Питера, Нижнего Новгорода. Для них выступить духовным хором, значит, прикоснуться к чему-то очень важному в их жизни. В прошлом году они просто заваливали меня просьбами собраться. Я им писала, что нам уже не «сколотить» хор. Они отвечали: «Лариса Алексеевна, мы все партии повторим, только дайте свое добро», – продолжали настаивать выпускники. В этот год я сдалась. Надо делать, коли это мой крест: невозможно отказать повзрослевшим детям, которые просятся в храм, а не на дискотеку или в ресторане петь. Мы списались по Интернету и живем ожиданием встречи, репетиций. Дети оказались настолько духовно зрелыми людьми, что даже сохранили папки с партиями, хотя с инструментами расстались. Мне как педагогу это очень приятно.

– Как относились верующие люди к пению детского духовного хора?

– Люди подходили с просветленными лицами и хвалили, и благодарили. Обычно концерт проходит в ЦДК, и дети могли слышать только короткое «Молодцы» и больше ничего. А когда они видели плачущую бабушку или слышали возглас восхищения: это у вас так дети поют! И были такие довольные. Я помню, приезжали участники областной профсоюзной конференции педагогических работников, и нас попросили спеть. И эти женщины, далекие от религии, были просто потрясены ангельским пением детей. Обычные голоса иногда звучат здорово, а детские, чистые, хорошо поставленные, – тем более. Поэтому выражаю огромную благодарность настоятелю Троицкого собора отцу Панкратию, Евгению Евгеньевичу Нагибину за их уважительное отношение, за создание нам условий, за подарки и чаепития. Детский хор всегда был украшением литургии. А когда выступал хоровой коллектив школы искусств, то я обязательно старалась включить в программу концерта 2-3 духовных произведения.

– Какое большое, оказывается, Вы дело делали.

– Мы в Яранске настолько вперед ушли, что когда я сегодня рассказываю в Кирове о нашем хоре, то коллеги удивленно смотрят на меня. Но нас ни школа, ни район ни разу не сподобились направить на фестиваль духовных хоров. Даже не воспользовались плодами моего труда. Я сама ездила к Александру Балыбердину с предложением показать наш уникальный коллектив. У детей такая тоска по тому времени, когда мы ездили в Киров.

Павел ПОПОВ.


• спорт

Выходили на помост силачи

25 декабря на спортивной базе технологического техникума прошёл межрегиональный открытый турнир по гиревому спорту, посвящённый памяти Героя Советского Союза Александра Дмитриевича Ваганова. На него приехали участники из Тужи, Просницы, Кирово-Чепецка, Кирова, Тонкино и Шахуньи.

С приветственным словом к спортсменам выступили: председатель Федерации гиревого спорта области С.А. Бронников, заместитель директора техникума В.А. Огнётов, родственница героя, в честь которого проводили соревнования, Т.А. Кислицына.

Состав участников по возрастам оказался расширенным: самому молодому – 10 лет, самому старшему – 70. Состязались гиревики в толчке и рывке гирь различного веса, в гиревой эстафете. Достойно выступила команда яраничей: Дарья Погадаева (школа № 2) заняла 3 место, Мария Силина и Лариса Лебедева (обе из технологического техникума) – вторые места. Полина Ложкина (школа № 2) с рекордом области 196 рывков и Татьяна Жарко (технологический техникум) стали абсолютными победителями турнира. Дмитрий Талалаев занял 3 место, а Игорь Бакшаев и Алексей Глушков (все из школы № 2) – вторые места.

Победители турнира: Дамир Алтухов (школа № 1), Алексей Хориков, Хасан Гафуров, Сергей Чернышов (все из школы № 2), Алексей Сокольников (работник СИЗО).

В итоге яранские гиревики заняли первое общекомандное место, а также первое место в гиревой эстафете, в которой участвовали А. Сокольников и спортсмены средней школы № 2. Турнир обещает стать традиционным и со временем ещё расширится по географии участников.

Благодарность за организацию турнира гиревики выражают отделу по делам молодёжи, физкультуре и спорту администрации Яранского района и руководству Яранского государственного технологического техникума.

И. СКУЛКИН.


• 65-летие Победы

Как мы одолели войну

Мы познакомились с человеком, в чьё детство вторглась война. До глубины души тронули эти воспоминания. Удивило и то, что человек, прошедший такие трудные, годы не потерял оптимизма, не ожесточился. Доброта, гостеприимство и необъяснимая притягательность этой милой бабушки живут у нас в сердцах до сих пор. А зовут нашу героиню Мария Степановна Атеева.

Родилась она в Бутовске Клинцовского района Брянской области. Родители, Степан Васильевич и Ирина Пименовна Антоненко, воспитывали и растили шестерых детей. Счастливо, в мире и согласии, жила эта семья, но вдруг… началась война. Маленькой Маше было всего шесть лет.

— Войну-то объявили по радио, — вспоминает Мария Степановна — Большое радио было в центре села, у клуба. Отца, опору всей семьи, забрали на фронт в 1941 году.

Фашисты в Бутовск пришли летом того же года. Немцы ехали на лошадях, на мотоциклах, машинах, заходили в дома, не спрашивая у хозяев на то разрешения.

— Разместились, как сейчас вижу, у нас: дом новый был построен, принесли солому, у мамы взяли белые простыни, разостлали поверх. У селян набрали гусей, поотрубали им головы, притащили маме, заставили варить. И попробуй — откажись! Они с наганом... Лошадей поставили… Ну и всё — стали жить. Когда к нам пришли, взял меня один немец на руки. Я вот до сих пор думаю: «Господи, наверно, дочь у него осталась такая, как я». И сахар дал. А сахар не наш, ихний — белый, светлый, как лёд, квадратик вот такой. Взял он меня на руки, держал и всё по-своему, по-немецки, говорит, кивает головой.

— Кусочек сахара помнится как чудо! Почему?

— Мы голые, босые были… Недавно сидела, ела, крошечка хлебушка-то, крупинка, упадёт, дак подберу и съем. Войну я часто за едой вспоминаю. Сейчас сахар досыта, сколь надо, столько пей, ешь. Сахар, хлеб чистый… А в то время мы не видали ничего, голодные были, а потому и вспоминаешь на каждом кусочке то время. Очень страшно — не дай Бог никому войну пережить.

Два года были немцы в селе. Маша испытала многое: и страх, и боль, и голод, и холод.

— Немцев боялись и ненавидели очень, потому что они жестокими были: убивали людей, сжигали дома. Директора школы повесили. Девочек постарше взяли всех в Германию, там их заставляли работать как рабов на хозяев… У мамы немец поросёнка застрелил. Пришли к бабушке нашей, к маминой маме, — дом сжечь. А она поджигать хату не даёт. «Уходи, — ей говорят, — а то сейчас застрелим», — и приставили наган. И всё… На её глазах сожгли хату.

Немец взял всё, что было. Немец съел всё, что было. Весь скот у людей забирал. Когда уходили, полностью сожгли один конец села: дом за домом… Смотреть страшно.

А ещё маленькая Маша видела предательство: как молодые парни служили немцам. На вопрос: «Почему они стали им служить?» — Мария Степановна отвечает:

— Перешли к немцам, чтоб легче жилось. Думали, что уж всё — не вернутся свои-то, немец всем завладел, и теперь будут они у немца работать. Местный народ осуждал их, ненавидел. Было два старосты и три полицая. Раньше-то они вроде путёвые были, а вот с немцами другими стали. Предавали наш народ. Стоит их теперь любить?!

Односельчане, как могли, боролись с фашистами: прятали зерно, скот, а то и убивали немцев.

— А братья мои корову спрятали в лес. Ловили моего первого брата, ловили по канаве. У нас там такие большие гектары яблонь были, эти яблоньки окопаны, так вот он по этой канаве и сбежал от них всё-таки. Наши парни спрятали одного немца, украли и задушили. Пропал немец. После этого немцы жгли в деревне дома.

Запомнился Марии Степановне бой у села Вышково, в трёх километрах от Бутовска, когда наступали советские войска.

— Я, сестра, брат и ещё сестра (у мамы на руках, маленькая) из села ушли. Мама взяла только одну соломенную перину. «Вот, — потом говорит, — дак что хоть я за дура была? Мне бы хоть иконку надо взять и с иконкой уйти, а я-то… с периной соломенной! Вот теперь и все моё богатство: солома да вы». Пришли мы туда, за сад, за канаву, и пролежали всю ночь. Знаете, как грохочет гроза-то сильная? Вот так: «ба-ба-ба-бах»! И небо горит, и земля трясется, и все гремит… Ладно хоть от нас в стороне, в трёх километрах, а то бы всё погибло. И тогда вот ночь прошла, прогремело всё, утихло, мы все встали и пошли. И куда пришли? Пришли на пожарище. Всё сгорело, ничего не осталось. Куда теперь жить-то? Попросились к родственнице. У неё домик маленький, детей двое, а мужа тоже уже не было. Вот тут все и жили такой-то семьей… Как мы теснилися!

— А как встречали солдат-освободителей?

— Что «встречали»?! Нечем было встречать. Я как сейчас вижу, что к нам солдат пришел на погорелое место, было уже нечего взять. Немец съел всё, что было. А потом ещё спалил остатки. Мы бы рады их встретить-то, дак сами кто куда разбежалися. И нам солдат не угостить, не покормить. Солдатик наш, смотрю, заходит в пилоточке, как сейчас вижу, а колодцы посреди села были, и жоровцы (для подъёма воды) у них все сгорели. Он привязал ремень к котелочку и черпал воду.

Когда немцев прогнали, нужно было строить свой дом. Вот мы остались. Мама, вы знаете, сколько строила новую хатку. Купила старенькую. Хлеб был спрятан от немцев в яме, 40 пудов... и вот за эти пуды она старый дом купила. Больше-то не на что было. Хатку и ставить-то некому: народу-то нет. Инвалиды остались. Придут, порядятся, ряд положат, уйдут, новый ряд положат, уйдут. Так кое-как свою хатку-то сделали, обрадовались... (плачет). Ой, девочки милые, спали-то на чем, ведь ничего не было, на печи, на голых кирпичах спали, не укрыться, ничего, вот так (показывает кулачок под голову), и всё. И то радовались: рядышком ляжем на печи. Жили. А брат-то у меня старший был, так он картошки заработал с мамой, вот эту картошку все ели. Тёрли — хлеб пекли: из свеклы, из тыквы, из картошки. Велика ли я была, а коноплю теребила, люпин молотила уже, снопы ворочала, молола зерно…

Дети работали наравне со взрослыми. Труд приносил людям не только пропитание, но ещё и отвлекал их от тяжёлых мыслей, больше даже духовно спасал и помогал. Только вот сейчас у тех, кто пережил войну в свои детские годы, возникают проблемы с пенсионными расчётами, так как эта их работа официально записывалась трудоднями на родителей. Так, например, у Марии Степановны все дни, когда она работала ребёнком, записаны были на мать. И ничего теперь не докажешь. Обидно за детей войны!

Во время рассказа Марии Степановны постоянно прослеживается обращение к Богу. Вера в Бога помогла пережить ужасы войны. Она часто вспоминает сельскую церковь, говорит о религиозных праздниках: «Плохо, но всё равно отмечали». До сих пор помнит об иконе, которую мать забыла в доме, когда они прятались во время боёв. В настоящее время предпочитает всем другим православный канал по телевидению: «Вот тут и помолюсь, и пореву».

Бесспорно, что семья не менее важна была для маленькой девочки Маши в те трудные годы. Любовь и поддержка родных, близких людей много значат для нормального развития ребёнка.

— Папа приехал с фронта, сразу легче стало нам жить. Стали сытыми, и одеваться стали, и хатку поставили (и радость звучит в голосе). Сапожник он был и начал зарабатывать денежки — нам стало жить легче.

Для девочки отец — глава и опора семьи. А любовь, и надо сказать – особую, Мария Степановна получила от матери. Мама была всегда рядом в это тяжёлое время. Главное — сумела сберечь семью, своё «богатство».

— Отец написал однажды маме такое письмо: «Дорогая жена и детки, я без рук, без ног, примете меня или нет?» Мама отвечает ему, вот ума-то ещё хватило: «Ты, какой ни есть, такой и приезжай, а я уж нажилася с детьми одна-то». Приехал — весь хороший.

Испытывал. Но это стало ярким уроком сострадания и примером верности для детей семьи Антоненко.

Мария Степановна с нежностью говорит о своих братьях и сестрах. Во время войны старшие заботились о младших, делились едой, помогали друг другу. Она благодарна братьям за «лапоточки», которые они сплели, чтобы было ей в чём в школу ходить. И не так, получается, важно, есть у тебя одеяло или спишь ты на голых печных кирпичах. Как здорово, что вообще есть свой дом и можно спать всем вместе на тёплой печи, положив кулачок под щеку. Главное — все рядом. Так научила Марию Степановну мама: богатство человека — это семья!

Примеры доброты и сострадания видела маленькая Маша не только в своей семье. Когда они остались без дома, их приняли родственники. И сожаление Марии Степановны, что не смогли в то время принять как следует наших солдат-освободителей, тоже о многом говорит.

В беседе Мария Степановна упоминала и жителей села Бутовск. Уроки мужества она получила и от односельчан. Несмотря на страх, большинство из них достойно вели себя в военные годы: не стали предателями. Как могли, боролись против фашистов.

Любопытно, что и в годы войны девочка играла со сверстниками в различные игры.

— Играли в игру с палочками, в мячики, в куклы, сами шили себе их, а «обед» им делали из травки. Как же не играть-то, детство все равно свое требует?!

А ещё оставалось чувство оптимизма. Оно проявлялось, к примеру, в том, что в тяжёлые военные и послевоенные годы люди отмечали праздники:

— Всё равно маленько-то свадьбы-то гуляли, праздники были… А День 7 ноября, его-то здорово отмечали и до сих пор не забудем. Потому что ценили тогда человека, уважали. Вот такие крошечки-ребёнки, а все шли на этот праздник, да порой из-за куска хлеба шли, потому что угощение было там — мясо, каша, а мы-то голодны ведь были.

Во время всей беседы Мария Степановна часто повторяла: «наш солдатик», «наш народ», «наше село», «наши-то…» Она не вспоминает о том, как наши войска отступали, а говорит лишь об их наступлении.

— Солдаты погибали за то, чтоб вы вот жили… Это помнить надо: нам они жизнь дали, из-за нас головы положили. Пишите книжки, делайте фильмы, чтобы никто не забывал. И обязательно показывайте детям, чтоб дети знали о войне!

Мария Степановна победила войну. Она признаёт, что война оказала на её здоровье и жизнь очень сильное влияние, но тем не менее девочка не выросла жестоким человеком, не потеряла так называемого «базового доверия к миру». Ей свойственны любовь, доброта, отзывчивость, сострадание.

Александра СКУЛКИНА, ученица 9 класса «Б» средней школы № 1,

Людмила СМИРНОВА,

Елена ДОЖДИКОВА.

Hosted by uCoz