Главная страница № 124 (13407), суббота, 16 октября 2010 года

• на крыльце у нас сидели

Быть или не быть? — вот в чём вопрос

Появление нефтебазы в Яранске в своё время дало нашему району возможность последовательно развиваться в промышленном направлении. Чем может обернуться теперь исчезновение этого стабильно работающего предприятия? А угроза его закрытия реально существует. С чем она связана, мы спросили у директора Яранской нефтебазы ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» И.Н. Большакова.

Игорь Николаевич БОЛЬШАКОВ
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

— Игорь Николаевич, ваше предприятие в промышленной зоне Яранска остаётся одним из самых заметных…

— …И наверняка самым опасным производственным объектом, на котором хранятся нефтепродукты.

Да, нефтебаза заметна и очень нужна для региона. Для чего она, собственно, появилась, спроектированная в 1985 году, была рассчитана на грузооборот 90 тысяч тонн в год. В 1999 году закончено её строительство, она сдана в эксплуатацию. Это в то время было необходимостью, потому что юго-запад области активно развивался, развивалось сельское хозяйство, с большим потреблением ГСМ.

— Но сегодня всё изменилось.

— Потребность в нефтепродуктах у оптовых потребителей сильно сократилась, но зато возрос объём продаж через сеть автозаправочных станций. Нефтебаза из организации снабженческой в большей степени превратилась в распределительную. Естественно, общее потребление нефтепродуктов в целом, хотя и незначительно, но уменьшилось. Если в конце 90-х мы имели грузооборот порядка 35 тыс. тонн, то сейчас он чуть поменьше — порядка 27-28 тыс. тонн в год. К сожалению, по результатам последнего года мы работаем с убытком.

— Это одна из причин, почему разговоры о закрытии нефтебазы пошли?

— Это основание для ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» смотреть на нас с особым пристрастием. В обществе убыточных подразделений быть не должно — это политика нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».

— А причин, которые привели нас к такому положению, на самом деле много?

— Одной из основных причин, на мой взгляд, стал кризис 2008 года. У предприятий упали объёмы производства, стало меньше средств, и они вынуждены брать нефтепродукты в других фирмах, где продукт, может быть, и менее качественный, но его предлагают потребителю с отсрочкой платежа на значительный период, без договоров залога. Но из состояния убыточности нефтебаза всё же может выйти, например, расширив зону обслуживания клиентов. В области у «ЛУКОЙЛА» сейчас работают всего две нефтебазы — Кировская и наша. Яранская нефтебаза снабжает качественными нефтепродуктами Санчурский, Кикнурский, Тужинский, Арбажский, Лебяжский, Советский, Пижанский и Яранский районы. Сможем и больше. Эта проблема разрешима. Возникла другая, которая заключается в отсутствии надёжности доставки грузов железнодорожным путём до нефтебазы.

— Насколько я знаю, железнодорожная «ветка» от станции Яранск ведёт в промзону города. Вы ей пользуетесь?

— Мы стали заложниками весьма щекотливой ситуации. Когда предприятия в Яранске стабильно работали, вряд ли кто вообще задумывался, какому из них принадлежат железнодорожные пути. А когда они одно за другим: во-первых, сменили собственника, а во-вторых, стали останавливаться, в том числе и Яранское хлебоприёмное предприятие, владелец железнодорожной «ветки», — вопрос встал остро. Сегодня мы фактически не имеем надёжного доступа к путям Российской железной дороги из-за того, что вынуждены пользоваться довольно-таки протяжённым участком, который нам не принадлежит. Есть договор с ХПП, и мы своевременно вносим плату за пользование этим тупиком, но ремонтных работ по обслуживанию путей хлебоприёмное предприятие не проводит.

— Они уже остро требуют ремонта?

— В этом году движение по путям закрывали специалисты-железнодорожники. И ремонт пришлось проводить силами бригад Яранского топливного предприятия и Яранской нефтебазы.

— А хлебоприёмное предприятие не участвовало в нём вообще?!

— Помогли материалами. Выделили определённое количество шпал.

— Существенно на изменение ситуации этот ремонт не повлиял?

— Думаю, что любая серьёзная проверка состояния путей приведёт к запрету их эксплуатации. А это значит, что угроза ликвидации нефтебазы в Яранске станет ещё более реальной. Эта ситуация намного тяжелее, чем экономическая, которую можно решить.

— Как же она будет решаться? Ведь интерес в том есть не только у одного предприятия, но и у всего Яранского района, который планирует жить, развиваться экономически. Есть он и у области, для которой потеря надёжного поставщика качественных нефтепродуктов для предприятий восьми районов — существенный «минус».

— С руководством района мы ведём диалог и вместе пробуем разрешить трудную ситуацию. Была встреча в Кирове с собственником яранских предприятий Н.С. Ганжелой, в которой принимали участие представители ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» и Яранского топливного предприятия, администрации района. Были со стороны Ганжелы обещания изыскать финансовые возможности для ремонта железнодорожного тупика. Но на сегодняшний день эти обещания остались обещаниями.

Трудную ситуацию прокомментировал глава администрации района Игорь Николаевич Бибиков:

— Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы нефтебаза и дальше стабильно работала. Поэтому руководство района всегда старалось наладить этот диалог между представителями сторон. Другое дело, что к положительному разрешению проблемы он пока не привёл. Готовим, совместно с главами соседних районов, информацию для губернатора области и для руководства «ЛУКОЙЛА», с ходатайством, чтобы нефтебаза продолжала работать. В помощи, в содействии мы не отказываем, но давайте рассудим ещё так: частная компания «ЛУКОЙЛ» привозит на нефтебазу топливо по участку путей, которые принадлежат тоже частнику, Н.С. Ганжеле, внося за это плату, по договору. Считаю, что для выполнения договорных отношений двух сторон в качестве рефери может выступить арбитражный суд. А ещё могла бы возникнуть договорённость между сторонами в том, чтобы предприятия, как нефтебаза, так и топливное, сами занимались ремонтом путей, в счёт платы за их использование. Выход из любого положения всегда есть.

Александр ДЕНИСОВ.


• актуально

«Движение вперед есть и будет продолжаться»

Год назад принято решение о передаче в муниципальную собственность автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности области, но не входящих в перечень дорог регионального и межмуниципального значения. Приблизил ли этот шаг к решению дорожной проблемы? Об этом и шел разговор с главой администрации района Игорем Николаевичем Бибиковым и его заместителем Игорем Витальевичем Толстогузовым.

Отремонтированная дорога на О. Поле.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

– Давайте начнем с цифр, – предложил И.В. Толстогузов. – До 2010 г. на балансе в районе было 182 км дорог между населенными пунктами, где не было постоянного транспортного движения. После передачи мы получили ещё 145 км дорог, соединяющих крупные населенные пункты с городом, по которым ведется постоянное автобусное движение. Сегодня муниципалитет отвечает за ремонт и круглогодичное содержание 329 км дорог. Кроме того, есть ещё 200 км улиц, из них почти половина (82 км) — в городском поселении. Только 35 км – асфальтированы. В этом году получено 17 миллионов 613 тысяч рублей из областного бюджета, 434 тысячи – из местных бюджетов разных уровней на содержание и ремонт дорог.

– Для имеющейся сети дорог эта сумма явно недостаточна?

И.В. Толстогузов: – Существуют нормативы, согласно которым на один километр содержания дороги необходимо 521,8 тыс. руб., на ремонт – 2,8 млн., на капитальный ремонт – 8,7 млн. Планировалось, что в 2010 году область выделит нам 27% от нормативной суммы, реально же получили 14%.

– Когда принималось решение о передаче дорог, прозвучало, что в этом случае районы смогут самостоятельно расставлять приоритеты по содержанию и ремонту конкретных дорог. Выиграли от такой расстановки сил?

И.Н. Бибиков: – Безусловно. Большой плюс в том, что мы сами планируем, как их потратить. Раньше этим занимались дорожные организации, как правило, руки до ремонта муниципальных дорог не доходили: их оставляли напоследок. Поэтому сеть дорог в районе была очень проблематичной. Сейчас с главами поселений и коллегиально решаем, что нужно сделать в первую очередь. Один из основных критериев – численность жителей в поселении, интенсивность движения. С весны начали осваивать деньги летнего содержания: проводить ямочный ремонт и другие работы. Много сил и средств ушло на подъезд к Рождественскому, отремонтировали 4 км вроде бы асфальтированной дороги, которая не латалась больше пяти лет. Подъезды сделали к Салобеляку, Высоково, Луму, Кугалкам. Положили слой асфальта 726 м к Опытному Полю, 1 км – у Знаменки. Совместно с городским и Кугушергским поселениями чуть больше 4 млн. потратили на ремонт улиц: в Яранске сделали участок на ул. Рудницкого, в Кугушерге и Первомайском.

– Что запланировано на будущий год?

И.В. Толстогузов: – Почти 19 млн. рублей выделено. С главами будем обсуждать, как их эффективнее использовать. Однозначно, что не только на ямочный ремонт. Продолжим ремонт с укладкой сплошного слоя асфальта на дороге на Знаменку и к другим населенным пунктам. Самые проблемные сегодня – дороги на Пушкино, Верхоуслино, Энгенер, Мари-Ушем, Никулята, да и на всех остальных – работы непочатый край. Ремонт километра асфальтовой дороги с укладкой сплошного защитного слоя асфальта обойдется минимум в 2,5 млн. руб., грунтовой – порядка 8 млн. А у нас только до Никулят 40 км давно пора делать и до Энгенера с Верхоуслино 15 км практически грунтовой дороги. Вот и посчитайте.

– Рядовому пользователю дорог безразлично, в чьей собственности находится та или иная дорога, – ему важно, чтобы по ней можно было комфортно и безопасно проехать. Все претензии по качеству дорог он адресует местной власти. Взять хотя бы злополучную ул. Лагуновскую.

И.Н. Бибиков: – Передачей 7,5 км дорог по городу и трех мостов в федеральную собственность (от въезда со стороны Йошкар-Олы до выезда на Нижегородскую трассу) занимаемся три года. Собрать все необходимые документы непросто. И недешево: на всё ушло 500 тысяч. Сейчас пакет документов отправлен в Росавтодор, который принимает окончательное решение. Надеемся, что оно будет положительным. Участок требует больших вложений – сотни миллионов, району это не осилить. Всё же пусть не семимильное, но движение вперед есть. И оно будет продолжено.

В преддверии профессионального праздника благодарим всех дорожников, в особенности работников «Яранского дорожного управления № 45» за их непростой, но в то же время очень нужный труд на дорогах района. Желаем всему коллективу здоровья, успехов и надеемся на сотрудничество.

Светлана ХВОСТАНЦЕВА.


ТЕРРИТОРИЯ СЕРДЦА

Авторская страница Александра Денисова

«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами», – слова советского поэта Льва Озерова вновь и вновь приходят на ум, когда задумываюсь о судьбе родного края. Почему? Мы много теряем, но мало приобретаем сегодня. Но при этом очень удобно обвинять во всём бездарное руководство. Сложнее взять ответственность на себя. А ещё великие нам твердят о роли личности в истории. Только вот откуда берётся эта самая личность? Давайте поразмышляем…

• обычное чудо

Голоса нашей биографии

Память. Считается, что у человека она изменчива. А бывает так: вдруг нахлынет неожиданно минувшее и возьмёт в плен. И память вновь возвратится.

Такой, после долгой разлуки, стала для меня совсем недавно встреча на просторах Интернета с любимым звуковым журналом «Кругозор». Современные технические средства возрождают к жизни интересное издание, выходившее в период с 1964 по 1992 год. Пока что существует лишь небольшой демонстрационный сайт www.krugozor-kolobok.ru, где выложены для слушателей образцы отдельных номеров, но что главное: сохранён звуковой архив журнала.

Анатолий Яковлевич Азаров

и журналы «Кругозор»

Было это так. При ликвидации издания архиву определялся один путь – на свалку или в печь, что, согласитесь, для магнитных лент одно и то же. Но нашёлся человек, Анатолий Яковлевич Азаров, который спас от уничтожения весь фоноархив журналов с вкладными пластинками (взрослый – «Кругозор» и детский – «Колобок»). А теперь именно он стал инициатором создания электронной версии этих журналов в Интернете и на цифровых носителях. Объём звуковой и изобразительной информации обещает занять не менее чем 30 стандартных дисков CD-Rom.

Идёт кропотливая работа по оцифровке звука, сканированию изображений страниц, считыванию с них текста, для того, чтобы поисковые электронные системы легко находили интересующую читателей тематику. Журнал, чьё содержание охватывает обширный кусок истории нашей страны, сохранивший голоса её славной биографии, возвращается!

Естественно, что мимо такой работы я пройти не смог, и сегодня в списке энтузиастов из Москвы и Петербурга, Архангельска и Екатеринбурга есть и один из Яранска, Кировской области, вносящий свою скромную лепту в создание сайта журнала «Кругозор».

Благодаря этому узнал, что и в родном городе не всё ещё пока что отправлено на свалку. Яранич Юрий Анатольевич Козьминых отыскал где-то на антресолях и принёс мне уже десятка два экземпляров старого «Кругозора», существенно пополнив мою домашнюю коллекцию журнала. Кое-что отыскалось в запасах центральной районной библиотеки.

История не устаревает. Её лишь можно знать или не знать или вообще не хотеть знать. Это – выбор каждого. Но лично для нас, несмотря на все перемены и потрясения, которые мы пережили и ещё переживём, связь времён не нарушилась.

И это – самое главное.

• общество

Инициатива поощряема

Нынешним летом в Яранске мне довелось встретиться с работником аппарата Общественной палаты Российской Федерации, начальником его департамента материально-технического обеспечения Анатолием Андреевичем Топорковым. В разговоре коснулись тем формирования гражданского общества и общественной инициативы. Некоторые высказывания представителя высокой общероссийской организации в связи с этими вопросами мне бы хотелось привести. Они могут быть полезны для роста нашего самосознания:

«Любую энергию, любую общественную инициативу необходимо направлять в нужное русло. Роль общественной палаты — разрозненную «народную стихию» организовать, привести в форму, понятную для аппарата государственной власти».

«Деньги для обустройства жизни населения в стране найдутся. Не всегда у инициативной общественности находятся аргументы для того, чтобы средства на определённые цели получить. Идея должна быть понятна. Если она выражена в форме проекта, то — удобочитаема. И этот проект должен ещё попасть в руки лица (структуры), которому он предназначен. Общественная палата РФ как раз и занимается тем, чтобы свести воедино общественные интересы (идеи) и средства их практической реализации».

«Общественные организации, рассчитывающие на получение грантов под проекты своих инициатив, должны научиться грамотно эти проекты составлять. Рекомендации по этому поводу можно получить на сайте Общественной палаты РФ в Интернете. Хочу заметить: главное, что поможет проекту получить желаемую финансовую поддержку, — это его база, практическая основа. То есть у того, кто инвестирует проект, должен быть уверен, что он появился не на пустом месте, что уже кое-что людьми сделано, но не хватает местных ресурсов для того, чтобы развивать интересную общественную инициативу далее».

«Возникают такие инициативы и такие формы работы, о которых несколько лет назад и помыслить было невозможно. Я убеждён, что всё в обществе вокруг человека строится, некой личности, которая способна объединять энергию разных людей и направлять её на благо общества».

• полёт души

* * *

Уже давно минули старты.
По длинной трассе бытия
Несется лидер в авангарде,
За ним толпа, в которой я…

И мне уже довольно трудно:
И на бегу, и на ходу.
В глазах круги, и всё так мутно,
И скоро с трассы я сойду.

Он помоложе и пониже,
Он скромен, честен и умен.
Его конёк – борьба и лыжи,
Но в беге тоже мастер он.

И он ведет нас неустанно,
И все толпой бегут за ним.
Вот только мне довольно странно,
Что всё кругами мы бежим.

Владимир ШОСТАК.

• адреса помощи

Беда не приходит одна, и справиться с нею нельзя в одиночку

Две маленькие девочки, Даша и Катя, растут в семье Татьяны Александровны Колесник. Старшая в этом году должна была пойти в школу.

Какая радость дети для мамы, хотя и воспитывает она их одна. Но в семейное счастье вмешалась беда: девочки теряют зрение.

— Со здоровьем Кати мы бьёмся уже четыре года, — рассказывает Татьяна Александровна. — Расходы на медицинское обследование и лечение, конечно же, большие. Если в первое время я ещё как-то могла с этим справиться (если не хватало своих средств, обращалась ко всем знакомым, ходила к предпринимателям, просила в организациях), то сейчас не вижу другого выхода, как обратиться к людям за материальной помощью через газету. Пыталась взять и ссуду в банках, но отказали: детей-то у меня всего четверо, работаю я одна, и мне не верят, что смогу заём выплатить.

В школу Катю нынче не взяли. Есть опасение, что слепота будет только прогрессировать при нагрузках на глаза. К несчастью, и у самой младшенькой в семье — Даши — вдруг обнаружилось то же, что и у старшей её сестрёнки, заболевание глаз. Мама обследовала их в офтальмологических клиниках в Йошкар-Оле и Чебоксарах. Вывод глазных докторов был однозначен: необходимо сначала аппаратное, комплексное, а если ничего не поможет, то и хирургическое лечение. Даша прошла первый курс глазной терапии в августе, второй предстоит в декабре, третий — в марте, возможно, что понадобится и ещё один в июне будущего года. Один курс лечения стоит 8 тысяч рублей, то есть на все четыре необходимо порядка 20 тысяч рублей. Возможная операция стоит 26 тысяч. Собрать необходимую сумму можно будет только при нашей общей поддержке. Семья Колесник с благодарностью примет вашу помощь в любом размере. Можно оставлять деньги в редакции газеты, мы их будем передавать семье. Можно перечислить на счёт Т.А. Колесник в Сбербанке, по реквизитам:

Акционерный коммерческий банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) — ДО №4407/048 Советского отделения № 4407 Сбербанка России (ОАО).

Корреспондентский счёт: 30101810500000000609. Расчётный счёт: 30301810127076004200 в Кировском отделении № 8612 Сбербанка России.

ИНН: 7707083893, БИК: 043304609, ОКАТО – 33236501000, КПП 433002001 (Советск), счёт № 42307810727085003202.

Спасибо вам за доброту и участие!

• слово

Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это значит, что всякий талант, проявившийся в действительности, т.е. всякий талант, ставший общественной силой, есть плод общественных отношений. Но если это так, то понятно, почему талантливые люди могут, как мы сказали, изменить лишь индивидуальную физиономию, а не общее направление событий; они сами существуют только благодаря такому направлению; если бы не оно, то они никогда не перешагнули бы порога, отделяющего возможность от действительности.

Георгий ПЛЕХАНОВ.


Темы, которые затронуты в публикациях, продолжайте развивать в своих письмах в редакцию или же лично мне, в т.ч. и на электронный адрес: denny007@bk.ru или по т.: 2-24-54. До новых встреч на этой же территории.

Александр ДЕНИСОВ.


• наше интервью

С праздником, служители дорог!

17 октября коллектив КОГП «Вятские автомобильные дороги» «Яранское дорожное управление № 45» отмечает свой профессиональный праздник – День работников дорожного хозяйства. Поэтому первое слово мы предоставили главному дорожнику юго-западной зоны Кировской области А.А. Швецову. Наш разговор он начал с радостной новости:

Лучшие работники АБЗ: тракторист-машинист В.Е. МАЛЬЦЕВ, операторы А.Г. ЛОЖКИН и А.И. ПАРШАКОВ

Начальник Яранского ДУ-45 с прорабом И.Д. Матвеевым, мастерами Н.П. Швецовым, А.Ю. Тебеньковым и С.А. Федосеевым.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

– Мне сегодня сообщили, и об этом еще не знает администрация района, о передаче транзитных улиц Яранска ФГУ «Волговятскавтодор». Это значит, что в следующем году будет произведен ремонт улиц К. Маркса, Революции и Лагуновской. Это не только 7,8 км родного города, но и федеральное финансирование их, и дополнительные объемы работ.

– Александр Ананьевич, какой объем работ выполнен предприятием в 2010 году?

– Мы обслуживаем девятую часть всех дорог области. Все пять участков его справились с поставленными задачами в своих районах. Тем не менее кризис и нас коснулся, и объемы по сравнению с прошлым годом на сегодняшний день сделаны меньше в пределах 30 млн. рублей. Если на конец 2009 года с НДС у нас было выполнено работ на 176 млн. рублей, то сейчас, а еще есть время по зимнему содержанию, только 130 млн. рублей.

– Но произошел небольшой крен в сторону увеличения объемов работ муниципальных дорог?

– Да, те объемы работ, которые осваивались на основных магистралях: Яранск – Советск, Яранск – Кикнур, Яранск – Санчурск, сейчас делаются на муниципальных дорогах. У Кировского дорожного комитета осталось около 3 тыс. км дорог, а более 6 тыс. км отдали муниципалитету. Такая же пропорция наблюдается и по Яранскому району. Все муниципальные дороги финансируются через местные бюджеты из областного. Денег этих было в этом году больше, поэтому по муниципальным дорогам мы и сделали больший объем работ. Обычно у нас объемы уже заканчивались в июле, а сейчас мы работали на местных дорогах до октября и продвинулись по ямочному ремонту значительно дальше по всем направлениям. Если такая тенденция будет продолжаться, то дороги на селе будут лучше. И мы в это верим. Ждем увеличения финансирования в следующем году. Область обещает на 1 млрд. рублей увеличить расходы на дорожную отрасль.

– Как сказалось снижение объемов работ на производительности труда?

– Выработка на одного работника предприятия осталась высокой: более полумиллиона рублей. Зарплата стала чуть ниже и составляет в среднем с начала года 11 тыс. рублей. Численность дорожников также не изменилась: специалисты сохранены, а с весны те люди, которых мы сейчас сократили ввиду осложнения финансирования в зимнее время, придут работать обратно на предприятие.

– Что не удалось сделать в строительный сезон 2010?

– Два месяца бесснежной погоды привели к тому, что мы не освоили 5 млн. рублей, выделенных на зимнее содержание дорог. И по федеральному закону № 94 эти деньги не перекидываются на летнее содержание дорог, хотя мы вместе с администрациями районов выходили с ходатайством в область, чтобы оставить их на ямочный ремонт. Сейчас область идет на уступку этих средств, но уже погода не позволяет работать. Надеемся, что в 2011 году будет более гибкая система использования средств: зима – лето, лето – зима.

– Как повлияло на работу предприятия его присоединение к КОГП «Вятские автомобильные дороги»?

– Поменьше стало забот и хлопот по закупке материалов: она стала централизованной. Мы стали не самостоятельными в экономическом плане. Все диктуется сверху, но пусть будет так, лишь бы люди обеспечивались объемами работ, зарплатой и дороги становились бы лучше.

– Предприятие приобрело что-то в этом году из новой техники?

– Новой техники, что получили по лизингу два года назад, у нас много: КамАЗы, бульдозеры, сейчас фрезы есть во всех районах. И за нее мы еще рассчитаться не можем. Правительство области при значительном сокращении доходной части бюджета отказалось от оплаты тела лизинга, поэтому мы сейчас будем проплачивать его и проценты до 2013 года.

И все же мы думаем приобрести в течение зимы хорошую датскую автоматику на асфальтоукладчик, чтобы Яранское ДУ увеличило качество выполнения работ, хотя от заказчиков к качеству работ нет претензий к Яранскому ДУ № 45. Наше дорожное управление по области значится в числе лучших. Нам дана высокая оценка по взаимодействию с государственно-частным партнерством, а это выделение дополнительных 36 млн. рублей. Мы в числе первых сделали 6,1 км в Яранском районе и 1,8 км в Кикнурском по трассе Яранск-Нижний Новгород.

– Как подготовились к зимнему содержанию дорог?

– Мы запаслись смесью соли и песка для борьбы с гололедом, дровами для всех котельных. В целях экономии средств переделали все котельные с угля на дрова. Вся техника готова к работе в зимних условиях.

– Встречаете свой профессиональный праздник достойно: высокими показателями в работе?

– Все намеченное выполнили. Могли бы и больше сделать, но как сложилось, так и сложилось. В канун праздника сердечно благодарю всех работников за их нелегкий труд, в том числе ветеранов дорожной отрасли. Высоко ценю и помню всех, кто отдал немало сил и здоровья для улучшения состояния дорог юго-западной зоны области. Желаю всем здоровья, счастья, семейного благополучия и новых трудовых свершений!

Мотались по районам словно цыгане

Прораб И.Д. Матвеев, как всегда, краток в оценке работы бригады асфальтоукладчиков: «Сезон был сложным: мотались по районам, как цыгане. Только в Кикнуре было шесть объектов от 100 до 300 метров, по дорогам на Шапту, Цекеево, Беляево, Кокшагу (самый большой объект – 700 м), Ваштранги. Получалось так —ямы, ямы, 100 м асфальта и снова ямы. Но какой объем заказчик давал, тот и делали. Больше времени и затрат уходило на переброску техники, чем на саму работу. В Туже благоустраивали комплекс больницы. Все объемы выполнили».

Ребята в пекле закалялись, как сталь

В этот строительный сезон дорожникам пришлось трудиться в экстремальных погодных условиях, в буквальном смысле в пекле: жара стояла под 40 градусов в тени, и еще асфальт поступал с температурой под 160 градусов.

К вечеру от жары, битумных паров и усталости ребят покачивало. Люди трудились, не считаясь со временем. Если это был ямочный ремонт, то до закрытия асфальтом всех вырезанных фрезой ям. Они выдержали экзамен, устроенный погодой и стихией, на звание дорожника.

Хорошим подспорьем было использование специальной дорожной машины БЦМ – асфальтного мини-завода на колесах. Ее обслуживал классный специалист Л.Е. Мухин. Эта установка позволяет заделывать ямы на дорогах струйно-инъекционным методом, что увеличивает срок службы покрытия до 3 лет. Если в предыдущие годы для БЦМ давали малые объемы работ, то в сезон 2010 года она использовалась очень продуктивно. В четырех районах с БЦМ довелось поработать бригаде мастера С.А. Федосеева: дорожным рабочим Л.Е. Мухину, В.А. Бочкареву, водителям В.П. Смирнову и А.Е. Черепанову.

Труд на дороге становится опаснее

Бригада дорожного мастера А.Ю. Тебенькова вела ремонт дороги на Рождественское, Лом, Санчурск. Добросовестно подходили к делу кдм-щик Е.Н. Унжаков, А.В. Мальков, В.В. Роженцов, А.В. Жиров. Водитель А.Г. Русинов не только доставлял на объект материалы и битум, но разливал его, помогал ребятам раскидывать по ямам асфальт. Впервые использовали фрезу «Виртген-1000» производства Германии при ликвидации на дороге колейности. Она позволила стереть те неточности, которые не могли вывести на автоматике асфальтоукладчика. Дорога получилась гораздо лучше. Но прежде чем А.Ю. Тебеньков запустил ее в работу, а потом и обслуживал, он в экстремальных условиях производил разметку. При проведении геодезических работ с ним работали В.В. Емелин и Н.Г. Русинов. На трассе на Нижний Новгород их испытывали не только жара, дымовая завеса, но и неуважение водителей к труду дорожников. Несмотря на пелену дыма от горящих лесов и установленные знаки они не снижали скорости. А Александру с помощниками нужно было только на одном пикете измерить 11 точек через 10 метров. Каждый шаг на дороге в условиях задымленности мог стоить им жизни. В их практике уже был случай, когда машина проехала по ногам рабочего. И каждый новый строительный сезон становится опаснее для дорожников из-за интенсивного потока машин.

Простите, селяне, что не хватило средств

Бригада мастера Н.П. Швецова, задыхаясь в дыму от лесных пожаров, трудилась на Кикнурской дороге. Хотя им и выдавали маски, но они не спасали от смога. Они ежедневно выполняли плановые задания.

Кроме этой трассы, рабочие С. Волков, Ю. Черепанов, М. Щеглов, водитель КДМ-ки А. Щеглов и битумоварки Н. Лебедев, грейдерист Н. Кудрявцев, тракторист на МТЗ-80 с фрезой С. Царегородцев, водитель Н. Попов, доставлявший на дороги компрессор, делали ямочный ремонт на Пиштань и Никулята. Они старались качественно его выполнить. Но не хватило средств, и дорожники попросили написать через газету, чтобы селяне простили их, что они не дошли до Никулят и Пушкино.

Сегодня яранские дорожники довольны, что славно потрудились и впервые свой строительный сезон закончили в нормальных погодных условиях – до сезона дождей и снега.

С чем мы их и поздравляем!

Павел ПОПОВ.


• внимание: фотоконкурс

Октябрь: «Моя борода»

Фото Ирины ГОРОХОВОЙ

Ну разве можно стричь такую бороду? Красивая, необычная, славная, она действительно придаёт Александру, жителю деревни Турма, какой-то свой образ доброго, истинно верующего селянина. Не случайно в народной традиции она считалась признаком мужественности, воплощения жизненной силы. Любой Дед Мороз позавидовал бы его сказочной бороде!


• по жизни с Надеждой

* * *

Всероссийская перепись по России идёт –
Важный и своевременный нации пересчёт.
От кончины Союза двадцать лет уж прошло,
И до русского Духа, видно, дело дошло.

Мы всегда были русские. Духом, сердцем, душой…
А сегодня у русских выбор наций большой:
Хочешь – будь россиянин, хочешь – стань сибиряк…
Наша русская нация вдруг пошла враскоряк.

Для чего на Руси нам предлагают раскол
И плывёт по России перепись-ледокол?
Делит русских на нации, вынося приговор?
Нерушим Дух Единый! В этом весь разговор.

Hosted by uCoz