Главная страница № 107 (13390), вторник, 7 сентября 2010 года

• событие

Благодарность за мужество

Почтальон второго отделения связи г. Яранска Н.Н. Ахмолина 11 мая в микрорайоне «Соколы» разносила пенсию. В квартире № 14 дома № 3 по ул. Пролетарской дверь никто не открыл. Собралась уходить, спускалась с пятого этажа, как слышит – дверь открывается и выглядывает парень лет двадцати. Думала, внук. «Где бабуля?» – спрашивает его. «Дома она, заходите…» – и улыбнулся. Она поднялась в квартиру и обомлела: пенсионерка вся в крови лежала на полу. И тут же почувствовала, как резко обожгло шею, – молодой человек вонзил в нее нож.

С.В. ПИСКУНОВ

Н.Н. АХМОЛИНА
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

Он ударил ее в лицо, она упала, больно стукнувшись головой о косяк, но сумку, в которой лежала крупная сумма «пенсионерских» денег, из рук не выпускала. Но ему все же удалось ее выхватить и убежать. Нина Николаевна, истекая кровью, превозмогая боль, выбежала на площадку и закричала. Ее крики о помощи услышал Сергей Владимирович Пискунов, проживающий этажом ниже. Выбежав на лестничную площадку, он вступил в схватку с преступником и сумел-таки вырвать сумку из его рук. Нина Николаевна спустилась, взяла сумку и только когда пришла машина «скорой помощи», вызванная хозяйкой 13 квартиры, начала терять сознание…

Н.Н. Ахмолина чудом осталась жива, ей были сделаны две операции. На прошлой неделе ее и С.В. Пискунова пригласили в Яранский почтамт, чтобы высказать им слова признательности и благодарности за их мужество.

«Этот случай выявил лучшие человеческие качества, которые присущи нашим работникам», – сказал, открывая встречу, начальник почтамта А.А. Поляков и зачитал выдержки из письма начальника ОВД по Яранскому району полковника милиции В.И. Васенева, которое тот направил на имя директора УФПС Кировской области Н.А. Кашина. «Нина Николаевна Ахмолина, – говорится в нем, – совершила мужественный поступок, проявила выдержку и завидную смелость, защищая свою жизнь и вверенные ей материальные ценности – деньги наших пенсионеров. Лучшие качества гражданина и человека проявил и С.В. Пискунов, не дав преступнику скрыться с похищенным». Василий Ильич ходатайствовал о их поощрении.

Без внимания этот поступок не остался.

Управление Федеральной почтовой связи ФГУП «Почта России» за мужество, проявленное в экстремальной ситуации при выполнении служебных обязанностей, наградило Н.Н. Ахмолину знаком «За трудовую доблесть», ей выписана премия в сумме 25 тыс. рублей, которые А.А. Поляков под громкие аплодисменты присутствующих Нине Николаевне и вручил. А специалист отдела по управлению персоналом УФПС по Кировской области Л.А. Хитрина зачитала поздравление, пришедшее в ее адрес из Москвы. Благодарственным письмом Управления ФПС по Кировской области за мужество и героизм, проявленные в схватке с преступником, за спасение денежных средств пенсионеров поощрен и С.В. Пискунов. Ему также, ещё ранее, была вручена премия.

«Нина Николаевна Ахмолина проявила себя с великолепной стороны, – сказал глава администрации района И.Н. Бибиков. – Ее поступок, как и поступок Сергея Владимировича Пискунова, позволяет яраничам гордиться тем, что рядом живут такие люди, как вы. Большое спасибо вам!»

После чего вручил Нине Николаевне благодарственное письмо и букет цветов. А и.о. зам. начальника почтамта Л.А. Молокова от имени профсоюзной организации преподнесла ей подарок.

«Отдохнув в очередном отпуске, – обратился А.А. Поляков к Н.Н. Ахмолиной, – я надеюсь, вы вернетесь к нам, и мы будем снова работать и работать».

В ответ Нина Николаевна утвердительно кивнула.

Вячеслав АГАНИН.


• районные будни

В любом деле важен результат

3 сентября в правительстве области состоялись публичные слушания по проекту закона Кировской области «Об областном бюджете на 2011 год», в работе которых приняла участие делегация Яранского района. С информации об этом началась традиционная планёрка у главы района.

С учетом сложившихся тенденций в экономике основными задачами на ближайший год будут сохранение социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения, сохранение и укрепление наметившихся показателей экономического роста, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития. Сохранены все социальные приоритеты, будут гарантированно выполнены все обязательства области перед населением. Продолжится практика стимулирования муниципальных образований, применяющих механизмы самообложения. Как и в предыдущие годы, предусмотрены средства в виде грантов муниципалитетам за достижение наилучших показателей социально-экономического развития.

Администрация городского поселения, по словам его главы А.И. Слободина, работает над подготовкой к отопительному сезону, над реализацией 185 Закона. Хотя не всё так гладко с ремонтом многоквартирных домов. Так, жители с ул. Мицкевича обратились с жалобой к главе района: высказали претензии на некачественное выполнение работ. Е.Б. Чеснокова высказала замечания по поводу того, как ведется благоустройство в городе и районе: «Эта работа не должна быть кампанейской. Приехали на праздник в Дворяне, а там у пруда – свалка. У городского кладбища постоянно лежат кучи мусора. Должен быть результат».

Начальник управления сельского хозяйства Л.А. Щекотов рассказал, что состоялось расширенное заседание Агропромсоюза Кировской области. Его участники обсудили сложившуюся ситуацию в сельскохозяйственной отрасли. Глава департамента сельского хозяйства и продовольствия А.А. Котлячков сообщил о мерах по решению проблемных вопросов, возникших в отрасли в связи с аномальными погодными условиями. На 2 сентября 219 хозяйств области представили документы о гибели сельхозкультур на площади 126,8 тыс.га (16% от посевных площадей). В оставшиеся до конца года месяцы сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим от засухи, будет оказана государственная финансовая помощь в виде субсидий на общую сумму 382,5 млн.рублей. Из них около 14 миллионов должен получить Яранский район.

Светлана ХВОСТАНЦЕВА.


• наши земляки

По закону правоты

Траулер "Электрон"

В «Отечестве» № 86 за 17 июля в интервью «Капитан Арктики» Анатолий Алексеевич Черепанов упомянул об истории с траулером «Электрон», который в 2005 году был задержан норвежскими военными кораблями и вопреки их настойчивым «просьбам» приведен в порт приписки — Мурманск. Я знал эту историю из сообщений средств массовой информации, но до нынешней весны даже и не подозревал, что отважным капитаном траулера «Электрон» являлся наш земляк Валерий Владимирович Яранцев. Думаю, всем яраничам будет интересно взглянуть на те события именно с этой точки зрения.

Вот что писала о нашем капитане и о нашумевшей истории с норвежцами газета «Завтра» от 28 апреля – 19 мая 2010 года:

«Валерий Владимирович Яранцев родился 23 мая 1954 года в городе Яранске Кировской области. В 1973 году окончил Архангельский морской рыбопромышленный техникум по специальности «Морское судовождение». На Мурмане сделал карьеру капитана рыболовецкого флота. После эпопеи «Электрона» работал в ЗАО «Мурманский рыболовный флот» заместителем директора по безопасности мореплавания. 15 марта 2009 года на повторном голосовании по выборам главы муниципального образования «Сельское поселение Териберка» Кольского района Мурманской области избран его главой».

И. ГОНЧАРОВ.

Далее в публикации газеты «Завтра» идёт рассказ самого Валерия Владимировича Яранцева об интересующих нас событиях.

Капитан В.В. ЯРАНЦЕВ

Верхушка айсберга

«Траулер «Электрон» ловил рыбу в международных водах, свободных от признанного статуса норвежской экономической зоны. Координаты я помню до сих пор, спустя даже четыре года: 76 градусов 30 минут северной широты и 39 градусов 15 минут восточной долготы (плюс-минус пять миль). В этой точке мирового океана действуют Международная конвенция о рыболовстве в Северо-Западной Атлантике, Конвенция об открытом море и Парижский договор о Шпицбергене 1920 года. Всё! Больше никаких юридических документов, регламентирующих промысел в этих водах, нет.

Первая попытка «захапать» эти богатейшие рыбные угодья была предпринята Норвегией еще в 1977 году. Но Северный флот на два месяца послал к Шпицбергену военный корабль, и норвежцы притихли. Ведь то, что в одностороннем порядке декларирует Норвегия, не подпадает под узаконенное международное положение о деятельности на море. Между Россией и Норвегией никаких соглашений насчет этой «зоны» нет.

В 1998 году норвежцы, с использованием вертолётов, высадили десант на группу из 50 российских судов, работавших у Медвежки, и попытались закрыть район.

Рано утром 15 октября 2005 года к нам подошёл норвежский корабль береговой охраны «Тромсё» с группой инспекторов. В четыре часа утра мы приняли их на свой борт, подняли трал, легли в дрейф, и проверка началась... Сначала претензия к нам была одна: почему не подали заявку на вход в 200-мильную рыбоохранную зону Шпицбергена, установленную по королевскому указу с 1 января 2003 года? Но в связи с тем, что Россия данный район такой зоной юридически не признала (как не признал и никто в мире), то никаких заявок на промысел там от нас никогда и не поступает.

Проверка закончилась фактически провокацией. Мне вручили заранее заготовленный акт, датированный предыдущими сутками: 14 октября 2005 года.

В этот день к работе приступило новое правительство Норвегии. Полагаю, что именно к этому событию была приурочена морская спецоперация, в ходе которой предусматривался арест трех российских траулеров в так называемой 200-мильной рыбоохранной зоне Шпицбергена. Первым возле острова Медвежий был арестован траулер «Капитан Горбачёв». Второй целью спецоперации стал транспортный рефрижератор «Дмитрий Покрамович». Третьей мишенью — траулер «Электрон». На все три судна норвежской стороной были заготовлены акты, датированные 14 октября. Между тем задержание российских рыболовных судов в районе архипелага Шпицбергена, исходя из Договора о Шпицбергене от 1920 года, Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года и позиции России в отношении правового статуса Шпицбергена, является неправомерным.

Проверка шла в течение шести часов. Потом еще четыре часа норвежцы совещались. Я уже собирался ставить трал, но процедура непонятно затянулась. Главной претензией, занесенной в акт, была мелкоячеистая сеть, находившаяся на борту траулера. По норвежским канонам ширина ячеи должна составлять 135 мм. Как рыбак скажу, что можно поставить ячею хоть в 200 мм, но если косяк рыбы плотный, то трал набьет без разбора по величине особей. Правила, кстати, допускают добычу 15% маломерной рыбы. И особо замечу, что в районе Шпицбергена совершенно незачем использовать запрещенную ячею: мелкой рыбы там нет.

Траулеру велели следовать в норвежский порт Тромсё для разбирательства. А мне предложили «сотрудничество». Это слово меня царапнуло, поскольку в русском языке у него есть определенный подтекст. И я понял, что в норвежском — тоже. Можно так «насотрудничать», что государственная граница России стронется со своего места на восток... В общем, мне предложили не сопротивляться и подчиниться. Ошибка в смысле была исключена — переводчики всё артикулировали точно. Я отказался, мотивируя свое решение тем, что предъявленный мне акт датирован неверно.

Шум на море

Согласно закрытой инструкции, в 19.15 я дал радиограммы в несколько адресов, сообщив о произошедшем.

Уже через минуту в России знали ситуацию с «Электроном». В этот момент к нам подошел заранее заказанный танкер. Попросил у норвежцев разрешения на перекачку топлива, потому что двигаться куда-либо мы не могли. Нам предложили буксировку — я отказался.

Погода пока стояла тихая, но прогноз на 16 октября был скверный — надвигался шторм. Норвежцы об этом, конечно, тоже знали: путь до Тромсё неблизкий — двое с половиной суток, да при сильном волнении моря... И закачать топливо разрешили. Только на борт поднялись ещё и норвежские военнослужащие.

Утром 16 октября мне заявили открытым текстом: траулер арестован. Никаких слов о сотрудничестве я больше не слышал. Всё обозначилось предельно четко и ясно. Яснее некуда.

Тогда я, конечно, еще многого не знал. Лишь позднее, уже на суде, из разговора с норвежскими военнослужащими, с командиром корабля береговой охраны Норвегии КV «Тромсё» Ярле Видеволдом я понял, что это была спецоперация. Но, получив от норвежцев прямой приказ следовать в порт Тромсё, я отправил на берег радиограммы с просьбой пояснить, не вошла ли Россия в состав королевства Норвегия? Если нет, то я, имея на флагштоке траулера российский флаг, подчиняюсь законам России, а не Норвегии. Эта радиограмма ушла в Комитет по рыболовству РФ, в офис судовладельца, в управление морской погранслужбы Мурманской области. Ответила нам только фирма: «Сведений не имеем». Всё мне стало понятно. Я был поставлен перед выбором между наглым унижением и возможностью честной борьбы за свою законную свободу и полностью осознавал свою правоту.

После приказа двигаться в Тромсё «Электрон» в сопровождении всё того же норвежского фрегата КV «Тромсё» в 11 часов 16 октября двинулся на юг. Этот курс позволял до определенного момента идти как в Тромсё, так и в Мурманск. В это время я попытался связаться с береговой охраной России. Поправить ситуацию и увести её от экстремального развития событий могла совместная российско-норвежская проверка на борту «Электрона». Поэтому я искал встречи с российским патрульным кораблем.

В ответ лишь судовладелец сообщил официальную реакцию властей: ни одного патрульного судна России в нашем морском секторе нет, и выйти в море никто не имеет возможности. Тем временем мы, следуя курсом на юг, уже приблизились к норвежской экономической зоне, где действует совершенно иная юрисдикция. После этого я во второй раз, уже письменно (диктуя текст), заявил норвежцам морской протест о незаконных действиях, отказавшись выполнить незаконное требование ВМС Норвегии: следовать в порт Тромсё. И тогда «Электрон», по приказу судовладельца, сошёл с рекомендованного норвежцами курса и направился в порт Мурманск. Мы подняли на флагшток российский триколор. Я повернул на восток и повёл траулер той трассой, какой шестьдесят лет назад в СССР ходили северные морские конвои.

Норвежцы попытались разными способами остановить нас: пытались завести стальной трос… Они же не знали, что у меня есть опыт лова «кошелем». Риск был в том, что я глушил двигатель. Но игра стоила свеч: судно на инерции проходило по тросу. В воздух с «Тромсё» поднимался корабельный вертолёт. Он ходил вокруг нас, но высадить группу захвата на «Электрон» не решился.

Да, по нам стреляли из пушки с борта корабля «Тромсё». Сначала демонстративно расчехляли орудие. Потом, не торопясь, наводили его на «Электрон». Затем, по приказу с берега, неприцельно шарахнули болванкой. Нас бомбили: снаряды, сброшенные с самолета, падали в море, растекались пятнами напалма и вспыхивали огнем. В случае прямого попадания в «Электрон» траулер вспыхнул бы и погиб. Потушить пожар в таких условиях нереально. А за бортом — арктическая вода, в которой человек выдерживает лишь пять минут: останавливается сердце... Самолет штурмовал нас, бросаясь на траулер с разворота в пике. Меня эта настырность достала, и я заявил командиру «Тромсё», что если этот пират не уймется, то я тараном утоплю корабль береговой охраны. Норвежец несколько раз переспросил, уточняя мои намерения, не решаясь, очевидно, поверить в их серьезность. Но все-таки понял, что я не шучу.

Мы оттянули на себя силы, предназначенные для участия в спецоперации по аресту группы российских судов, поэтому до рефрижератора «Дмитрий Покрамович» норвежцы смогли добраться только 22 октября.

Капитан «Григория Арлашкина» Виктор Новиков, оценив ситуацию, радировал своему руководству: «Иду на помощь «Электрону». Затем сбавил ход, но тут же попал винтом в стальной трос и вынужден был лечь в дрейф. Наши товарищи пошли на осознанный риск ради спасения «Электрона». Траулер позже был взят на буксир российским спасательным судном «Пурга» и отведен в Белушью Губу на Новой Земле... Русские друг друга в беде не бросают!

Личина

Спустя 12 часов после начала нашего прорыва мы услышали сообщение «Радио России», что экипаж траулера «Электрон» захватил в порту двух мирных граждан Норвегии и сбежал с ними в море. Откровенного вранья в СМИ довелось услышать много. Слово «браконьер» порой было самым мягким из эпитетов. Слушал и поражался: «Да неужели это про нас?!» 17 октября я послал на «Радио России» радиограмму, чтобы там перестали дезинформировать страну.

Когда к нам на выручку наконец-то вышел противолодочный корабль, двигался он далеко не полным ходом, сетуя на сильный шторм, от которого почти вся команда слегла в приступе «морской болезни». Наша военная авиация якобы тоже из-за сильного ветра не смогла подняться в воздух. А вот норвежцы летали — только шум стоял!

На границе экономической зоны России нас остановил большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». Получил от него приказ: «Ты арестован. В территориальные воды России не входить». Я вспылил: «Да арестовывали меня уже! Вы уж только с норвежцами как-то разберитесь, кто первый!» Потеряли ход, легли в дрейф. «Тромсё» остановился рядом с нами, а остальные три корабля подошли к «Левченко». Потом с БПЛК скомандовали: «Так, давай быстро ко мне, входи в терводы и берем курс на Мурманск!»

Родина встретила не духовыми оркестрами. Глянул в иллюминатор на берег, а там — одни фуражки: милиция, госбезопасность, прокуратура. Посмотрел я на эту толпу с борта и пошел тихонько к себе в каюту. Помню, зашел в нее, подравнял стопку документов, сел в кресло... И вдруг дверь распахивается настежь! В проеме, теснясь и мешая друг другу, — люди в форме, размахивая своими «ксивами». Повернул голову, поднял глаза, и вдруг... зрение пропало. Ослеп! Голоса слышу, но ничего не вижу. И меня повезли в реанимацию...

И ещё одно. На фоне действий властей, сделавших всё возможное, чтобы опозорить моё имя и посадить меня в тюрьму, удивила реакция простых людей по всей России. Первая радиограмма со словами поддержки и ободрения пришла 17 октября из Читы. Потом были и другие. Тогда их не читал, было некогда. А потом... Честно говоря, прослезился. Давно так не гордился тем, что я — русский человек и за мной — вся Россия».

Записали Игорь СЛОБОДЯНЮК и Алексей СУХАНОВСКИЙ.

Hosted by uCoz