Главная страница № 97 (13380), суббота, 14 августа 2010 года

• на крыльце у нас сидели

Маленькое дело лучше большого безделья

В гостях у редакционного «крыльца» — мастер глиняной игрушки из деревни Дворяне Никольского сельского поселения Нина Михайловна Колчина.

Мастер глиняной игрушки
Нина Михайловна КОЛЧИНА

деревня Дворяне, Яранского района

28 августа здесь пройдёт очередной фестиваль народного творчества и ремёсел «Дворянское гнездо». Этот праздник, день Успенья Пресвятой Богородицы, издавна отмечался жителями деревни, а с 2007 года, по инициативе Нины Михайловны и бывшей сотрудницы нашей газеты Марии Савельевой, при поддержке администрации района, получил официальный статус регионального фольклорного мероприятия.

«Подготовка к празднику «Дворянское гнездо» велась серьёзная. Построили даже часовенку на холме, сразу за Дворянами, и приняли гостей со всех волостей. Счастливые лица, песни, хороводы, нескончаемые разговоры по душам, выставка народных промыслов, ярмарочный торжок. И тут и там товар лицом — плетение из бисера, изделия из бересты, лозы, разнообразные вышивки. И, конечно, на общем фоне выделялись сказочной красоты игрушки Н.М. Колчиной. Художница разработала для Яранска образец игрушки в бело-голубых тонах, а глава района надеется, что уже скоро игрушка станет брендом города, да и сам праздник «Дворянское гнездо» выйдет за местные рамки. Почему бы и нет?» — так отзывалась о яранском празднике областная пресса.

А сегодня мы говорим об истоках этой инициативы, и вообще о великом значении праздников в жизни трудового и мастеровитого народа. Недаром деревенские гулянья проходили, и ещё в недалёкую совсем старину, во всех деревнях Яранского района. Нина Михайловна это время хорошо помнит:

— Детство деревенской девчонки, родившейся во время войны, конечно, было нелёгким. Но я, как всякий, наверное, человек, бережно храню свои детские воспоминания и память о молодости.

— Гулянье в родной деревне в день Успения — это наиболее яркое воспоминание?

— Не оно одно. Престольный праздник, а стало быть, и гулянье — были в каждой деревне в округе. В Барышево, где жили мои дед и бабушка отмечали Казанскую (летнюю и зимнюю), в Комарах, где жила тётя Вера — праздник Покрова…

Воспоминания, конечно яркие… Люди на гулянье со всей округи собирались. Ходили в церковь, а после службы — в гости. Принимать их в каждом доме готовились. Вроде и денег у сельских жителей тогда не было, а праздники были что надо: столы от угощения ломились. Ну, ясно же, на крестьянском подворье всё сами растили.

— Много гостей набиралось?

— У нас в доме — до тридцати человек. Мама пекла пироги два дня. Варили ещё пиво в русских печах, на хмеле. А у нас, детворы, своя была забота: уборка в доме и на улице. Противешки для пирожков прочищали речным песком, перемывали всю посуду до блеска. Мы с подружками гадали: кто придёт нынче в гости, с какой стороны в деревню зайдут. Радостно было встречать гостей, и немного грустно — провожать на другой день.

— А у молодых свои традиции?

— Молодёжь собиралась к вечеру. Водили хоровод. В круг становились по 3-5 человека в один ряд, а где и больше. Такими широкими колоннами шли медленно, друг за другом. Тут и гармонисты старались, играли, и песни лились, порой перебивая одна другую. Гармонистов было много. А вот к нам из деревни Осинки приходила с гармошкой даже девушка. Её звали Рая.

После хороводов — танцы: «коробочка», фокстрот, «Семеновна», «сербияночка»…

— Гости из Осинок к вам в Дворяне, а потом вы — к ним на гулянье?

— Это называлось «ходить на завороты», то есть гостить у друг-друга. Я приглашала девушек из Осинок, Марково и, конечно, сама ходила к ним. 10-15 км пешком и босиком — туфли берегли, надевали только на само гулянье.

Ночевали у гостеприимных хозяев, часто прямо вповалку, на полу. У молодых местом ночёвки был сеновал. Кто-то спал, а кто-то и нет. Шутники набирали в горсть сажи и шли по сараям спящих ею мазать! Утром глядели друг на друга, смеялись до упаду.

На другой день праздник продолжался застольем, а потом снова собирались на танцы. К обеду приходили ряженые и снова смех до слёз, и шутки. Вечером все расходились, и в деревне наступала безмолвная тишина.

— До какого времени гулянья ещё оставались массовыми?

— Примерно до 60-х годов. Потом молодёжь стала разъезжаться в города. Паспорта доставали любыми путями, в деревнях-то их тогда не было.

— А что было?

— Работа на совесть, за трудодни. Почему-то не помню ни бездельников, ни пьяниц, не говоря уж о наркоманах...

— Никто не говорил, как сейчас: «Как платят, так и работаем»?

— Трудиться любили. Об этом по нашим деревенским судить можно: в производстве кирпича участвовали практически все жители. А глиняное ремесло «привёз» в Дворяне мой прадед. Он был гончаром, но гончарные изделия изготовляли в окрестных деревнях, а вот на кирпич, видимо, спрос был, поэтому тут и наладили его производство. Отец позднее возродил семейное производство кирпича для нужд колхоза.

— Отсюда и Ваша любовь к глине, как к природному материалу для творчества?

— Работать с глиной — удовольствие. В ней таится добрая энергетика. Увлекает сам процесс творчества, он дарит человеку хорошее настроение, а с ним и оздоровление организма.

— Ваша школа ремёсел пользуется популярностью?

— Я скажу так: не остаётся без внимания. Я приглашаю всех научиться мастерству за одно лето. Хотя бы, в той мере, чтоб найти себе занятие, и не скучать долгими зимними вечерами. Занятия в «школе ремёсел» провожу бесплатно.

Сейчас в обучении случился небольшой перерыв, — это связано с подготовкой к очередному празднику «Дворянское гнездо».

Беседовал Александр ДЕНИСОВ.


• с диктофоном по улице

Хоть милиция, хоть полиция. Работать надо

Опубликован проект Федерального Закона «О полиции». Сейчас идет его обсуждение. Что думают об этом и, прежде всего, о переименовании милиции на полицию, яраничи? Послушаем, что они говорят.

Н.И. Истомин, бывший начальник Яранского РОВД:

— Только положительно! Об этом шел разговор давно. Поскольку это название не соответствует тем задачам и функциям, которые на органы охраны общественного порядка возложены. Ведь что входит в понятие «милиция»? Это добровольное формирование, рабоче-крестьянское, как дружина. Во всем мире существуют полиции, и нам не гоже отставать от него.

М.В. Шаронова, пенсионерка:

— С милицией связаны не очень хорошие периоды нашей истории. Вспомним хотя бы об НКВД. Но и чернить ее я бы не стала. Прекрасные милиционеры работали в нашем отделе. Взять хотя бы того же участкового инспектора В.К.Тушенцова. Да и после него много было честных, добросовестных сотрудников. Так что все зависит от человека. Хоть милиция, хоть полиция — работать надо.

Алексей, предприниматель:

— Закон пока не читал, хотя в Интернете видел, так что конкретно сказать о нем ещё ничего не могу. А что касается переименования, так главное — чтобы суть поменялась, чтобы кардинальные изменения были внутренние, а не внешние.

А.А. Арефьев, бывший заместитель начальника РОВД:

— Полиция — название более профессиональное. Милиция — это добровольные отряды народных дружинников. 12 лет назад этот вопрос даже выносился на обсуждение сотрудниками. Первое и наиболее слабое звено в системе УВД (оно есть и будет, пока не будет кардинального решения) — повышение профессионализма сотрудника. Это даже не отбор, не психологическая совместимость… Сегодня ни одна больница не возьмет на работу медсестру без специального образования, ни одно предприятие не возьмет охранника без лицензии, в милиции — пожалуйста: человек, имея общегражданское образование, надевает погоны — и может выходить на трассу. Наряду с отбором человек должен проходить профессиональное обучение, получать диплом, соответствующий званию сотрудника. А милиция или полиция — большой разницы нет.

Н.Б. Зыков, рабочий:

— Смена вывески — это лишние затраты. Сколько средств потребуется, чтобы все наименования, печати сменить. Всё будет зависеть от профессионального уровня работников. Сейчас они тестирование проходят. Но как? Пришлось самому с этим столкнуться. Сын хотел устроиться на службу в ОВД. По всем параметрам подходит, учится в высшем учебном заведении, на экономиста. По итогам тестирования сказали: слишком мягкий характер, с таким характером нельзя в милиции работать. Работают с «твердым»: сами знаете, сколько преступлений, правонарушений совершают. Отсюда и недоверие населения.

Вячеслав АГАНИН.


• новость одним абзацем

Активность работ по благоустройству в районах юго-запада области проверила на минувшей неделе рабочая группа областного правительства по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства. Создан этот контролирующий орган в мае этого года. Проверяющие побывали в Советском, Пижанском и Яранском районах. По их словам, работа по благоустройству в муниципалитетах ведется, хотя есть и недостатки. В нашем районе объектом пристального внимания группы стал Кугальский пруд на реке Уртма, где по проекту поддержки местных инициатив благоустроено место отдыха. Теперь глав муниципальных образований, где побывали чиновники, планируется пригласить на заседание рабочей группы, чтобы они рассказали о своей деятельности по благоустройству.

Безопасность вятских лесов, в том числе и пожарную, сейчас контролируют правоохранительные органы. В области возбуждено 33 уголовных дела по фактам возникновения лесных пожаров. Дела возбуждены по статье «уничтожение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем». Сотрудниками милиции также выявлено 358 административных правонарушений, связанных с нарушением правил пожарной безопасности в лесах. По данным правительства Кировской области на 11 августа, в регионе было зафиксировано 46 пожаров, общая площадь горения которых составляет 1,4 тыс. га.

Законность сразу четырёх договоров аренды грузовых автомобилей, заключённых между МУП «Яранский ПАТО» и ООО « Автоколонна 1853» наша прокуратура оспорила в судебном порядке. По словам представителей ведомства, сделки были оспорены, так как частью фирмы, которой достались 60 грузовиков, владеет жена директора МУПа, а подобные договоры между родственниками являются недействительными. И самое главное, что для законности сделок необходимо было получить согласие собственника имущества — муниципального образования Яранский район. Отдел управления имуществом такое согласие не давал.


• за советом к экономисту

Экономика личных финансов

Ведущий рубрики Сергей Викторович Горяев, экономист, финансист и консультант

Пособие по временной нетрудоспособности за период простоя не выплачивается?

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 N 17762/09 неправомочен отказ Фонда соцстрахования в зачете выплаченных работникам пособия по временной нетрудоспособности за период простоя.

Точка зрения, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности за период простоя не выплачивается, является ошибочной. Она основана на неправильном отнесении времени простоя к периодам освобождения работника от работы, за которые пособие не назначается из п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Высший арбитражный суд РФ указал, что ни нормами Трудового кодекса РФ, ни нормами других законов простой не отнесен к периодам освобождения работника от работы. Более того, есть специальная норма, согласно которой пособие за период простоя выплачивается в том же размере, в каком за это время сохраняется зарплата по ст. 157 ТК РФ, но не выше размера, который работник получил бы на общих основаниях в ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ.

Также ВАС РФ указал на ошибочность позиции Фонда соцстрахования относительно того, что работник имеет право на пособие, только если отправлен в простой после наступления страхового случая, то есть после получения листка нетрудоспособности. По мнению высшей судебной инстанции, этот вывод также не основан на законе, поскольку законодатель не устанавливает зависимость выплаты пособия от времени наступления нетрудоспособности — в период простоя либо до его наступления.


Сердечность ко всему живому надо начинать с людей. Посмотрите внимательно, что веками творит человек, — бесследно ничего не происходит. Оказывайте внимание, согревайте сердцем. Сердечное слово действует, как целительный бальзам, и в наше время ужасающего ожесточения эти огни сердца совершенно необходимы.

ТЕРРИТОРИЯ СЕРДЦА

Авторская страница Александра Денисова

Город, который очень дорог нашему сердцу, это, конечно, Яранск. Если встречаешь на просторах Интернета яраничей, живущих теперь в разных городах и странах, редко кто из них помянет родной городок недобрым словом. А если и так, то видишь, что всё это «сердитое» с годами сотрётся, а добрые воспоминания — останутся, будут жить.

А в ресурсах, таких, каким являются довольно популярные у компьютерного народа «Одноклассники», существуют даже ностальгические группы. Одна из них, основанная уроженцем нашего города Вадимом Алексеевичем Кабановым, называется «Здравствуй, Яранск». С её материалами, с любезного разрешения В.А. Кабанова, я и хочу сегодня познакомить читателей «Отечества».

• азбука сердца

К истории основания Яранска

Город до настоящего времени не имеет документально подтвержденной даты основания. Ничего не известно об обстоятельствах строительства. Был ли он построен вновь или на месте какого-то покоренного марийского городка или поселения?

Все исследователи в обоснование даты основания города приводят только косвенные доказательства: летописи или труды других ученых (основанные на тех же летописях). Одни приводят дату основания 1584 г., другие — 1591 г. и ведут спор вокруг этих дат.

Крепость Яранск. Рисунок Михаила МОТОВИЛОВА.

Версия 1: за основание Яранска в 1584 г. Еще Н.М. Карамзин нашел в польских хрониках, что в августе-сентябре 1584 г. «Дальние волости луговые учали было воровати и государь послал князя Елецкого с товарищи», которые «Воров перевешали, а в большой волости, в Тутаеве, от которого все воровство ставалось, город поставили». Карамзин не упомянул название нового русского города на месте мятежного Тутаева, так как тогда, спустя двести лет после описываемых событий, дополнительных пояснений не требовалось. Но сейчас многие историки Марий Эл считают, что Карамзин под этим новым городом имел в виду Царевококшайск. Однако почему бы не Яранск, так как именно он является дальним городом в глубине Луговой стороны (дальние волости) и в окрестностях Яранска ещё до середины прошлого века существовала большая деревня с очень своеобразным и неслучайным названием Тутки. А вот на карте Марий Эл нет, и не было, ни Тутков, ни Тутаева.

Версия 2: в пользу более позднего основания Яранска. Она кроется в содержании известной отписки (1601 г.) сотника Некрасова царю Борису Федоровичу, в которой говорится, что он взял на «городбу и избу» для сосланного боярина В.Н. Романова лес из того, что остался «за острожным делом». Если считать дату строительства Яранска 1584 г., то что бы осталось от леса, оставшегося от строительства за 17 лет его хранения? Лес бы сгнил. А этот был не старый и пригодный для строительства боярских хором. Изложенное дает все основания полагать о более позднем строительстве города (90-е годы XVI века).

Версия 3: так же о возможном основании Яранска в 1584 г. В наказе послу Луке Новосильцеву в конце 1584 г. сообщается: «... а которые дальние волости луговые стороны поддались к Сибири и учали было воровать, и государь наш посылал воевод своих. И государя нашего воеводы в тех волостях, всех изменников сыскав, казнили и городы поставили для укрепленья...». Т.е. говорится о волостях дальних луговой стороны и построенных в них городах к концу 1584 г., а не об одном только городе Цареве на Кокшаге. К этим дальних волостей городам вероятнее всего относятся три — Царевококшайск, Яранск, Царевосанчурск. В документах 1584 г., касающихся посылки войск на луговую сторону и строительстве там Новых Царевых городов, упоминаются также трое воевод Чепчуговых: Иван, Никифор Павлович, Дементий Никифорович. Совпадение возможно не случайное, так как каждый строил свой город, а один из них мог участвововать и в строительстве Яранска.

Определенно в настоящее время можно сказать, что Яранск основан точно не позднее 1592 г. Именно 1592 г. датируется первая запись официального характера в разрядных книгах о назначении туда воеводы: «В Еранском князь Володимер Шестунов». В 1594 г. следующая запись: «В Новом Еранском городе Федор Васильевич сын Головина голова Григорий Исленьев». Главная проблема в изучении вопроса об основании города: отсутствие документов. Если частично сохранились документы с конца XVIII в. (с момента вхождения Яранска в Вятское наместничество), то документов более ранних — т.е. времени подчиненности Яранска Казани, почти не сохранилось.

Все остальные «понизовые» города имеют чёткую дату или ссылку на сам факт основания, а Яранск не имеет. Появилась одна версия, что в Яранск войско было направлено не из Москвы, а непосредственно из Казани (а архив приказа Казанского дворца сгорел дотла). Я даже имел лет 15 назад копию одного документа, о том, что полки Московского войска в 1583-84 г.г. шли на соединение с казанскими. Затем войско должно было выступить из Казани на луговую сторону против черемис под руководством воеводы Чепчугова. Но тогда значения этому документу не придал. Теперь бы я его под микроскопом стал бы рассматривать, но выписка как в воду канула. Значит еще не время или возможно не мне суждено отгадать загадку основания города.

Вадим КАБАНОВ.

•обычное чудо

Яранские словечки и присловья

Вадим Кабанов: — Как вам такой набор слов, да ещё произнесенный скороговоркой: «Поди буде убрясь отсель поишши по за у печи»?

Я, когда приезжал мальчиком в гости к бабушке в яранскую деревню Ситки ничего не понимал в местном говоре, а видя, что и остальные так же говорят, чувствовал себя неловко даже стыдился своей непонятливости.

Наталия Серебрякова: — Помню, когда к бабушке приезжала, она говорила: «Разоболокайся, оболочку-то сымай», т.е. — раздевайся, сними одежду.

Людмила Цапаева: — Мне до сих пор нравится, что уже взрослых детей наши родители называли «ребёнки». А маленького ребенка — «матушонок».

Ирина Чистякова: — Ни у кого и никогда больше не встречала выражений: «уделать телевизор» или «чё хоть ты?» или в очереди «я за нёй!». И ещё часто после слова употребляется частица «ли». В Яранске спросят «Хошь-ли?» Ну и самое классное, тоже с использованием частиц: «сиди-ко на дыре-то».

Людмила Рябухина: Моя бабушка любила говорить: «Лешак-от тя не знает», а дедушка ругался: «Ёк-сарман».

Екатерина Стан: — Сейчас за обедом вспомнила ещё одно старое словечко «опичужить». Тарелку супа, например. Это у нас в Турме так говорили. Раньше на эти слова внимания не обращала, а теперь сами из памяти всплывают.

Геннадий Черепанов: — На пасху яйцо называли ласково «кокушко». И слово пасха произносили как «паска».

Вадим Кабанов: — Вот несколько глаголов, которые слышал в детстве в Яранске и окрестных деревнях: тенькать, бренькать, сбубетенькать, рассусуливать, кичиться, баландаться, шабаркаться, кочериться, дековаться, гневиться, измочалить, перебражаться, огреть, перехряпить, отдубасить, лабозить, фабольничать, расклевить, звиздануть, вызвездится, полуношничать, закуксится, пособлять, пласорить, наладить, уделать, потрафлять, нахвостать, чихвостить, скоромничать, припасать, выплеснуть, жамкать, бычиться, мараковать, исшиульничать, бармить, ерепениться, воротить.

Людмила Носкова: Вспомнила вот такие слова, которые употребляли мои родные: баско — хорошо; баской — красивый; баять — говорить; вылюдье — уметь вести себя на людях; впробегутки — делать дела быстро, бегом; вича — ветка, прут; бусый — неопределенно-серый цвет (а у него глаза-то бусые!); глико — посмотри; гороховица — суп или каша из гороха; гряздок — зеленый лук, вырванный с корнем из грядки; дековаться — играть, насмехаться; ербеза — неспокойный человек; зобать — курить жадно; карзиться — казаться; калужина — лужа; симпатка — любовница; уповод — достаточно продолжительное количество времени; уросить — проявлять характер; шабаркать — делать что-либо шумно; маракаться — проявлять неудовольствие, гримасничать(«Ешь, давай, не маракайся»); пакши — руки; млит — кажется; мырный — человек с завышенными требованиями; поначе — лучше; прасской — пригодный, хороший («Муж-от у её прасской!»).

Приглашаем к продолжению разговора о яранских словах и выражениях читателей газеты.


• слово

Родина... И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь непохоже по жизни-то... Отчего же? Может, потому; что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.

Василий ШУКШИН.


• полёт души

* * *

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем...
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..

Николай РУБЦОВ.


Темы, которые затронуты в публикациях, продолжайте развивать в своих письмах в редакцию газеты или же лично мне, в том числе и на электронный адрес: denny007@bk.ru или по телефону 2-24-54. И — до новых встреч на этой же территории.

Александр ДЕНИСОВ.



• внимание: фотоконкурс

Август «Золотая грядка»

Фото Татьяны МАЛЬЦЕВОЙ, с. Салобеляк

Познакомьтесь: патиссон!
Очень лето любит он.
Да и сам похож на солнышко,
Что сияет ярким светом.
Скоро солнце будет в отпуске —
Патиссон его заменит!


• спорт

За здоровый образ жизни

В Кирове прошёл Второй спортивный фестиваль ветеранов «За здоровый образ жизни» на призы губернатора Кировской области.

В фестивале принимала участие 31 сборная команда городов и районов области. Около 400 любителей физкультуры и спорта приняли участие в красивом зрелищном параде, который открыл программу состязаний.

Спортсмены померялись в силах в лёгкой атлетике, настольном теннисе, стрельбе, силовой гимнастике, перетягивании каната, дартсе, за шахматной доской.

Команда Яранска выступила во всех видах. Яранским ветеранам не было равных в лёгкой атлетике, где команда заняла первое место. Сергей Полушин и Виталий Смирнов пробежали дистанцию 100 м. с результатом 14,4 сек, заняв соответственно 2 и 3 место в личном зачёте, Людмила Белоусова — 4 место. Александр Королёв занял 2 место в состязаниях по дартсу. Людмила Белоусова — 3 место в стрельбе, причём всего три очка отдалило её от результата лидера соревнований. Успешно выступили и силачи: А. Королёв — 46 отжиманий, В. Смирнов — 42. Павел Шурыгин защитил честь района в шахматах и шашках.

Ветераны говорят спасибо плазмоцентру (руководитель С.А. Незнакина), который любезно предоставил спортивную форму и администрации района, которая помогла с транспортом.


• точка зрения

Город губит… равнодушие

В России к двум извечным бедам прибавилась третья — пожары. Как показывает анализ, большая часть возгораний происходит по вине людей. Вот и у нас в местах отдыха горожан, возле прудов и речек, в лесах и рощах, нередко встречаются непотушенные костры, брошенные окурки, битое стекло, которое под воздействием палящего солнца превращается в источник пожара.

Возьмём, к примеру, нашу знаменитую берёзовую рощу — особо охраняемый объект, памятник природы. Власти так охраняют его, что больно становится на душе. Красавица-роща на глазах превращается в бурелом и свалку мусора на площади 18 гектаров. Летом прошлого года представители какой-то организации выполнили так называемую подсечную рубку молодых деревьев и кустарников — срезали их на высоте 15-20 см. от земли и таким образом превратили часть рощи в неприступный объект. Сейчас передвигаться по нему стало просто опасно. Любой взрослый, а тем более ребёнок, при падении на эти «пики» получит серьёзную травму. Кроме того, в нарушение всех противопожарных требований высохшие спиленные деревья и кусты оставлены в роще. Весеннее возгорание травы и сухих сучьев едва не привело к серьезному пожару и гибели рощи. И опять после того пожара — тишина, и никаких выводов, в случае чего всё спишут на стихию. А ведь деньги потрачены, отчёты составлены, вот только что в них написано? Может, знает прокуратура?

Да что там рощи и реки за городом, если в самом центре лежат кучи мусора. Неужели городские чиновники не видят этого кошмара? А ведь есть соответствующие документы, определяющие порядок ограждения территории, на которой производится разборка ветхого жилья. Вблизи города нет ни одного приличного места для отдыха горожан у воды. На окрестных прудах — кучи мусора и пустой тары. Отцы города на наших прудах отдыхать, наверное, не любят. Либо чувствуют себя здесь не комфортно, либо всё-таки стыдно перед народом за подобную организацию летнего отдыха? Вот и получается, что зимой говорят о катке, а летом о чистой реке. Но только говорят…

На днях в газете «Отечество» опубликованы результаты первого месяца действия закона о запрете употребления слабоалкогольных напитков на улицах города. Задержано несколько десятков нарушителей. Из них лишь чуть более десяти оштрафованы. Ну не пьёт у нас народ пиво на улицах! Хотя почти каждый вечер после 23 часов на рыночной площади настоящая молодёжная тусовка. Десятки молодых людей от 14-ти и старше пьют не только квас и соки, но в основном — пиво. Да и куда деваться несчастной молодёжи, если в городе нет ни летних кафе, ни танцплощадок. Вот и сидят молодые люди на бетонных ограждениях в центре города у самой дороги, что не безопасно для жизни и здоровья.

В заключение хотел бы обратиться к жителям нашего города и района. Уважаемые яраничи! Этот мусор на улицы и в скверы выбрасывают не иногородние, а мы сами, и не кризис в мировой экономике виноват в том, что происходит вокруг нас. Кризис, к сожалению, в наших с вами головах. Так давайте же сообща наводить и поддерживать чистоту и порядок в нашем общем доме — городе Яранске!

В. КОСТРОВ.


• по жизни с Надеждой

* * *

Копчёные российские просторы
Рождают толки разные и споры:
Откуда жар в сезоне августейшем?
При дождевом отсутствии полнейшем.

Гуляют мнения и слухи на народе.
«Погодная война» иль что-то вроде,
«Америки оружье климатическое
искало применение практическое».

Не обошлось без HAARPа на Аляске,
С ним корабля космического в связке.
Что это происки совсем иного рода,
Их цель — уменьшить численность народа.

Алеет солнца диск сквозь сизый дым.
Пейзаж знакомый сделался седым.
Всё, как и прежде. Ищём корень зла —
всем бедам — «отпущения козла».

Hosted by uCoz