Главная страница № 86 (13369), суббота, 17 июля 2010 года

• на крыльце у нас сидели

Капитан Арктики

Почти каждый год Анатолий Алексеевич Черепанов, выпускник первой средней школы 1954 года выпуска, приезжает в Яранск из далекого Мурманска. И хотя свыше 50 лет не живет он в родном городе, сердце его неизменно рвется сюда, на свою малую родину, где прошли его школьные годы, где остались друзья. Отсюда, из Яранска, шагнул он в большую жизнь, которая сделала его капитаном Арктики — капитаном дальнего плавания Мурманского морского пароходства, почетным полярником, действительным членом межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов». И просто прекрасным человеком — мужественным, отважным и весьма уважаемым. Сегодня, воспользовавшись его очередным приездом в Яранск, мы пригласили его на «редакционное крылечко».

А.А. ЧЕРЕПАНОВ.
Фото Вячеслава АГАНИНА

— Анатолий Алексеевич, откуда у вас, «сухопутного» яранича, появилась эта тяга — к морю?

— Из книжек. Это сейчас почти в каждом доме Интернет. А мы зачитывались романами о морских путешествиях, о пиратах. «15-летний капитан», «Остров сокровищ»… Кстати, «водоплавающих» яраничей не так и мало. Я не единственный.

У бывшего учителя физкультуры первой средней школы М. Г. Попова сын, по-моему второй, — гидрограф, заканчивал арктический факультет того же училища, что и я, только раньше. А помните нашумевшую историю с «Электроном», когда норвежцы хотели захватить его и отвести к себе в порт? А он взял и пошел в Мурманск! Командовал им капитан Яранцев, выпускник нашей же школы 1969 года выпуска. И сейчас в Мурманском морском пароходстве работает Мухин, старпомом, на подходе к капитану.

— А как начался Ваш путь к морю?

— Когда еще служил в армии, написал ходатайство о направлении в «Макаровку» — Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адмирала Макарова, поступил в него и с 1959 по 1963 годы грыз гранит наук. А после его окончания получил направление в Мурманское морское пароходство, в котором прошел путь от четвертого помощника до капитана.

— На каких судах пришлось плавать?

— Вначале на «снабженцах», работавших в Арктике по доставке грузов на полярные станции, в посёлки побережья на трассе Северного Морского Пути. Потом перешел на дизель-электроход «Павел Пономарёв» и участвовал в зимних навигациях в Дудинку (это на Енисее, порт Норильска), доставлял грузы Норильского горно-металлургического комбината. А с 1986 года в качестве капитана крупнотоннажных арктических судов «Норильск» и «Кандалакша» работал в ледовых условиях на трассах Северного Морского Пути летом и на Дудинской линии — в зимнее время, при морозах до пятидесяти градусов. Когда я переходил на эти суда, в рапорте написал, что имею опыт плавания от Певета до Кребета. Певет — это почти у Колымы, а Кребет — в Канаде.

— Представляю, каково приходится работать в условиях Арктики…

— Безусловно, она закаляет характер. Впрочем, у меня есть фотография, покажу, как пароходы в Арктике плывут.

И Анатолий Алексеевич показал: безмолвная, ослепительно белая пустыня, глыбы льда. И вдалеке идет караван судов. Глядишь на снимок, сделанный с вертолета, и испытываешь какую-то внутреннюю тревогу. Поэтому вырвался вопрос:

— Опасно плавать в условиях Севера?

— Плавание, оно всегда опасное. В навигацию 1983 года одно судно раздавило во льдах, ушло, как Челюскин, на дно. Второе было повреждено. Бывает, что они натыкаются на льдины. Опасности всегда есть. Для того чтоб уменьшить их, существует ледокольный флот, который помогает судам в прохождении тяжелых участков. Но ведь опасности подстерегают и космонавтов, и водителей автомашин. Правда, в моей практике аварийных случаев не было. Награжден даже знаком «20 лет безаварийной работы».

— Безусловно, показатель высокого профессионализма…

— Что такое профессионализм? Это многократно повторенные действия. Это сплоченная работа коллектива. Я всегда в экипаже говорил: «На теплоходе должен работать камбуз и гальюн». То есть кухня и туалет. Остальное — приложится. На флоте все зависит от всех и каждого. Насколько коллектив сплоченный, обученный, спаянный, настолько он и безаварийно работает. Профессия капитана для многих овеяна ореолом романтики: путешествия, экзотические страны, борьба с водной стихией теплых морей. Но когда твой корабль направляется туда, где вокруг дрейфующие льды, а штиль внезапно сменяют ледовые бури, тут уж не до романтического настроя. Чтобы не застрять во льдах, нужно иметь полную уверенность в том, что механизмы судна работают как часы, а экипаж надежен и крепок, и капитан при возникновении опасности должен принять единственно верное решение.

— Вы еще продолжаете плавать?

— Нет, в 2001 году постоянное плавание прекратил. Вышел на пенсию. И сейчас возглавляю «Ассоциацию морских капитанов» — общественную организацию, в которой объединились капитаны пароходства, как в профсоюзе, для защиты своих прав перед судовладельцами. Мы входим в состав международной ассоциации капитанов. Недавно проходила их конференция в Маниле, но я на нее не поехал: слишком далеко и накладно. Таких ассоциаций, которые входят в состав международной организации, в России всего две — наша и на Дальнем Востоке.

— Значит, даже будучи на пенсии, от проблем пароходства не ушли?

— По пути в Яранск заезжал в Москву. В столице проходила конференция по возрождению Северного Морского Пути. На ней выступал с докладом, говорил о том, как добиться безопасного плавания, о необходимости создания лоцманской организации, то есть об объединении тех, кто знает, как во льдах управлять пароходами. Потому как в стране забыли, что, в принципе, кадры решают все. Разваливать всегда легче, чем создавать. Пока опыт еще остается у тех, кто жив, — надо его использовать. А буквально два года назад сам сделал три рейса из Мурманска на Белое море. Два танкера провел в порт Витино и один — до Дудинки.

— Вы награждены нагрудным знаком «Почетный полярник». Что для Вас значит эта награда?

— Для моряков она очень престижная. Это символ признания их заслуг, это показатель того, что они добросовестно выполняли свой долг на благо Родины на самом краю Земли. Чтобы заслужить это звание, многим нужно долго работать в суровой и непредсказуемой Арктике.

— Вы почти каждый год приезжаете в Яранск…

— Он стал какой-то «разнокалиберный». Чувствуется расслоение его жителей на бедных и богатых. Разваливающиеся дома. Много заколоченных. Производство все встало. Неужели нет перспективы для его развития? И от этой мысли становится горько. Заряд бодрости получаешь разве что от встречи со школьными друзьями, со школой. И его, поверьте, хватает на целый год.

Вячеслав АГАНИН.


• новость одним абзацем

Активная работа государственного учреждения «Центр занятости населения» Яранского района и районной администрации по практическому исполнению областной целевой программы «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда», положительно отмечена на прошедшем в минувшую среду в Яранске семинаре-совещании управления ГСЗН с участием членов областного правительства и глав девяти муниципальных районов юго-запада области. В рамках семинара прошли выставка изделий и услуг предпринимателей, получивших субсидии на организацию «своего дела» по названной выше программе, заседание «круглого стола» по вопросам организации самозанятости безработных и посещение яранских предприятий ООО «Рассвет» и филиала ОАО «Кировоблгаз», где на практике реализуются направления областной целевой программы по трудоустройству инвалидов, стажировке выпускников и организации опережающего обучения работников, находящихся в режиме неполной занятости. В семинаре-совещании участвовала заместитель председателя Правительства Кировской области, председатель координационного комитета по реализации программы М.Е. Гайдар.


• безопасность

Что имеем, не храним…

Такой народной пословицей можно обрисовать ситуацию, сложившуюся в агропромышленном комплексе нашего района. Посудите сами: при таком огромном спаде производства сельскохозяйственной продукции, если сравнивать со временами расцвета яранских колхозов и совхозов, наш район регулярно попадает в областную статистику пожаров, происходящих в период уборочной кампании. В прошлом году, например, в области в этот период, по официальным данным, произошло 9 пожаров. Сгорели 69 тонн сена, 112 тон, зерна, 3 здания зерносушильных комплексов, 3 зерноуборочных комбайна. И один из этих пожаров — «наш».

Чтобы быть готовым и по возможности предотвратить возникновение пожаров на сельхозобъектах, достаточно соблюдать ряд требований, определённых разделами 10 и 13 Правил пожарной безопасности. Все их прописывать в краткой статье не имеет смысла, но основные требования напомнить всё-таки надо: стога и скирды грубых кормов допускается размещать на расстоянии не менее 15 метров от линий электропередачи, в 20 метрах от дорог и в 50 метрах от зданий и сооружений. Практика показывает, что стога нельзя размещать и вблизи пешеходных дорожек.

Техника, работающая с грубыми кормами, должна быть оборудована искрогасителями. Зерносушильные комплексы и склады до начала уборки должны быть проверены на пригодность, и выявленные нарушения Правил пожарной безопасности должны быть устранены до начала их эксплуатации. Системы питания, смазки и электрооборудования комбайнов должны содержаться в идеальном порядке. Все агрегаты комбайнов надо ежедневно очищать от замазученности и пылевых отложений. Комбайны — укомплектовать двумя исправными и заряженными углекислотными или порошковыми огнетушителями объёмом не менее 5 литров каждый и кошмой. Нужна в комплекте и элементарная метла, эффективность использования которой доказана при тушении весенних «палов» сухой травы. Поля необходимо опахать и разбить по секторам. К уборке должны допускаться работники, прошедшие дополнительный противопожарный инструктаж.

Напоминаем, что при обнаружении пожара следует звонить по телефонам:

Городская телефонная сеть —01,

МТС — 011,

Билайн — 001,

Мегафон — 01,

единый телефон для вызова экстренных служб — 112.

Т. ПОЛУХИНА, инструктор по противопожарной профилактике.


• с диктофоном по улице

Вся надежда на механический завод!

Работники яранского механического завода отмечают очередной профессиональный праздник – День металлурга. А что думают яраничи об истории и сегодняшнем дне этого предприятия? Вот что говорят прохожие на яранских улицах:


Фото Нины БОБЫКИНОЙ.

В.Ф. Смирнов, пенсионер, ветеран труда: — О механическом заводе теперь мало в прессе пишут, а вот ведь живёт и работает предприятие! И никому оно не продалось в эти смутные годы, выживает, как может. Для меня, как для потомственного рабочего, очень близки и понятны заводские будни. На ремонтно-механическом (раньше он так назывался) в Яранске работал мой дядя. А отец и брат — тоже из заводских цехов, только не у нас, а на Урале. Сам я работал в объединении «Сельхозтехника». Теперь, когда в Яранске работающих предприятий раз, два и обчёлся, — вся надежда у яраничей только на механический завод.

Андрей Ваганов, студент: — Я б в рабочие, может быть, и пошёл… Но как-то не тянет меня вообще в Яранске оставаться. К механическому заводу отношусь с большим уважением. На праздник к металлургам всегда хожу, если бываю в городе. У них весело. Бабушка у меня часто вспоминает практику на мехзаводе, которую они проходили, когда в школе учились. Наверное, это правильно было: приучать школьников к большому производству. Нас в школе на яранские предприятия, чтобы поработать в каникулы, почему-то не приглашали.

Н.П. Безденежных, инженер, ветеран труда: — Всё было правильно, когда производство завода было востребованным. Помню огромный трактороремонтный цех механического завода, и весь-то он заполнялся тракторами на капремонте. То есть и сельское хозяйство в районе тогда активно развивалось. Теперь заводу стало сложнее найти, кому предложить свои услуги. Рад, что предприятие всё-таки продолжает работать. Пусть живёт и становится для Яранска, как это сейчас говорят: градообразующим. Успехов ему в своём деле!

И. Симонова, гость города: — Очень порадовалась за наш завод, что он остался таким, каким был в моей памяти. У заводоуправления появился памятник трактору-колёснику. Считаю, что это правильно: надо помнить историю, тогда и в будущем всё сложится так, как надо.

Александр ДЕНИСОВ.


НАШЕ ДЕЛО

• развитие АПК

ООО «Вотчина»: третий год работы

Что ни год, то в развитии этого хозяйства наблюдаются радостные перемены. Когда мы приехали сюда 8 июля, мужики готовили к уборочному сезону два комбайна. На них они монтировали измельчители соломы, которые приобрели в этом году. Если раньше в хозяйстве солому сжигали, то сейчас ее будут использовать для улучшения плодородия почвы.

Д.М. ЕПИФАНОВ

Несмотря на то, что материал и строительные работы влетают в копеечку, в другом месте базы спланировали площадку для возведения арочного зернового склада, завезли 80 т щебня и разровняли, прикатали катком, поставили опоры. Все это стало возможным только благодаря наличию собственной техники: экскаватора, крана, автосамосвалов. В ближайшее время руководитель ООО «Вотчина» Д.М. Епифанов планирует положить и прикатать асфальт, а затем поставить и закрепить фермы, закрыть каркас склада профнастилом, как сделали крышу и на гараже. В 2009 году в хозяйстве взяли урожай под 400 т и зерном завалили стоянку так, что некуда было ставить технику. А в этом году еще и увеличили посевные площади, но засушливая погода может сказаться на урожайности зерновых культур. «С поставкой удобрений нас подвел Кирово-Чепецкий химкомбинат, которому мы проплатили деньги за удобрение, а они его отправляли за границу. Когда до меня дошла очередь, уже заканчивалась посевная. Поэтому удалось лишь частично подкормить озимые культуры. В любом случае, когда зерносклад на охраняемой территории базы, то гораздо спокойней и на душе. А в планах у нас уже поставить вблизи его сушильно-сортировальный комплекс», – начав с горечи, закончил на оптимистической ноте Дмитрий Михайлович.

Он старается привязать все объекты к селу Никола, чтобы у селян была возможность трудиться в хозяйстве, а не кататься по стране в поисках работы. Как хозяйственник и предприниматель, начавший свое дело с напряженного самостоятельного труда, он привык считать деньги. И если платит, то не за пребывание на рабочем месте, а за выполненную работу. И держится за тех, кто хорошо трудится. И зарплату он платит приличную — от 6 до 9–11 тыс. рублей.

ООО «Вотчина» занимается деревопереработкой, и в этом направлении здесь сделали шаг вперед: смонтировали и запустили в работу деревообрабатывающий станок и ленточную пилораму. Это позволило уменьшить затраты на оплату электроэнергии, оперативно переходить с изготовления одного вида изделия на другое, увеличить производительность труда и улучшить качество продукции, уменьшить количество отходов. Чтобы обеспечить себя сырьем и работой круглый год, фирма приняла участие в аукционе и сейчас оформляет документы на аренду 1,5 тыс. га леса сроком на 15 лет. ООО «Вотчина» ежегодно будет за нее платить 750 тыс. рублей.

На пилораме

Комбайнер А.П. КЕДРОВ

Сейчас говорят, что сельским хозяйством заниматься невыгодно, и Епифанов считает, что риск есть, и очень большой. И все же он себя настраивает, что при нормальном подходе: при собственной переработке, реализации продукции через свой магазин и с помощью выездной торговли в соседние регионы, благодаря другим поддерживающим производствам: снабжения населения дровами, деревопереработки – стоит с землей работать. И он старается использовать любую возможность для дополнительного дохода предприятия. В «Вотчине» производят различную тротуарную плитку, рубят из осины бани. И спрос есть на плитку, а заказы на бани даже не успевают выполнять.

Кроме того, здесь оформили 1500 га, которые уже отмежевали и зарегистрировали. Еще 10 лет назад не мог даже предполагать Дмитрий Михайлович, что придется топорами вырубать на полях березы, чтобы снова их пахать. А фирме еще нужно приобрести 500 га, но люди уже свои доли предлагают за 10 тыс. рублей, что нереально для Епифанова, если учитывать расходы за оформление и налоговые платежи за землю, которые сейчас подросли. А вовремя не заплатишь – бегут пени. Но надо выходить на объем сева зерновых в 500–600 га. Для этого хозяйству нужен новый трактор, который расчётливый хозяин хочет приобрести через лизинг. «Когда я пришел в Кирове в Рослизинг и представился, что с Яранского района», – рассказывает Дмитрий, – то там не могли сначала ничего понять, так как нашего района у них и в реестре-то нет. И когда рассказал, кто я и чем занимаюсь, то служащая Рослизинга удивилась, что в Яранском районе кто-то еще работает на полях. А о создании залоговой базы района для технического перевооружения хозяйств проговорили в районной администрации всю зиму 2008 года. Потешили нас надеждой».

•своё дело

И жизнь в радость, если ты занят любимым делом

Е.Г. ЗУБАРЕВА

После окончания торгового техникума Елена Геннадьевна Зубарева работала в торговле, но так случилось, что оказалась на учёте в службе занятости. Благодаря возможности получения безвозмездной субсидии в 58 тыс. рублей на открытие собственного дела в апреле 2010 года она стала индивидуальным предпринимателем, да ещё создала рабочее место для своего брата.

Гарантией удачного начала для неё был опыт, накопленный за 20 лет выращивания огородных культур, декоративных комнатных и садовых цветов, а также опыт работы в торговле. Но ещё до получения ссуды она планировала и вкладывала семейные средства в создание базы своего дела: закупила семена и посеяла их в ящиках дома для получения рассады. Много пришлось потрудиться её мужу и брату, чтобы привести в божеский вид вагончик на мини-рынке: обшить стены, потолок, сделать полки, витрину, провести электропроводку. И без мужа, имеющего постоянный заработок, считает Елена Геннадьевна, невозможно было бы открытие своего бизнеса. В соответствии с бизнес-планом они построили в апреле теплицу, приобрели семена и засадили более 20 соток среднеспелым картофелем, заняли несколько соток овощными культурами. Уже весной основная выгонка рассады томатов, капусты, перца, тыквы, кабачков для своего магазина «Шесть соток» производилась в теплице.

Обычный её рабочий день длится 14 часов: с 8 до 17 часов в магазине, а затем до 22 часов на участке, арендованном для занятия овощеводством. Пока затраты сделаны большие, и они ещё не окупились, но торговля идёт себе не в убыток. Елена быстро взяла на заметку, какие цветы пользуются спросом, и стала их заказывать, тем самым увеличила товарооборот и выручку. Если она уезжает за товаром, причём сама водит машину, что способствует снижению затрат, то за прилавком стоит брат. В другое время он первый её помощник на участке, где очень много работы. Если не прилагать усилий, то даже вложив 58 тыс. рублей, можно не получить отдачи на участке в такое жаркое, как нынче, лето. Впрочем, и в магазине нужно создать необходимые условия для содержания растений: ставить кондиционеры, что она и надеется со временем сделать. И с оптимизмом смотрит в будущее: «Если государство уже помогло ссудой в начале развития дела, то это уже неплохо, так как начинать с нуля в наше время – это неподъёмная ноша».

• умелец

Задумал и сделал

Идея создания трактора для нужд личного подсобного хозяйства у Николая Фёдоровича Смирнова возникла, когда он стал расширять своё подворье. Но ему потребовались годы, чтобы найти необходимые узлы для его компоновки: задние мосты – от комбайна «Нива» и автомобиля ГАЗ-51, колеса – от трактора Т-40, карбюраторный двигатель – от ГАЗ–51.

Выпуск подготовил Павел ПОПОВ.


• календарь «Отечества»

Главное — желание работать

Год назад, в июле 2009 года, больничный городок Яранска пополнился новым больничным корпусом — долгожданная пятиэтажка была введена в строй действующих.

Первый бетонный блок в строительство лечебного корпуса был заложен ещё в 2000 году. Тогда в его закладке принял участие бывший губернатор Владимир Нилович Сергеенков. Фундамент и цоколь здания появились к апрелю 2001 года, но финансирование стройки прекратилось. Вскоре выяснилось, что всё, что сделано, — не соответствует предназначению нового сооружения. В 2005 году проект больничного корпуса был переработан, и строительство ожило вновь, точнее, началось с разборки первого фундамента…

Так темпы нового строительства, то затухая, то разгораясь с новой силой, продолжались до 2009 года. И вот наконец объект принят комиссией. С 20 июля здесь начали работать приемное отделение, рентгеновский и физиотерапевтические кабинеты, отоларингологическое, гинекологическое, хирургическое, офтальмологическое отделения, реанимационный пост, три операционных блока.

Ещё спустя некоторое время руководство яранской больницы решило, что предпочтительнее иметь в новом корпусе родильное отделение, нежели отоларингологию. И сегодня яранские пациенты больницы уже могут по достоинству оценить все преимущества курса стационарного лечения в новых стенах, где теперь на пяти этажах расположены рентген-кабинет, приемный покой, реанимационное, хирургическое, гинекологическое отделения и родильный дом.

Главный внештатный кардиолог департамента здравоохранения области В.А. Ведерников, побывавший 8 июля с рабочим визитом в нашем районе, работой его остался доволен. Валерий Алексеевич достаточно высоко оценил и кардиологическую службу Яранского района. «Конечно, стремиться есть к чему, не все совершенно, но самое главное: у врачей есть энтузиазм, желание работать и помогать людям, а значит, и стремление двигаться вперед», — сказал он.

Александр ДЕНИСОВ.


• внимание: фотоконкурс

Июль «Русалки и водяные»

Русалочка.
Фото Ирины ГОРОХОВОЙ

Я русалок не боюсь.
Фото Галины ВЕСНИНОЙ

Тема, объявленная нами в июле, похоже, немного насторожила авторов снимков: полмесяца в редакционной почте не было ни «водяных», ни «русалок». То ли яраничи в такую жару на купание отправляются без фотоаппарата, то ли… как сказала одна из авторов публикуемых сегодня фотоэкспромтов: «Все русалки нынче отдыхают в Турции»?

Не верим! И снова приглашаем к участию в нашем летнем фотоконкурсе. Приносите фото в редакцию газеты, присылайте по почте или на электронный адрес: otechestvo@master.kirov.ru с пометкой «На фотоконкурс».


• встречи

Школа, ты не старишься!

Нас пригласила встретиться с юностью средняя №1

13 июня приветливо распахнулись двери первой средней школы для выпускников разных лет.

Для каждого из выпусков в классах были оформлены выставки фотографий школьных лет, газетные статьи, записанные когда-то воспоминания одноклассников. Мы сидели за ученическими столами и вспоминали наши школьные годы.

Лида Печинина, с которой мы не виделись пятьдесят лет, рассказала, что любимым её предметом была история, которую вела Валентина Ивановна Доронина. Лида ещё в школе решила, что будет учителем. После окончания Советского педагогического училища она сорок лет проработала учителем начальных классов и ни разу не пожалела, что выбрала именно эту профессию.

Станислав Лахин вспомнил, как они с группой одноклассников, под руководством мастера производственного обучения И.В. Рокина, собирали из двух стареньких машин ГАЗ-67 — одну. А потом колесили на ней в большую перемену по школьному двору. У всех мальчишек было огромное желание посидеть за рулём.

Вспомнились смешные случаи из жизни комсомольско-молодёжного лагеря. Добрым словом вспомнили мы учителей: они дали нам хорошие знания. Школа для нас была магнитом, который объединял учеников. Даже в каникулы приходили мы сюда, так как во времена нашей юности в школе работало много кружков и спортивных секций.

Пятьдесят лет прошло, как мы окончили школу, но не забыли и никогда не забудем её. И школа, как оказалось, нас тоже не забывает. Поэтому мы сердечно, от лица всех выпускников 1960 года, благодарим администрацию первой средней и лично Ольгу Анатольевну Шумкову и Людмилу Петровну Шатунову за организацию нашей встречи и за концерт.

Школа, ты не старишься,
Никогда не старишься,
И шумят под окнами
Те же тополя.
Вечной дружбой связаны
Школьные товарищи
И учителя.

Людмила КИВЕРИНА (БЕЗДЕНЕЖНЫХ), выпускница 1960 г.


• по жизни с Надеждой

Я внезапно понимаю, отчего так мир жесток:
Очевидно, по-иному сладить с нами он не мог.
Человек в своём нахальстве до того уж одичал,
Что небесного «начальства» замечать, увы, не стал.

Отошёл от всех законов, от истоков и начал
И, в разнузданной истоме, думать вовсе перестал.
От желания к желанью: больше, выше и скорей…
Он уходит дальше, дальше от Божественных идей.


Hosted by uCoz