Главная страница № 61 (13343), суббота, 22 мая 2010 года

• на крыльце у нас сидели

Век Учителя — это не мало, но и не много

Светлана Анатольевна Волкова – педагог в районе известный. Много лет она проработала учителем русского языка и литературы, завучем в первой средней школе, а сейчас накопленный педагогический опыт реализует в управлении образования администрации района.


Коллеги говорят, что ей всё удаётся благодаря великолепным профессиональным и прекрасным человеческим качествам. Мне показалось, что Светлана Анатольевна и сама отлично об этом знает, просто не любит громких слов и как-то не стремится афишировать себя. Вот о профессии своей говорит с удовольствием, с глубоким пониманием и знанием дела.

В нашей беседе, которая изначально определялась как повод рассказать о наступающем юбилее Светланы Анатольевны Волковой, о прожитых годах (хотя сколько их прошло? – это вряд ли кто другой, кроме самой юбилярши, считает), в разговоре о личном мы ограничились просмотром нескольких фото из семейного альбома. Сцены из жизни семьи Волковых, а попутно и красоту знаменской природы, и теплоту внутрисемейных отношений Светлана Анатольевна охотно прокомментировала. А потом я всё испортил, задав свой заранее приготовленный «газетный» вопрос про текущий Год учителя: он ведь подразумевает повышенное внимание общества к учителям?

– Это, конечно, правильно, – легко перешла на «официальную» часть беседы Светлана Анатольевна, – но мало, чтобы был лишь какой-то Год, можно и Век учителя объявить.

— С этим я, пожалуй, согласен: да хоть Вечность! Поистине вечна сама профессия учителя. И «в начале было Слово», и потом никуда оно не пропало, и будет впредь...

– Не подумайте, что я консервативна, если оглядываюсь на прошлое, – тут же спустила меня с розовых высот на истинную почву С.А. Волкова, – но хочу заметить, что отношение к учителю у нас в обществе изменилось не в лучшую сторону. И вот этот Год учителя, может быть, станет нам некоторой поддержкой или предлогом к увеличению внимания к педагогам, школе, Учителю.

Ведь все выходят из школы. Все абсолютно: и дворник, и космонавт... Без того или другого представителя в общем-то нужных профессий люди обходиться всё-таки могут, а без учителя – никак. Каждый из нас учится.

– Просто не всем везёт с учителями, наверное?

– К счастью, у нас здесь, в Яранске, педагоги, я считаю, очень сильные, профессионально подготовленные, и какая-то в них живёт духовность, врожденная что ли. Наверное, это помогает тому, что наши яранские школы, наших учителей знают в области и за её пределами. Они выигрывают конкурсы и получают гранты. Педагоги наши оптимистичные, целеустремлённые. Руководство района высоко оценивает результативность и качество яранской системы образования. А всё это идёт от рядового учителя.

– Но ведь всё изменяется. А учителя прежними остаются?

– Они тоже меняются. Стремятся идти в ногу со временем. Если вчера компьютерная техника, интерактивные доски, электронные презентации были чем-то малодоступным и не очень понятным, то сегодня в сельской школе есть Интернет, интерактивные доски. Детям это нравится. А гибкость юного ума позволяет им быстро осваивать новые технологии. Учителям отставать не хочется, и они постигают ноу-хау на курсах дистанционного обучения и самостоятельно активно осваивают новое. Кировский институт повышения квалификации учителей предлагает целый набор возможностей для приобретения новых знаний. Учителя охотно ими пользуются. А потом, участвуя в конкурсах, конференциях, форумах и семинарах, показывая свой инновационный опыт, учитель рассказывает не только о том, чему он научился, а что он сам изобрёл и как он это использует.

– Есть определённый набор качеств, при которых из человека получается хороший учитель?

– Наверное, это о каждой профессии можно сказать. Иногда уже в школе видишь, что ребёнок охотно опекает своих одноклассников, помогает учителю. В нём уже рождается желание поучать, воспитывать... Хотя в этом часто видят отрицательное. Но я считаю, что это неплохое желание, если к нему добавляются тактичность, умение понять, полюбить своего подопечного, несмотря на любые его личностные характеристики, талант или бесталанность, и стараться «слепить» из него такого человека, которому было бы комфортно жить в обществе и приносить пользу окружающим людям. Плюс к этому – желание учить, передавать знания и самому учиться. Вот, пожалуй, и все основные качества.

– А можно «лепить» человека как биоробота, с определённой программой на всю дальнейшую жизнь?

– Это вопрос для большого исследования, а не для краткого ответа. Тут прямолинейности быть не может. Просто дать урок и освоить утверждённую учебную программу для учителя – это мало. Учитель учит детей жить, осознавая, что есть добро и зло, что такое хорошо, а что такое плохо, и делает это многими способами: он и врач, и психолог, и строитель, и мама с папой... Нет, дети для него не роботы, а живые, яркие личности. Он учит их мыслить самостоятельно.

– У них сейчас и так на всё своё мнение чуть ли не с малых лет!

– Так это и хорошо. Современные дети более раскованны, они не стесняются поделиться мнением, рассказать, спросить. И потом, мне кажется, сейчас дети умнее, чем были мы в их возрасте.

– Грамотнее или просвещённее?

– Грамотность как раз сейчас и страдает… Современные школьники более компетентные, информационно насыщенные, сообразительные, творческие. Иную исследовательскую работу ученика читаешь и невольно думаешь: это же уровень аспиранта, готовый учёный растёт. Даже если он творчески переработал какой-то текст, скаченный с Интернета, это всё равно в нём останется. Сегодня дети сами выбирают, что им предпочтительнее знать, ещё в школе выбирают свою будущую специальность и знают, могут объяснить, почему они это сделали.

– Вы осознанно выбирали эту профессию?

– В этом мне помог пионерский лагерь «Артек», в котором я побывала восьмиклассницей, пионерская организация, где была председателем Совета дружины. У меня были отличные учителя, я и сейчас с ними переписываюсь или перезваниваюсь. А потом у нас в роду много педагогов. Я как-то подсчитала: более 400 лет учительского стажа в нашей «родовой династии» набирается. И наши дети, Алексей и Марина, пошли в пединститут. Сын закончил аспирантуру, он кандидат наук и в институте повышения квалификации учителей сейчас работает заведующим кафедрой. Дочь закончила факультет дошкольного образования, работает заведующей детским комбинатом, получила второе педагогическое образование по специальности коррекционной психологии и педагогики.

– Что ж, пусть века «семейного учительского стажа» плавно перерастут в тысячелетия. И Вам, Светлана Анатольевна, я хочу пожелать ещё пополнять и пополнять эту временную «копилку» педагогического опыта, какими бы юбилеями нас жизнь ни одаривала.

Александр ДЕНИСОВ.


• новость одним абзацем

Бюллетени санитарные были представлены 14 мая на смотр-конкурс в Яранской центральной районной больнице. В нём принимали участие 17 отделений ЦРБ и 20 фельдшерско-акушерских пунктов. По отделениям жюри конкурса присудило 1 место санбюллетеню детской консультации «До беды один шаг» (авторы Г.С. Барышникова и Л.Н. Стрелкова). Этот бюллетень примет участие в областном конкурсе. 2 место – у физиокабинета за плакат «Секрет долголетия». Третьих мест присуждено два: за бюллетень «Образ жизни» (хирургическое отделение) и «Не титулы в наследство, а здоровье» (женская консультация). Среди ФАПов лучшими стали бюллетени Верхоуслинского медпункта, Знаменской амбулатории и Ивановского медпункта. Специальные призы получили работы туберкулёзного отделения ЦРБ и Высоковского медпункта.


• с диктофоном по улице

Перед депутатами – главный вопрос

24 мая пройдут публичные слушания о предполагаемых изменениях и дополнениях в Устав района. Намечается изменить способ избрания главы района.

За последние 10 лет в районе опробованы две модели избрания должностных лиц местного самоуправления. Первая – глава района избирался путем всенародного голосования, он же являлся главой администрации, а председателем Думы избиралось другое лицо. Вторая, ныне действующая, – полномочия главы района и председателя Думы исполняет один человек, главы администрации – другой. Губернатор области предлагает оставить всё, как есть. Какая модель предпочтительнее? Об этом мы решили узнать у людей, которые побывали во власти и знают проблему «изнутри».

Н.А. Медведев, глава района, глава администрации района в 2001-2006 годах: – Я за то, чтобы глава района и глава администрации района был в одном лице, избирался всенародно. И раньше придерживался такого же мнения. Сейчас у нас три главы – глава района, глава администрации района, глава городского поселения. Людям очень сложно разобраться в их полномочиях. А они, в свою очередь, ответственность за решение вопросов могут перекладывать друг на друга. Вся полнота власти находится у тех, у кого финансы, а они – у главы администрации.

Е.М. Сушенцов, бывший председатель исполкома городского Совета: – Категорически против двоевластия. Не знаешь к кому обратиться. При советской власти был председатель райисполкома, люди знали: все хозяйственные вопросы решает он, к нему и шли. Насчет прямых выборов не возражаю. Хотя чаще говорим о «вертикали власти», то есть о назначении. Но применить его к главам местного самоуправления не позволяет Закон.

В.А. Логинов, глава г. Яранска в 2005-2007 годах: – Поработав два года мэром города и являясь депутатом районной Думы двух созывов, убедился: та схема, которая была раньше, правильная. Полномочия главы района и главы администрации района должны быть сосредоточены в руках одного человека. Избирать высшее должностное лицо района надо всенародно. Выборы – это фильтр. Выбираются, может быть, не самые лучшие, но и не самые худшие. А на выборах из числа депутатов Думы начинают действовать совсем другие принципы: здесь проявляется не свободное волеизъявление, здесь начинаются торги – если я тебя поддержу, обеспечь мне такие-то преференции. Люди, уверенно себя чувствующие, свободных выборов не боятся.

На публичные слушания вынесен проект решения районной Думы о внесении изменений и дополнений в Устав района, которым предусматриваются прямые выборы главы района и совмещение этой должности с должностью главы администрации. Окончательное решение примут депутаты районной Думы, но очень хотелось бы услышать и мнение народа.

Вячеслав АГАНИН.


• наши земляки

Служит Родине солдат

В адрес главы администрации города и в редакцию газеты «Отечество» пришли благодарственные письма от командира войсковой части 11386, которая дислоцируется в г. Чебаркуль Челябинской области.

«В нашей части проходит службу ваш земляк, рядовой Муралёв Антон Николаевич, — говорится в этом послании. — За время прохождения службы солдат зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Он добросовестно относится к исполнению своих обязанностей, является примером для сослуживцев, пользуется заслуженным авторитетом у командования части и подразделения, уважением со стороны товарищей.

Рядовой Муралёв А.Н. является помощником командиров в поддержании в подразделении образцового порядка и крепкой воинской дисциплины. Он всегда поддерживает молодых солдат словом и делом, помогая в адаптации к воинской службе.

Своей добросовестной службой рядовой Муралёв А.Н. не уронил честь своей семьи и заслужил немало добрых слов в свой адрес, в адрес его родителей, учителей.

А. ВЕРШИНИН, подполковник, командир войсковой части».


ДОМОВОЙ

Здравствуйте, дорогие мои! Давно я не припомню такого теплого и сухого мая, так буйно цветущего, красивого и радостного. Может, потому, что мы отметили самый замечательный и памятный праздник — День Победы, и все цветы расцвели для них, ветеранов, участников, тружеников тыла. А какая красота царит на дачных участках, в огородах. В один миг зацвели яблони, вишни, сирень, черемуха. Какой аромат, какое божество! Воздух полон свежести! Да и березы уже полностью раскрыли свои изумрудные листочки. Пора. В воскресенье мы отмечаем Троицу. В старину её называли праздником неженатой молодежи. Так пусть же создаются новые семьи, рождаются дети! А я, покровитель и хранитель семейного очага, буду только рад новым встречам, новым знакомствам, новым свадьбам.

Всегда ваш ДОМОВОЙ.

• увлечение

Цветущая весна начинается осенью,

потому что Борис Александрович Кузнецов всю зиму с нетерпением ждёт волнующей встречи со своими любимцами-тюльпанами


Посмотрите на фото: целое море из полутора тысяч тюльпанов более ста сортов расцвело, разбушевалось, разметалось по всему огороду. Сказать, какого цвета это море, невозможно: желтое, красное, белое… Каждый распустившийся цветочек имеет свой окрас, свою цветовую гамму. Здесь есть сиреневые, розовые, голубые, малиновые различных оттенков, с белыми и разноцветными каемочками.

Все тюльпаны не похожи друг на друга: они разные не только по цвету, но и по форме цветка, количеству лепестков, высоте. Есть бахромчатые, с резной каймой, словно обсыпанные манной крупой, попугайные, растопырившие в разные стороны свои лепестки, хороши пионовидные, махровые. Рассмотреть все и полюбоваться каждым я просто не смогла.

Разведением цветов Борис Александрович занимается давно, с молодых лет. Когда-то был увлечен гладиолусами. В его коллекции насчитывалось более двухсот сортов, которые радовали необыкновенной красотой родных и друзей.

– Но я чуть приустал от них, разочаровался, а расстаться с этими благородными цветами сам никак не мог, рука не поднималась, – смеётся Борис Александрович. – Выручили собаки: один раз перерыли грядку, потом второй, помогли. С легкой душой стал разводить тюльпаны. Сначала у меня были только красные и желтые, но очень крупные, объемные. Потом я стал смешивать сорта, получались тоже очень красивые, пестрые, будто кистью художника раскрашенные.

Несколько лет назад цветовод увлекся разведением тюльпанов голландской селекции. Он – постоянный подписчик журнала «Мир увлечений». Из него он узнаёт обо всех новинках цветочного разнообразия луковичных растений. Понравившиеся сорта выписывает и получает в посылках по почте.

– Как супруга относится к вашему занятию? Это же дорогое увлечение.

– Какая же женщина не любит цветы! Когда-то она сказала мне: «Ты не пьешь, не куришь, на гулянки не бегаешь, ради бога, занимайся любимым делом». Так что те три-четыре тысячи рублей, которые уходят весной на посадочный материал, я не жалею. Нельзя всё измерять деньгами, тем более такую красоту, созданную природой для души. Есть, например, цветы лилейники, которые цветут всего один день, их так и называют цветы-однодневки, и поймать, уловить тот миг, полюбоваться, порадоваться, насладиться им дорогого стоит.

Кстати, лилии, такие изысканные и утонченные, тоже любимые цветы Бориса Александровича. В его коллекции уже 30 различных сортов лилий, тоже голландской селекции. Каждый сорт имеет свой, особенный, запах, форму, цвет, причем совершенно разных оттенков.

Удивительно, но на каждом тюльпане, ирисе, лилии висит маленькая табличка с указанием сорта, хотя он знает все их наизусть. Пусть и названия очень мудреные, сложные, например, «Веберс Пэррит», «Дэстени», «Естела», «Рососо» и т.д. Попробуй запомни!

Слышать восхищенные возгласы от этой красоты – одно дело, вырастить эту красоту – совсем другое. Распустился тюльпан, распахнул изящные лепестки только на три-четыре дня. Столько времени даёт цвести им Борис Александрович и… обрывает «башки» во благо луковице.

– Если не сорвать цветок, то он заберет всю силу из луковицы. Две-три недели она растёт, крепнет в земле. Самая кропотливая работа – выкопать, промыть, просушить луковицы, отделить детки, пометить сорт. А осенью снова посадить в землю, вовремя подкормить, полить и ждать с нетерпением всю зиму того «незнакомца», которого выписал по почте, переживать, как перенесут морозы, какие будут всходы.

Всю эту работу Борис Александрович делает сам. А ему уже почти 80! Терпение, спокойствие, доброта – только такими качествами должен обладать человек, умеющий выращивать цветы. У Кузнецова все они есть. Когда наша газета сообщила о пожаре, произошедшем несколько лет назад в жилом доме по улице Свободы, и обратилась к читателям с просьбой о помощи пострадавшим, он первым пришел в редакцию и принес большую, красивую куклу:

– Передайте её Машеньке, у которой сгорела любимая игрушка, от деды Бори, пусть играет.

Тогда мы так и не узнали ни его фамилии, ни отчества.

– И всё-таки, наверное, Вы знаете какой-нибудь особенный секрет или заговор, – спросила я у Бориса Александровича и услышала в ответ:

– Когда мы с другом садим картошку, обязательно говорим: «Расти по пуду, поливать и окучивать не буду!» После работы нальем по 50 г водочки себе, плеснём и на картошечку. Помогает!

Шутник он ещё тот! А потом тихонько шепнул: «Все дела надо начинать благословясь, с хорошим настроением, и любить выбранное дело».

Лидия АНДРЕЕВА.


• по жизни с Надеждой

24 мая – Духов день. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни.

(Из православного календаря).

Земля благословенная

Земля благословенная,
От Бога миру данная,
Совсем обыкновенная,
По сути – первозданная.

Ты человеком предана,
Продажей осквернённая…
Как Богом заповедано, –
Цветёшь, неугомонная!

Алчобой истощённая,
Изрытая, побитая…
Но всё ж непобеждённая,
Как прежде, плодовитая!

Господь – хозяин твой и царь,
Земного мира Государь.
И Святый Дух сошёл к тебе,
Даруя жизнь Всея Земле!

Когда бы нам любви такой
Наполнить наши все сердца,
Земля бы обрела покой
И мир: по замыслу Творца.




• благоустройство

И вновь у Салобеляка – чистое лицо!

Весна принесла жителям Салобеляка много хлопот. Ещё бы, она несла в себе праздник – 65-летие Великой Победы! Нужно было сделать так, чтобы наше село стало ещё чище, ещё наряднее, чтобы не стыдно было перед ветеранами войны и тружениками тыла, перед гостями.

Основная нагрузка легла на плечи тех, кто работал на благоустройстве от центра занятости, и, конечно же, на школьников. Проделана большая работа! Первым делом очистили от мусора парк Победы и школьный парк, в которых стоят памятники воинам-освободителям. В школьном парке памятник покрасили нежно-зелёной краской, и теперь он — под стать молодой листве. В парке Победы растут кудрявые липы, и их сделали ещё красивее, побелив стволы.

Школьники под руководством Е.В. Клешниной оформили клумбы. Надеемся, что всё лето нас будут радовать яркие цветы.

А сколько было посажено молодых деревьев по инициативе В.И. Ешмакова: и хрупкие берёзки с липами, и резные клёны, и саженцы могучих кедров. Вдоль дороги от школы до церкви школьники заложили аллею из 65 деревцев, по количеству лет, прошедших со дня окончания Великой Отечественной войны.

Накануне дня Победы, уже в пятый раз, прошла традиционная акция «Салобеляку – чистое лицо»! По всем улицам прошли ребята вместе с учителями и собрали мусор. И хотя казалось, что его почти нет, мы снова набрали его много-много. Как обидно, что одни собирают, а другие бросают! Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. С этим призывом мы уже не первый год обращаемся к односельчанам.

У Салобеляка снова чистое лицо! Как хорош он весной, кажется, что нет места лучше на земле. Давайте беречь родное село и то, что его делает таким красивым, – природу родного края! Природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто!

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна!

Т. МАЛЬЦЕВА, завуч по воспитательной работе Салобелякской школы.

Hosted by uCoz