Главная страница № 7 (13289), суббота, 16 января 2010 года

• на крыльце у нас сидели

Труд коллектива – гарантия жизни предприятия

Уверенно взятый старт дает надежду на жизнеспособность предприятия

Ю.В. ЧЕЗГАНОВ.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

МУП «Яранское ПАТО» – одно из сохранившихся еще крупных предприятий Яранска, которое отметит нынче свое 80-летие. В конце предъюбилейного года оно разделилось на два самостоятельных подразделения: МУП «ПАТП», за которым закреплен автобусный парк, и МУП «Яранское ПАТО», с парком грузовых машин. Руководителем МУП «Яранское ПАТО» избран Юрий Валентинович Чезганов, последние три года работавший заместителем директора по эксплуатации грузового и автобусного парка. Сегодня он у нас на редакционном крылечке.

– Что стало причиной такой реорганизации?

– Это вызвано тяжелым финансовым состоянием. В результате её проведения возникло МУП «ПАТП», жизнь которого началась с чистого листа, а все его долги остались на грузовом парке МУП «Яранское ПАТО». Это было сделано с одной целью – дать возможность выжить автобусному парку.

– Выходит, вы жертвуете собой ради автобусного парка?

– Нет, мы намерены жить и трудиться. Но нам придется погасить убытки от деятельности автобусного и грузового парка.

– Каким образом?

– Посредством реорганизации и перехода на минимальное налогообложение, продажи части неиспользуемого имущества, списания определенной части транспорта в целях сокращения транспортного налога и за счет дохода, получаемого от работы грузового парка.

– Что осталось от него?

– Сорок «КамАЗ»-ов марки 5320, 5511, 5410.

– Как обеспечены работой?

– Полгода грузовой парк был не задействован, так как стояли дорожники, лесозаготовительные предприятия. А с июля работаем без простоев. Машины заняты на перевозке леса и строительных материалов, угля.

– Используются ли уже привычные способы работы, командировки в другие регионы?

– Да, мы работаем в Шахунье и Костромской области.

Где есть спрос на лесовозы и выгода для предприятия, туда едем и работаем.

– В каком состоянии парк грузовых машин?

– Пора обновлять, но чтобы это сделать, необходимо погасить долги на сумму пять с лишним млн. рублей. Это главная наша задача.

– Сюда и идут в первую очередь заработанные средства?

– Да, деньги нужны на горючее, запчасти, зарплату. Ноябрь и декабрь мы сработали без убытка, без задолженности по зарплате.

– Какой коэффициент использования автопарка: все 40 машин работают на линии?

– Где-то 0,3. Причина в отсутствии резины. Чтобы «обуть» трайлер, надо 20 колес, а одно колесо стоит 6 тыс. рублей. Другая беда – низкое качество запасных частей. На повестке дня стоит и проблема с профессиональными кадрами – водителями. Возраст стажистов у нас — 50 и за 50, то есть это люди, дорабатывающие до пенсии, а они везде нарасхват.

– Как поделено между предприятиями другое имущество?

– Мы содержим совместно здания, как и было, автобусы ремонтируются в ПАТО, а КамАЗы на автостанции в СТО, которая числится на нашем балансе.

– Что изменилось в работе с возникновением двух предприятий?

– Сейчас за нас искать работу для грузового парка никто не будет, но основные клиенты остались прежние. Принцип простой: не найдешь работу – останешься голодный. Но помогает нам администрация, так как мы муниципальное предприятие.

– Что еще входит в структуру предприятия?

– СТО и три котельные, автошкола.

– Вы сами закупаете топливо или водители заправляются на автозаправках?

– У нас есть нефтебаза, два бензовоза, поэтому завозим сами топливо, но еще и «наливники» предоставляем клиентам: работаем с нефтебазами Яранска и Республики Марий Эл. Для предприятия закупаем топливо там, где оно дешевле и качественнее. Но в целях экономии средств сейчас выгоднее водителям заправлять грузовики у клиентов.

– Из наших яранских предприятий кто пользуется вашими транспортными услугами?

– Дорожники, лесхоз, ООО «КМС», ООО «Энергопрогресс».

– Какова зарплата у водителей?

– В среднем годовая получается 7-8 тыс. руб., или 10 процентов от полученного дохода.

– Случаются простои машин из-за отсутствия запчастей?

– В зависимости от того, какая нужна деталь, сколько она стоит или какая поломка. Запчасти сейчас идут некачественные, поэтому бывает так: сделает мастер двигатель или редуктор, а его вскоре снова надо ремонтировать.

– В каких условиях трудятся водители в командировках?

– Им предоставляется жилье. По крайней мере, сейчас живут не на улице.

– Сколько работников на предприятии?

– У нас трудится 97 человек. И все они надеются на получение работы с достойной оплатой, а я рассчитываю на их профессионализм.

– Перспективы у предприятия есть?

– Будет работа – значит, будем жить, будет все. А для этого желательно, чтобы в России появилась стабильность. А то доходит дело до того, что иногда не клиент просит у меня технику, а я прошу клиента, чтобы он дал работу.

Павел ПОПОВ.


• успехи

Интеллектуальный марафон

В декабре 115 учащихся младших классов из 19 образовательных учреждений района стали участниками районного конкурса «Эрудит-2009». Ребята состязались в знании русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира в рамках многопредметной олимпиады.

В командном первенстве победила средняя школа № 1 (5 призовых мест), на втором месте – школа № 3 (4 призера), на третьем – школа № 2 (3 призёра).

Среди первоклассников лучшими стали: Даниил Крецу (школа № 1, учитель Л.Б. Самарина), Анастасия Пикова (№ 3, Г.Г. Шарикова), Илья Микерин (№ 2, Г.Л. Смоленцева). Самыми эрудированными среди второклассников — Екатерина Чибакова (№ 1, Н.К. Волкова), Владимир Коновалов (м. Опытное Поле, Е.Н. Лобанова), Мария Полушина (№ 3, Л.Н. Быкова), Даниил Шабалин (№ 2, С.А. Токарева). В 3 классах отличились: Артём Белоусов (№ 2, Л.А. Коноплёва), Ольга Данилова (№ 1, А.В. Уракова), Владислав Неганов (№ 3, Т.С. Винокурова). У четвероклассников лучшими названы: Иван Винокуров (№ 1, Е.Н. Смирнова), Леонид Бебенин (№ 3, В.Г. Завёркина), Мария Огнётова (№ 1, Е.Н. Смирнова).

Н. ЛЕЖНИНА, методист районного методического кабинета.


• с диктофоном по улице

Будет больше порядка!

Постановлением правительства области с 1 января 2010 года время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов на территории области ограничено с 23 до 7 часов. Правда, это ограничение не распространяется на предприятия общественного питания.

Как восприняли эту меру, направленную на борьбу с алкоголизацией населения, в нашем районе? Что об этом говорят его жители.

Р.В. Шаклеина, пенсионер:

— Положительно. Я очень рада! Посмотрите: ведь не только взрослые, но и молодежь спивается! Что у нас на ул. Мицкевича творится – страшно подумать! Пьянка – большое горе для родителей, для мужей и жен.

Л.А. Калашников, бывший сотрудник РОВД:

— Давно надо было принять такое постановление. Кто у нас пьет? В основном – молодежь. Я живу на ул. Некрасова и вижу: в 2 часа ночи молодые парни и девушки «тусуются» на рынке. Разве это порядок? Пьют те, кто не работает. Кто работает, тот по ночам спит…

Т.С. Хорикова:

— Ограничение продажи спиртного расцениваю только положительно. Может, преступлений и правонарушений меньше станет. Вероятно, больше самогона, спирта станет продаваться в ночное время, но уж тут должны соответствующие меры принимать сотрудники милиции.

Л.Л. Секерина, повар кафе «Баку»:

— Для города, для района эта мера – благо. В ночь-в полночь пьяницы из близлежащих к городу деревень вызывают такси и едут в магазины за водкой.

На мой взгляд, можно бы ограничить продажу водки и других крепких напитков даже не с 23 до 7 часов, а с 11 вечера до 11 утра – как раньше. А то люди идут на работу и покупают спиртное. Разве это порядок? А милиции надо ужесточить контроль за торговыми точками: знаю, ночью в некоторых из них торгуют спиртным из-под полы.

С.Н. Лопатин, зам. генерального директора ООО «Аврора»:

— Антиалкогольную политику правительства области можно только приветствовать. Конечно, есть опасность активизации своей подпольной деятельности продавцами суррогатов, но тут на высоте должны быть правоохранительные органы, общественность. Без постоянного контроля за работой магазинов и иных «точек» в ночное время все усилия властей по антиалкоголизации населения могут сойти на нет.

Проблема эта должна решаться в комплексе. Надо создавать в районе условия для здорового образа жизни, особенно – молодежи. Куда ей, например, пойти в ночное время, кроме питейных заведений? Некуда!

Вячеслав АГАНИН.


• семейный альбом

Одной родословной связаны

История семьи Кузнецовых из деревни Большое Поле Пиштанской волости Яранского уезда Вятской губернии

Кем были мои предки и что они сделали полезного для родного города? Сколько поколений в моей родословной, и к какому из них я отношусь? Интерес к этой теме у меня появился, когда я изучил родословную семьи Кузнецовых по линии моего деда, Юрия Константиновича. Она была составлена ещё в 1995 году и состояла из справки о фамилии, поколенной росписи и родословной схемы десяти поколений семьи Кузнецовых.

Сегодня поколений уже тринадцать. А в количестве – с учётом вновь найденных данных – не менее ста девяти человек.

Кузнецовы в разных регионах нашей Родины представлены очень многочисленно. Ознакомившись с поколенными росписями семей Кузнецовых из других регионов, заметил, что в среднем число поколений составляет от 8 до 13, и в основном начало родовых корней уходит в XVII – XVIII века.

Наши корни берут своё начало с 1700 года. История рода Кузнецовых более 300 лет тесно переплетается с историей города Яранска.

К началу XVII века в западном направлении от яранской крепости возникла стрелецкая слобода, которую заселил воинский гарнизон. С юга расположился посад, населенный ремесленниками, торговцами, городской беднотой. Был основан мужской Вознесенский и женский Владимирский монастыри. Отдельная часть города называлась Монастырской слободою. Она располагалась на левом берегу реки Ярани при впадении в неё речки Ламбы. С этой же стороны появилась деревня Большое Поле. В Переписной книге Яранского уезда Г.М. Юшкова за 1646 г. зафиксировано «...в Еранском уезде государева оброчная деревня Болшепольская на речке Ламбе, а в ней крестьян 10 дворов, а людей в них тоже 10 человек, а детей и пасынков у них и бобылей, которые на дворах живут, 31 человек, а 1 двор бобыльский…» Там же названы фамилии первых поселенцев – «Бочкаръ, Солоденникъ, Колесникъ, Кузнецъ, Скорнековъ, Шамшурихинъ, Шамшуренковъ, Залешин».

В 1780 г., при Екатерине Второй, все земли и города в нижнем течении реки Вятки, в том числе яранские земли, были переданы Вятскому наместничеству, преобразованному в 1797 г. в Вятскую губернию. В 1781 г. утвержден герб Яранска: «В верхней части герб Вятский, в нижней – на голубом поле две диких утки в знак того, что в окрестностях сего города сею птицею изобильно…»

В 1780 году на северо-западной стороне центральной площади города Яранска был построен деревянный Успенский собор, который в 1798 г. заменили каменным. В ведомство городского благочиния попали Большое Поле и ряд других поселений, в которых были построены часовни.

По сведениям 1869 г. деревня Большепольская Пиштанского волостного правления при реке Ламбе находилась на Московском почтовом тракте, проходившем через Козьмодемьянск.

В деревне Большое Поле (согласно данным архивов Яранского краеведческого музея) к 1927 году насчитывалось 64 двора и более 500 жителей, среди которых проживало несколько семей Кузнецовых. К тому времени это была одна из самых крупных деревень на яранской земле. И случилось так, что я являюсь прямым потомком двух семей большепольских Кузнецовых.

Первая – это родословная по линии моего деда, Юрия Константиновича, она составляет 13 поколений. Вторая – это линия моей бабушки, его жены, Анфисы Ивановны, в ней указаны представители восьми поколений.

Моя родная бабушка, Анфиса Ивановна, имела ту же фамилию, что и дед, Юрий Константинович. Оба они были Кузнецовы.

Анфиса Ивановна награждена «Медалью материнства». У самой же было четыре сестры (Александра, Вера, Зоя, Нина) и два брата (Василий и Михаил). В то время семьи имели по пять-семь детей, и это было нормой.

Борис Юрьевич, сын Анфисы Ивановны и Юрия Константиновича, родной брат моей мамы Галины Юрьевны, после окончания семи классов уехал в город Пермь, поступил и окончил Пермское речное училище. Затем жил и работал в Перми, в Камском речном пароходстве, начинал штурманом, дослужившись до начальника данного пароходства. После этого трудился на посту губернатора, тогда ещё Пермской области. Далее был избран депутатом Государственной думы и выполнял в ней обязанности вице-спикера.

Как бы ни складывалась его судьба, ему всегда была дорога и любима его малая родина: город, в котором он родился, вырос и откуда уехал учиться, а затем и работать. Как и любому яраничу, волею судьбы уехавшему из родного города, ему всегда хотелось оставить свой след в истории малой родины.

После встречи директора Яранского ПАТО Леонида Петровича Брагина с Борисом Юрьевичем в 1998 году было принято решение для изыскания средств на строительство участка дороги до границы с Республикой Марий Эл. Сам Борис Юрьевич очень скромно оценивает свой вклад в решение этого вопроса, но если бы он его не инициировал, то, возможно, мы бы до сегодняшнего дня ездили к нашим соседям через каракшинский лес по брёвнам, которые, говорят, ещё с царских времён укрепляли царевококшайский тракт.

В 2004 году и мне самому представилась возможность сделать полезное дело для жителей нашего города. Приняв участие во Всероссийском конкурсе социальных проектов, проводимых партией «Единая Россия», из более 300 участников вошёл в число трёх победителей. В результате реализации проекта уже пять лет жители нашего города имеют ледовый каток около средней школы № 2.

Жизнь вносит свои коррективы в реалии сегодняшнего дня, но, несмотря на это, мы должны стремиться быть полезными родному городу и стараться творить добро.

Думаю, что и мне ещё представится возможность себя реализовать, вместе с теми людьми, кому небезразлична судьба земли яранской. А таких людей немало, и мы сможем объединить свои усилия для того, чтоб о Яранске перестали отзываться плохо, а начали испытывать гордость за тот город, в котором живём.

Анатолий КРУГЛОВ.


• календарь «Отечества»

Там, где текли молочные реки…

17 января исполняется 30 лет со времени пуска в эксплуатацию Яранского комбината молочных продуктов (1980).

Яранский завод сухого молока, так это предприятие именовалось по проекту, был рассчитан на переработку 240 тонн молочных продуктов в одну смену. Основными видами вырабатываемой продукции были масло коровье и сухие молочные продукты.

Годовые объемы производства достигли максимальных размеров в 1986 году: масла — 5200 тонн, сухих продуктов — 3700 тонн. Высокий уровень механизации и автоматизации производственных процессов позволил довести предприятие до уровня одного из самых крупных в стране.

В 1984 году реконструирован маслоцех и введен в эксплуатацию третий маслоизготовитель производительностью 3000 кг/ч. Все три маслоизготовителя — производства Чехословакии. В 1984 году построена теплая стоянка для автотранспорта предприятия, а в 1990 году завершено строительство железнодорожного тупика для приёма и отправки грузов по железной дороге. В 1992 году на производстве введена в эксплуатацию казеиновая сушилка производительностью 500 кг в смену. В 1994 году реконструирован котельный цех и установлен дополнительный котёл. В 1996 году построены складские помещения и пристрой к компрессорному цеху. В 2000 году произведены: замена вакуум-выпарной установки «Виганд», используемой при производстве сухих молочных продуктов, реконструкция сушильной установки, за счет чего ее производительность увеличилась в 4 раза. В этом же году завершилось строительство пристроя к цеху плавленых сыров. В 2001 году появился склад нефтепродуктов…

Ассортимент вырабатываемой продукции ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов» на 2004 год насчитывал 34 наименования. Продукция комбината пользовалась большим спросом у потребителей, отмечалась наградами на различных выставках и смотрах-конкурсах.

К сожалению, сегодня предприятие не работает. Кто в этом виноват? — этот вопрос давайте оставим на суд истории. Время всё расставит по своим местам и воздаст всем по их заслугам.

Александр ДЕНИСОВ.


• письмо в номер

На водителе сошелся клином белый свет, без него родителям в деревне счастья нет…

В редакцию газеты «Отечество» пришло письмо от родителей учащихся из деревни Верхоуслино.

«Нашу школу закрыли с 1 сентября 2008 года. В связи с этим был выделен автобус, для доставки учащихся в Салобелякскую среднюю школу. На сельском сходе, состоявшемся в августе 2008 года, глава района Е.Б. Чеснокова заверила, что детей будут ежедневно возить в школу и обратно домой. Однако это обещание не было выполнено. Сначала детей возили в понедельник, среду и пятницу, а затем только в понедельник и пятницу. После новогодних каникул не возят совсем. Администрация Салобелякской школы не может использовать автобус для перевозки детей, так как у водителя нет необходимого для этого трёхлетнего стажа. Поэтому автобус неоднократно задерживали работники дорожной-патрульной службы, на директора школы налагались штрафы за нарушение правил перевозки. По вопросу доставки детей директор школы Н.В. Комарова неоднократно обращалась к районным властям, но вопрос так и не был решен. Найти другого водителя, имеющего необходимый стаж работы, не представляется возможным. Возникает вопрос: если нельзя возить детей на специальном автобусе с сопровождающим, то как можно возить их на рейсовом автобусе? Он ходит не каждый день, а из-за плохой дороги не выезжает иногда целый месяц. Среди школьников есть ученики начальных классов. Как же им добираться до школы? Мы, конечно, понимаем, что соблюдать необходимые требования соответствующих служб нужно, но неужели будет лучше, если дети в любую погоду и по любой дороге станут ходить в школу пешком. А кто понесет ответственность, если с ними что-то случится в пути?

Убедительно просим помочь в решении вопроса по доставке детей в Салобелякскую среднюю школу».

С данным письмом мы обратились к заместителю начальника управления образования Елене Владимировне Яранцевой: «Мы в курсе этой проблемы, ею очень озабочены и директор Салобелякской школы Н.В. Комарова, и администрация района. Проблема поиска водителя очень серьезная, так как связана с тем, что на селе нет кадров водителей, имеющих данную категорию для перевозки детей на школьном автобусе.

Однако мы предпринимаем меры для решения кадрового вопроса: дали объявление в газету, глава администрации района И.Н. Бибиков вел переговоры с руководством автобусного парка автоколонны насчёт водителя. К сожалению, это оказалось очень трудно, так как водительская ставка невысокая и на работу надо ездить в Салобеляк. Мы попросили и родителей помочь найти водителя, который возил бы два раза в неделю детей из Верхоуслина в школу села Салобеляк, так как дети проживают в интернате. Принято решение изменить режим работы пришкольного интерната в Салобеляке, чтобы он открывался к приходу рейсового автобуса. Но надо, чтобы и рейсовый автобус ходил по расписанию, а дороги были проезжими.

Мы еще раз обращаемся к жителям: может быть, у кого-то возникнет желание устроиться на работу водителем автобуса школы села Салобеляк. Телефон школы: 61-1-67».

Павел ПОПОВ.

Hosted by uCoz