Главная страница № 4 (13286), суббота, 9 января 2010 года

• на крыльце у нас сидели

«Каждая фотография – это кусочек истории», –

уверена Людмила Максимилиановна Большакова

Поводом для встречи с этой очень интересной женщиной стало 90-летие Яранской школы искусств, которое мы отметим в апреле этого года.


Фото Нины БОБЫКИНОЙ

Людмила Максимилиановна всю жизнь проработала в ней педагогом, 11 лет – директором. Мы рассматриваем с ней фотографии из семейного архива, в котором их сотни, многим из них – больше века. Слегка пожелтевшие от времени, они и сегодня возвращают нас в прошлое, рассказывая об увлечениях, моде, семейных праздниках.

На одной фотографии читаю карандашную надпись: «16 марта 1906 г., четверг. Вся семья и гости. 4 ч. дня». За фисгармонией сидит красивая молодая женщина, вокруг которой разместился целый оркестр: на стульях, на подоконнике и даже на полу. У каждого – в руках музыкальный инструмент: гитары, скрипки, балалайка, домра. Разве могла Людочка Кладовикова выбрать профессию, не связанную с музыкой?! Ведь она всегда звучала в их доме.

– Папа был скрипач, работал в музыкальной школе, – рассказывает Людмила Максимилиановна. – До сих пор бережно храним папину скрипку: сейчас на ней играет его внук, мой племянник, который живёт в Эстонии. Сестра тоже закончила музыкальное училище. Раздумий о выборе профессии у меня не было: после школы, тогда ещё учились семь классов, поступила в Йошкар-Оле в музыкальное училище имени Палантая на дирижёрско-хоровое отделение. По распределению должна была ехать в Козьмодемьянскую музыкальную школу на работу. Сообщила об этом родителям, и папа попросил: «Постарайся приехать в Яранск».

Так и определилась моя судьба: в 1953 году я начала работать в Яранской музыкальной школе, с которой связала всю жизнь. С 1975 по 1986 год работала её директором.

Школа была небольшая, ребята занимались на трёх отделениях: фортепиано, скрипки, баяна. Всё тогда зависело от преподавателей. Если был специалист – существовало и отделение. Как только появилась домристка, сразу открыли отделение народных инструментов. Общеобразовательные школы тогда в две смены работали – и мы в две. Здание на улице Карла Маркса, 45 было неприспособленное: тонкие переборки не удерживали звуки, заниматься было неудобно. Рядом со школой был скверик, где мы цветы садили. Я всё приглядывалась: вот бы на этом месте пристрой к школе сделать, хотя бы небольшой. Но … вскоре тут начали строить жилой дом. Моя мечта рухнула.

– Не думаю, что от задумок о новом здании совсем отказались.

– В то время заведующей отделом культуры работала Татьяна Евгеньевна Шарыгина, я ей высказывала все свои боли. А с Германом Михайловичем Аристовым жили по соседству, вот и ему как-то пожаловалась. Он мои слова запомнил, вызвал нас с Татьяной Евгеньевной и говорит: «Давайте будем строить музыкальную школу. Думайте, где». Сразу выдвинул два условия – только пристроем и только хозспособом.

Я и папу подключила к поискам места: где, куда можно пристроить? Он хорошо город знал. Выбрали рядом с Домом культуры, там сквер был. В 1979 году начали строительство. Всё завертелось. В городе была проектная контора, подготовили проект. Благодаря активности Германа Михайловича, Татьяны Евгеньевны за три года здание выстроили. Много сил и усердий было потрачено, часто приходилось в Киров ездить, порой из-за одной подписи.

– Сейчас, когда прошло столько лет, трудности этих хлопот забылись. Наверное, проблем тоже хватило?

– Не всё гладко складывалось. Построили два этажа, а нам говорят: «Денег нет». Поехали с Татьяной Евгеньевной в облфинотдел. Принял нас заведующий, всё выслушал, документы посмотрел и заявил: «Вас надо в тюрьму посадить за внеплановое строительство. Вы же порядок нарушаете». Татьяна Евгеньевна быстро нашлась: «Мы не для себя, для детей строим. Об этом в районе знают». Улыбнулся: «Ладно, будут вам деньги». Какой-то район не смог освоить выделенные средства, а был уже ноябрь, вот их нам и перевели. В 1983 году въехали в новое, полностью оборудованное здание.

– Забот прибавилось?

– Здание выстроили – надо количество учеников увеличивать. Предстояло набрать 100 ребят. Решили открыть новые отделения, хореографии и хоровое, возобновить работу скрипки, были отделения духовых инструментов, баяна, аккордеона, народных инструментов. Объединило новое здание музыкальную и художественную школы.

Трудным был набор на хоровое отделение. Нашли выход из положения. Я позвонила Нине Михайловне Бахтиной, директору первой школы, и предложила: «Давайте целиком первые классы возьмём на хоровое отделение к нам». У них как раз не было учителя музыки. Родители согласились, и мы начали работать. Два раза в неделю учителя приводили ребят к нам на занятия. На второй год так же сделали. А на третий год школа № 3 пришла с предложением о сотрудничестве. Тогда уже начали отбор вести. Сначала отделением руководила Валентина Леонидовна Тушенцова, потом Лариса Алексеевна Краева. Так и шло становление хорового отделения, ставшего заметным явлением в культурной жизни города.

– Впрочем, и школа всегда на виду.

– Концертная деятельность педагогов и воспитанников была очень большая. В дни школьных каникул организовывали концертные бригады и выступали в детских садах: надо было привлекать ребят. Большая работа велась на селе. Наши педагоги ездили готовить концерты в сельские клубы, которые в то время были хорошо оснащены инструментами: в каждом – и баяны, и пианино. Музыкальные традиции в городе и районе богатые. Ещё в папину бытность существовал симфонический оркестр. Ставили даже оперы. А вот фотография с постановки «Свадьба в Малиновке». Подписано: «25 ноября 1962 года. Советск, 100-й спектакль народного театра, организованного в 1959 году. Участников 35 человек». Он примечателен тем, что постановка сопровождалась живой музыкой. А со спектаклем объездили всю округу. Очень бы хотелось, чтобы музыкальные, культурные традиции возрождались и поддерживались.

Светлана ХВОСТАНЦЕВА.


• инициатива

Спросите у ветеранов

Совет ветеранов-руководителей, директоров и председателей бывших яранских сельскохозяйственных предприятий, как общественный орган, организован в районе. Первое заседание нового объединения было проведено в предновогодье. Возглавил совет, по общему решению собравшихся, бывший директор совхоза «Салобелякский» Сергей Леонидович Русинов.

— Сейчас сельскохозяйственное производство района ищет, на что ему опереться в своём развитии, — говорит С.Л. Русинов. — Мы же считаем, что в годы расцвета совхозов, колхозов у нас был наработан громадный опыт, которым мы всегда готовы поделиться. И вообще, не надо забывать ветеранов… мы ещё кое-что можем.

На встрече присутствовали ветераны-руководители, имена которых хорошо известны яраничам: А.А. Клочков, А.А. Чеглаков, А.В. Савиных, И.И. Журавлёв, И.Е. Лебедев, В.С. Иконников, Е.Е. Бурков, М.В. Михеев, а также глава управления сельского хозяйства района Л.А. Щёкотов, председатель районного совета ветеранов Г.П. Лачкова.

Александр ДЕНИСОВ.


• круг чтения

Помилуй грешную меня

Читатели «Отечества» – любители литературы помнят, верно, что в Котельниче вот уже 18 лет существует серия изданий «Библиотека котельничской литературы». Сейчас в круге этих книг, литературно-художественных, историко-краеведческих и других, насчитывается 87 экземпляров. Из шести изданий, увидевших свет нынче, совершенно особняком выглядит первая поэтическая книга жительницы Яранска Надежды Егоровой «Вечный круг».

Издание вообще недешёвое, да к тому же в твёрдом полноценном переплёте. Однако, если иметь в виду, что всякому пишущему просто необходимо печататься, чтобы оставить своё имя в литературе и донести до масс свои мысли, чувства, то деньги выглядят предметом вспомогательным. Тем более, если человеку есть что сказать и он умеет делать это талантливо.

Эти два главных условия для Надежды Дмитриевны характерны совершенно, а потому и работать над изданием её книги мне, например, доставило истинное удовольствие.

Прежде всего её стихи привлекают глубоким философским содержанием. А это всегда оттого, что человек много думал о превратностях жизни, основах и метаморфозах человеческого менталитета.

«Печально жизнь осознавать.
В ней всяк живёт своей идеей.
И, к ней идя, может предать,
Пленённый страстною затеей.
И горько знать движенья суть
Всех человеческих стремлений.
Тернист и труден Духа путь
Среди стремнин Души течений».

Это из стихотворения «Люди и цели». В полном виде оно, подобно многим в её книге, как горестный вздох. Или вот это:

«Весь мир сошёл с ума —
Я знаю это точно.
С ума сошла страна,
Давно и долгосрочно.
С ума сошла Земля,
С ума сошла природа,
И разум помутнел
У всякого народа.
Где разум процветал —
Уже давно пустыни.
Где чистый дух витал —
Там нет его в помине.
Настали времена
Страшнее войн и ада.
И скрыты лица их
В одеждах маскарада».

В большой плюс Надежде Дмитриевне, как автору, можно смело зачесть то, что она взяла на себя труд продумать архитектонику книги: распределила стихи по идейно-художественным разделам, подобрала к ним сколь редкие, столь и замечательные эпиграфы.

«Найдётся ли на свете существо,
Что ищет гибели для рода своего?
И только человек при случае удобном
Охотно нанесёт ущерб себе подобным».

Это высказывание французского поэта эпохи Возрождения Пьера де Ронсара открывает раздел «Большая медведица». И появление его здесь не надумано, не случайно, поскольку объединяет часть гражданской лирики, такие стихотворения, как «Русь», «По Крылову», «Где ты, русская культура», многие другие.

К чести Егоровой, как автора, стоит заметить, что она не уподобляется немалой части стихотворцев, уже заранее выдающих себя за непризнанных гениев, и опять же очень философски смотрит на свои взаимоотношения с читателем. «Поэтический образ, – говорит она во вступительном слове к книге, – складывается посредством чувств и ощущений поэта, осмысленных в рамках его интеллектуально-разумного потенциала, с дальнейшим переложением их в словесную интерпретацию, доступную для восприятия. Восприятие же поэтического образа зависит от степени чувствования читателя (от бесчувственных до крайне восприимчивых). Поэтому и восприятие будет совершенно различно: от откровенного непонимания и отрицания до полного согласия в ощущениях. Степень их зависит от уровня духовного развития читателя». И это вовсе не поза, а предложение принимать всю книгу и каждое составляющее её произведение серьёзно и вдумчиво.

Ещё одна важная особенность книги «Вечный круг» – обращённость многих произведений к Богу и вере, где автор находит жизненную и душевную опору, многие утраченные ценности.

«Духи небесные!
Вы ль меня видите?
Духи небесные!
Вы ль меня слышите?

Каюсь – я слабая,
каюсь – я грешная.
Плачет в тревоге Душа безутешная.
Дух утомился, судьбу догоняя.
Долга и трудна дорога земная».

Это из стихотворения «Покаяние». И всё творчество своё она подаёт как дар Всевышнего.

«Помилуй грешную меня,
О, Матерь Божия моя.
Когда б не образ светлый твой,
Во сне явленный предо мной,
Пронзивший светом своих глаз,
Я не писала бы сейчас».

Что ещё можно добавить? Остаётся только поздравить Надежду Дмитриевну со столь удачным дебютом. Уверен, что вторая её персональная книга, над которой она сейчас работает, также найдёт своё достойное место в сообществе вятской литературы.

Анатолий ВЫЛЕГЖАНИН,писатель,редактор и издатель «Библиотеки котельничской литературы».


• календарь «Отечества»

Погибший за веру

12 января отмечается 140-летие уроженца нашего города, священника и общественного деятеля, мученика за веру отца Павла Александровича Дернова.

Он родился в 1870 году в Яранске. В 1894 году закончил курс в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия и приехал служить в Елабугу.

Отец Павел был разносторонним человеком, начал читать в гимназии курс русской литературы. В 1903 г. написал книгу, посвященную истории Елабужского реального училища.

Отец Павел занимался гомеопатией, бесплатно лечил крестьян, принимал деятельное участие в работе братства трезвости. Один из ижевских священников так отзывался о работе этого общества: «Елабужское братство настолько хорошо работает, что со временем, может быть, послужит образцом деятельности в этом роде для всей России».

В январе 1918 года Патриарх Всея Руси Тихон обратился с воззванием, в котором подверг анафеме большевиков-гонителей Русской Церкви. Во время службы надо было произнести проповедь на тему послания Патриарха, и отец Павел на это согласился. В феврале в городе вспыхнуло восстание пехотного запасного полка, расквартированного в городе еще с царских времен. В ответ на это в Елабугу прибыл эшелон красногвардейцев, который стал наводить революционный порядок. Отец Павел был арестован в ночь с 26 на 27 февраля 1918 г., и больше родные его живым не видели.

На другой день три брата, сыновья отца Павла 20-летний Борис, 18-летний Григорий и 17-летний Семен, отправились узнать о его судьбе. Братьев так же, как и их отца, красноармейцы расстреляли среди бела дня. Тяжело переживали многие елабужане эти страшные события. Учительница детей Дерновых Любовь Федоровна Сафанеева сошла с ума после чудовищного, бесчеловечного расстрела отца Павла и его троих сыновей...

«Ужасный век, ужасные сердца…» — строка из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина подходит и под характеристику тех далёких событий второго десятилетия XX века.

Александр ДЕНИСОВ.


• резонанс

Заливали б не обещаниями, а водой…

В газете «Отечество» за 2 января нынешнего года была опубликована заметка А. Круглова «Кому он нужен, этот каток?».

Судя по тому, что его нет до сих пор, видимо, действительно никому не нужен! И в первую очередь – районной и городской администрациям! Хотя та и другая, в соответствии со 131 Федеральным законом, обязана обеспечить на своих территориях условия для развития физической культуры и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Как видим, по крайней мере, зимой – не обеспечила! Но если в городской администрации есть полномочия, но нет специалиста, призванного организовать эту работу, то в районной есть то и другое. Есть целый отдел по делам молодежи, физкультуре и спорту. И от нового заведующего, назначенного администрацией района вопреки мнению участников круглого стола, проведенного в 2008 году «молодогвардейцами», мы вправе были ждать более активной и эффективной работы по созданию условий для занятий физкультурой и спортом той же молодежи. По всей видимости, не дождались…

А ребятишки так ждали каток к зимним каникулам! И действительно, когда еще у них будет столько свободного времени, как не в каникулы? Пока мало было снега, ходили они на Ярань. Но снега навалило, и кататься на реке стало невозможно.

Да что там дети! Ждали каток и взрослые, заботящиеся о своем здоровье: впереди было 10 дней выходных! А таких, встающих, как их дети и внуки, на коньки, поверьте, в нашем городе, как показывали предыдущие зимы, тоже немало.

В городе Советске каток давным-давно залит и работает. Что мешало это же самое сделать нам? Только не надо ссылаться на нехватку средств. Не так много их требуется, чтобы залить лед. А причина, видимо, все же в нежелании всерьез подойти к решению этой проблемы той и другой администраций.

Конечно же, обустраиваемый у второй средней школы каток – это полумера. Сколько стекол разбито в ее окнах! Но дело даже не в этом. А в том, что ребятишкам, чтобы покататься на коньках, приходится переобуваться на морозе, на пронизывающем до костей ветру. Вам их не жаль? Мне – жаль. Может быть, можно решить вопрос с переодеванием в школе? Разумеется, за соответствующую плату.

Но, представляется, всё же лучше, хотя бы в последующие годы, размещать каток на стадионе спортивной школы – и проблема с переодеванием-переобуванием отпадет сама собой. Что касается покрытия стадиона, то оно вряд ли ото льда пострадает. Нужна опять-таки воля руководителей школы и администрации района, в чьем ведении она находится.

Безусловно, стационарная хоккейная коробка – дело хорошее. Но если она настоящим образом обустроена. А если уж власти, обещавшие нам город, в котором захочется жить, простой каток не могут своевременно водой залить, то в строительство стационарной коробки верится с трудом. Лучше б не обещаниями заливали, а хотя бы вовремя хоккейную коробку – водой.

В. ШУБИН.


Hosted by uCoz