Главная страница № 125 (13251), суббота, 17 октября 2009 года

• событие

«Дети не должны ощущать себя брошенными», –

подчеркнула при встрече в Яранском комплексном центре социальной помощи населению заместитель председателя правительства области Мария Егоровна Гайдар, где она побывала в рамках многодневного рабочего визита в наш и соседние районы.

Очень вкусные обеды готовят в доме-интернате для престарелых и инвалидов

Подаренная деткам мебель как раз впору.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ.

В новом здании центр только начинает обживаться. Большой плюс в том, что въехал он не в голые стены: управление образования района передало ему мебель, библиотеку, музыкальные инструменты. Мария Егоровна внесла в его обустройство свой вклад. Глава района Елена Борисовна Чеснокова рассказала: «Буквально неделю назад, когда стационарный отдел для несовершеннолетних детей принял первых ребятишек, оказалось, что для малышей нет подходящей по росту мебели. Обратилась с просьбой помочь к Марии Егоровне. Столы и стулья приобретены не на бюджетные деньги, средства изыскала сама М.Е. Гайдар. Спасибо большое».

Ни одно из заведений социальной сферы гости не обошли вниманием. Сразу же по приезде побывали в доме-интернате для престарелых и инвалидов, расспросили о положении дел, обошли все помещения.

– Нельзя заботу о людях задвинуть на второй план, – считает Мария Егоровна. – Социальная сфера – забота общая.

Светлана ХВОСТАНЦЕВА.


• горячая тема

Своё суждение иметь

Депутаты городской Думы ищут взаимопонимание с администрацией городского поселения

На прошлой неделе народные избранники городского депутатского корпуса на закрытом заседании рассмотрели вопросы степени готовности городского хозяйства к отопительному сезону, ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом и своих взаимоотношений с администрацией города. По поручению депутатов об итогах этого заседания рассказывает председатель Думы Яранского городского поселения Д.В. Бражников:

– Денис Валерьевич, так как считают депутаты: готов или нет город к отопительному сезону? Говорится и пишется одно, а на деле совершенно другое...

– В сентябрьской информации заместителя главы администрации города Н.В. Ефремова, которую опубликовала и районная газета, прозвучало, что город готов к сезону на 96%. Факт остаётся фактом, что такой высокой готовности мы всё-таки и сегодня, к сожалению, не имеем. Наглядный тому пример – неудачный запуск котельной в районе механического завода. Денежные средства на её реконструкцию были затрачены немалые, но к сроку она свою работу начать всё-таки не смогла. А депутаты ещё весной на одном из своих заседаний предлагали администрации уйти от намерения реконструировать старую котельную и построить совершенно новую, на другом месте, чтобы исключить из обращения теплотрассу большой протяжённости, давно не ремонтируемую и неизвестно кому сейчас принадлежащую. Глава города, помнится, тоже тогда высказывал намерение строить новую котельную для жилого района «Соколы». Но в конечном итоге администрация города всё-таки приняла решение о реконструкции (модернизации) старой котельной. Теперь мы видим итог этого, на наш взгляд, непродуманного решения.

– Стало быть, ясно, кто виноват?

– Дума с себя своей части вины не снимает. А администрация города ссылается на то, что поздно проведены конкурсы, тендеры, поздно поступили деньги на реконструкцию котельной в «Соколах», поздно появился подрядчик, который смог осуществить работы. Депутаты считают, что администрации следует признать свою вину в том, что котельная оказалась не готова к отопительному сезону. Надо было форсировать вопрос, торопить подрядчика, ускорять начало его работы всеми возможными средствами. Так что жители «Соколов» справедливо возмущены и по праву обращаются с претензиями к депутатам. И депутаты остро обсуждают этот вопрос. Главное – почему, если Дума имела другое мнение по его решению, это мнение администрацией города не принято во внимание?

– Это, на мой взгляд, называется «после драки кулаками махать».

– Если бы «после»... Ситуаций, подобных «соколовской», в городе может возникнуть ещё не одна. То есть, назрела проблема с отоплением жилого массива близ комбината молочных продуктов.

– Известен ответ ответственных лиц. Они говорят: есть у нас в резерве модульная котельная, так что вроде и переживать нечего.

– Модульная котельная приобретена в прошлом году на бюджетные средства городского поселения. Она предназначена для аварийной ситуации, и не более того. Это не стационарная котельная.

Она может помочь не разморозить систему во время экстренного ремонта, но весь отопительный сезон вряд ли протянет. Понятно, что котельную КМП этой зимой останавливать нельзя. А предприятие едва рассчитывается с поставщиками сырья, с зарплатой своим работникам, поэтому нет гарантий, что его производство без перебоев проработает всю зиму. А если встанет? Депутаты задавали этот вопрос главе города. Мазут, топливо, для котельной КМП, закуплен через муниципальное предприятие «Жилищное хозяйство». Администрация города считает, что сумеет рассчитаться с его поставщиками, если население исправно оплатит счета за отопление квартир. А депутаты уверены, что денег этих всё равно не хватит.

Дума предлагала иную схему его решения: провести реконструкцию котельной на ул. Мира – с тем, чтобы от неё протянуть теплотрассу до жилого массива КМП. Радикальное решение проблемы – не спорю, но зато будет уверенность в нормальном ходе отопительного сезона.

– Без надежды на «русский авось»?

– Вот именно! Потому что неизвестно на что, к примеру, рассчитывают власти, пятый год эксплуатируя котельную в районе элеватора в пусконаладочном режиме?! На Думе не раз поднимался и этот вопрос: котельную должна принять в эксплуатацию комиссия. Но она снова входит в сезон в состоянии полуготовности! И ещё неизвестно, примет ли комиссия реконструированную нынче котельную в «Соколах»? Опять вопрос, на который депутатам трудно найти ответ.

– То есть, складывается такое впечатление, что администрация города работает независимо от того, что решает и обсуждает городская Дума?

– В некоторых случаях получается именно так, что и возмутило депутатов. Мы говорим, например, на Думе о том, что прокладку асфальта по улице Кирова надо отменить, раз не успели этого сделать до Дня юбилея города, а заасфальтировать более проблемный и важный участок городской дороги, например, по Рудницкого, или в районе Мицкевича, или Соколов. Администрация отвечает: нужно время, чтобы провести новый тендер, перебросить средства на другой участок и... ничего не меняет.

В прошлом году депутаты провели огромную работу по выработке решения по плану реформирования ЖКХ. Администрация эти решения никак в работе не использовала и своих предложений не озвучила. А они должны быть нацелены в целом на исполнение ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и в частности — на участие муниципального образования в федеральных целевых программах по капитальному ремонту жилья и по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Последняя, заметим, тоже работает, но почему-то не в Яранске, хотя необходимость нового строительства у нас очевидна.

Оправданий нашего «непопадания» в заявку на участие в программах может быть масса, но городские депутаты считают, что причина тут одна: город до сих пор не готов выполнить условия для участия. Взять хотя бы пассивность администрации города в деле передачи ведения коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами частным предприятиям, на что нацелена федеральная программа реформирования ЖКХ. Частник доказал свою эффективность и пользу. Так зачем же продолжать и далее содержать затратные для городской казны МУПы, тем самым ставя под угрозу наше участие в федеральных целевых программах по ЖКХ?

Не выполняются не только рекомендации Думы, но даже некоторые её решения! Одним из них мы обязали администрацию предписать МУП «Вулкан» провести корректировку платы за отопление по итогам отопительного сезона и вернуть потребителям излишне собранные деньги, в форме зачёта в оплате за поставляемое сейчас тепло. Это не сделано. Программу по благоустройству, касающуюся освещения городских улиц, принимали ещё депутаты первого созыва Думы. Но насколько эффективно работают уже установленные уличные светильники и сколько их нужно ещё? — по мнению депутатов, этот вопрос администрация тоже «спустила на тормозах».

– Каков главный вывод внеочередного закрытого заседания городской Думы?

– Он очевиден: чтобы работать с максимальной отдачей, администрации надо тесно взаимодействовать с депутатским корпусом, принимать продуманные, взвешенные, а не огульные решения. На это депутаты, собственно, и хотели бы обратить внимание как администрации, так и всех жителей городского поселения.

Александр ДЕНИСОВ.


• на крыльце у нас сидели

Наша школа остаётся современной

Сегодня в стенах второй средней царит необычное оживление: школа принимает поздравления с юбилеем. Спешат сюда гости с открытыми сердцами, добрыми словами. А мы пришли с вопросами к директору школы Михаилу Михайловичу Ванчугову.

– Вы ощущаете возраст своего учебного заведения?

– Несмотря на вековой юбилей, школа остаётся очень современной. В первую очередь потому, что администрация работает на перспективу, а коллектив поддерживает все идеи. В чём-то мы на шажок идём впереди планеты всей. Например, только начались разговоры об интеграции школы с высшим образованием, а мы уже успешно сотрудничали с Марийским университетом, одни из первых экспериментальных площадок, введение профильного обучения тоже были у нас. Впрочем, это традиция: ведь первая электростанция в городе была именно в школе. Нам нельзя сдавать позиций. Школа не должна стоять на месте, должна меняться в соответствии с требованиями времени. Если не следовать этому правилу, не будет никаких успехов.

– По многим показателям школа – в числе лидеров: это и победы в грантовых конкурсах, и экспериментальная и инновационная деятельность, как вы этого добиваетесь?

– Только хороший, образованный, интеллектуальный коллектив и в хорошем смысле слова патриотизм срабатывают. Даже у ребят вырабатывается стремление быть лучше, стремление к победе. А в учителях мне очень нравится то, что они достойно честь свою учительскую несут, что готовят своих учеников, которые потом занимают призовые места. И это, конечно, совпадает с интересами школы. Школа та славна, в которой хорошие ученики и учителя. Но учителя прежде всего, не было бы их – не было бы таких замечательных учеников. Среди наших учителей победитель конкурса лучших учителей России Е.В. Арефьева, победители конкурсного отбора лучших учителей области Е.А. Прыгунова, И.О. Кислицына, А.А. Токарев, победители и призёры областного конкурса передового педагогического опыта Г.Л. Смоленцева, Л.Е. Ефремова.

– А каким должен быть идеальный ученик?

– (Смеётся) Хочется сразу сказать: умным, послушным, но, думаю, нашей школе не подойдет только такой вариант. Я «за» чрезвычайно любознательного, вездесущего, везде могущего, везде пробующего. Вот такой очень активный тип личности. Достижения школы складываются из результатов работы всех – учеников, учителей, родителей – и каждого. В этом – успехи ребят в учёбе, победы в предметных олимпиадах, конкурсах. Так, 72% учатся на «4» и «5». Надеюсь, что среди сегодняшних учеников будет немало таких, кого назовут гордостью школы. Сумели проявить себя Елена Ямщикова, призёр областной олимпиады по физкультуре; Марина Чеснокова, призёр областного этапа географических проектов; Александр Софронов, победитель Межрегиональной заочной физико-математической олимпиады; Максим Арефьев, победитель регионального конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь», и многие другие. Мне нравятся не обязательно отличники и хорошисты. Мне нравятся люди интересные. А среди троечников тоже такие есть. И даже среди хулиганов. Главное – должны стать хорошими людьми, найти своё место в жизни.

– Что Вас огорчает, а что радует в школе?

– Огорчают какие-то неудачи, нежелание ребят учиться. Ведь человек это осознает когда-нибудь, что у него была возможность, были все условия, все бесплатно, но будет поздно. Родители, отправляя ребёнка в школу, смотрят на всё – бытовые условия, качество знаний, внеклассную работу. Считаю, что по всем направлениям наше учебное заведение соответствует требованиям и детей, и взрослых. У нас самая тёплая школа. В столовой почти все ребята получают горячее питание, не просто чай с булочкой. Техническое оснащение кабинетов – на достаточно высоком уровне.

– Как этого удалось добиться?

– Во многом благодаря реализации нацпроекта «Образование». Участие и победы в грантовых конкурсах позволили совершенствовать материальную базу: мы получили оборудование для спортзала, кабинетов физики, химии, биологии, географии, литературы, информатики. Работает единственный в районе лингафонный кабинет. Обновили практически всю мебель. В школе нет кабинета, в который бы не были вложены средства, не произошло бы изменений. Пополнился библиотечный фонд. В этом году у нас появился школьный автобус (передали из детского дома). Теперь привозим и увозим детей из Тарасово, Иваново, Горушек. Все это направлено на то, чтобы ученикам было комфортно получать качественные знания. Один из показателей успешной работы школы — трудоустройство выпускников. За последние 10 лет около 80 человек вернулись на работу в Яранск. 14 педагогов школы – её выпускники.

– Это результат патриотической работы?

– Многие считают, что современная школа перестала заниматься воспитанием. Это не так. Да, не стало митингов, политинформаций. Но ведь воспитательная среда складывается из многих составляющих. Например, школа носит имя Александра Жаркова. Это наш выпускник, в 1978 совершивший подвиг. Современные дети с уважением к нему относятся, он им близок, ведь он тоже учился здесь, так же бегал по коридорам в перемены, старательно занимался. Его мама, Галина Ивановна, была частой гостьей у ребят. В школе оформлен уголок, есть и Сашина парта. Всё это заставляет сегодняшних школяров задуматься, ощутить, что в жизни всегда есть место подвигу, доброму и смелому поступку. Воспитание любви к родной школе, умения гордиться её успехами – это тоже патриотизм. Когда проводили среди ребят конкурс творческих работ к юбилею, конкурсанты признавались «Школу любим, она лучшая». Приятно читать такие откровения.

– Михаил Михайлович, представьте, что на машине времени возможно переместиться в любую эпоху. Куда отправитесь?

– В будущее, чтобы посмотреть, как изменится школа, какой она станет. Любая мелочь интересна. Например, сохранится или нет классно-урочная система, какие будут оценки, форма, предметы для изучения. А главное, какими семенами прорастёт все то, что мы делаем сегодня. Пожалуй, по большому счёту школа – это связующая нить поколений, символ малой родины. Все, кто живут в других городах, приезжая в Яранск, обязательно заходят в школу. Здесь можно и об однокашниках расспросить, встретиться с учителями. Постоянную связь с нами поддерживают ветераны: З.И. Карасёва, В.А. Чеснокова, А.В. Рыбакова, М.М. Жирова.

– Какие будут пожелания?

– Хотелось бы, чтобы школа процветала, чтобы поддерживалось желание всегда быть первой. Это честолюбие и тщеславие в хорошем смысле должно присутствовать в каждом человеке. Тогда школа всегда будет такой, какая она есть сейчас. Это не только образовательный центр, это центр активной общественной жизни. Здесь ученики готовятся уже к взрослой жизни. Потому что те навыки, которые им прививают, они везде пригодятся. Пусть побольше в этих стенах будет людей творческих и интересных.

Светлана ХВОСТАНЦЕВА.


• средней школе № 2 – 100 лет!

«А юность ушедшая все же бессмертна...»

Выпускной класс средней школы № 2, 1958 год.
Фото из личного архива

Как молоды мы были, как искренне дружили! Мы – это 16 девчонок и 10 мальчишек 10 класса «А» средней школы № 2, которые учились там очень давно. Трудно представить нас, теперешних тётенек и дяденек, школьниками, но мы ими были и отчетливо помним это чудесное время.

Каждое утро мы неслись в школу. Класс был очень дружный и на редкость способный. Вот, например, Зиночка Тараканова – отличница учебы, ее фотография не сходила с Доски почета все десять лет. Она окончила школу с серебряной медалью. Десять лет мы сидели за одной партой перед столом учителя, чтобы видеть и слышать только его. Этой привычке я следовала и в институте: всегда садилась на лекциях перед кафедрой преподавателя. Зина закончила мединститут, она – врач-педиатр, я стала учителем начальных классов.

Наша неразлучная троица: Нина, Валя и Соня! Везде вместе, всегда втроем после уроков. Железная дружба! Она сохранилась и по сей день, несмотря на то, что одна живет в Эстонии, другая – в Украине, а третья – в Сибири.

Вот Гоша Киселев, по прозвищу «жираф», остроглазый, узкоплечий, с длинной шеей, рассудительный, всегда аккуратно одетый. В 10 классе стал проявлять симпатии к девочкам, но мы тогда к этому серьезно не относились, хотя после школы у него завязался серьезный роман с одноклассницей Ниной Отмаховой, и они создали счастливую семейную пару. На последней парте сидел Юрка Большаков – «пират». Очень способный, но учился с ленцой, которую после школы сумел обуздать и успешно окончил Марийский политехнический институт. Эмилия Русинова – «графиня», этот титул дали ей за тонкую талию и длинные, до пояса, косы. Так мы величаем ее и сейчас. Чубаров Слава – наш «булганин», очень милый юноша, отвечал медленно, как будто стыдясь того, что говорил. Коля Шастин – самый красивый в классе, высокого роста, темноволосый, с бледно-смуглым лицом. В память врезался его серый костюм классического покроя, в нем он красиво кружил нас, девочек, под звуки вальса на школьных вечерах.

Из учителей с особым уважением вспоминаю Екатерину Ионовну Долгополову, она преподавала литературу. До сих пор перед глазами ее образ: большие, серые, очень красивые глаза и голос, грудной, мягкий, который было приятно слушать. Она умела так подать произведение, что мы сидели как завороженные. Вместе с героями рождались, жили, умирали и совершали подвиги. Мне мечталось после школы перечитать всего Чехова, Достоевского, Лермонтова, Пушкина, но почему-то никак не хватало времени.

Английский язык вела Лидия Васильевна Небогатикова: аккуратная, умная и красивая. Скажу честно, с английским у меня не все ладилось из-за произношения. А вот Нелли Токарева и Альбина Бармина отлично усвоили программу и закончили Кировский пединститут, факультет иностранных языков. С восторгом вспоминаю уроки ИЗО, их вел Юрий Андреевич Желваков. Художниками из нас не стал никто, но его уроки, думаю, помнит каждый. Однажды мы рисовали на тему «Весна». Нужно было изобразить скворечник, а рядом – скворца. Класс затих, все склонились над рисунками. Юрий Андреевич молча ходил по классу, бросая взгляды на наши художества. Вдруг он зычно захохотал. Таким мы его никогда не видели, он был очень скромным. Вот он взял альбом у Вовки Жукова, показал его классу: мы увидели нарисованный на дереве скворечник с очень маленькой лазейкой, а рядом – огромного скворца, и комментарии Юрия Андреевича: «Пищит, да лезет!» Все хохотали. Юрий Андреевич впоследствии стал членом Союза художников СССР. Его картины экспонировались в Москве, Германии, на Кипре, в Голландии, Гонконге.

А как не вспомнить уроки биологии Веры Ивановны Миловзоровой, заслуженной учительницы школы СССР. Мы с удовольствием работали в школьной теплице, выращивая рассаду огурцов, помидоров, цветов, трудились на учебно-опытном участке. В сентябре всегда устраивались выставки «Дары осени». Все восхищались дарами природы, разглядывая экспонаты, трогали руками, не веря, что такое возможно вырастить.

Всегда рады встречам с Зоей Ивановной Карасевой. Ее уроки математики тоже помним: уже исписана формулами классная доска, не одна страница в тетрадях, а она нагружает нас новыми заданиями.

Как давно это было! Учителям пришлось с нами повозиться. К сожалению, молодость не понимает того, что понимает зрелость. Случалось, что всем классом мы устраивали прогулки зимой в лес на лыжах, летом – на велосипедах.

Так двигалась наша жизнь. Она была не только нашей, она вобрала жизнь целого поколения. Лето 1958 года стало особым. Выпускной вечер – пора в зрелость. Мы выглядели уже не по-школьному: девчата в красивых платьях, парни в отутюженных рубашках, при галстуках, скованные своей внезапной зрелостью. Директор школы Евгений Алексеевич Небогатиков произнес торжественную речь: «Перед вами тысячи дорог, а нужно выбрать одну, которая приведет вас к заветной мечте. Не ошибитесь в своем выборе». И мы не ошиблись, из нас получились хорошие специалисты.

Школа отмечает 100-летний юбилей, и нынешние выпускники будут считаться «выпуском века». Как же мы им завидуем! Ну а мы, выпускники 1958 года, в юбилейный день обязательно соберемся в стенах школы, чтобы поздравить педколлектив и учащихся с праздником. С юбилеем тебя, родная школа!

А. ЦАРЕГОРОДЦЕВА (Русинова).


• 18 октября — День работников дорожного хозяйства

Праздник состоится, но только после сдачи Санчурской дороги

С начальником Яранского дорожного управления № 45 А.А. Швецовым мы встретились в преддверии профессионального праздника – Дня работников дорожного хозяйства.

– Александр Ананьевич, что изменилось на вашем предприятии с последней нашей встречи?

– За это время к четырём обслуживаемым нами районам присоединился еще один, Пижанский. Сейчас мы обслуживаем 950 км дорог. Это каждый девятый километр в области: у нас самая большая сеть обслуживания дорог. Еще мы по лизингу приобрели несколько новых машин. Профессионально окреп коллектив предприятия: вернулись специалисты, которые трудились на севере. Нам удалось значительно улучшить качество сети опорных дорог: на Советск, Кикнур, Санчурск. В определенной мере навели порядок с сетью дорог общего пользования по всем районам нашего куста. Но утратили федеральную дорогу: она ушла под крыло московско-казанской фирмы «Аэродромдорстрой». Это 80 км, финансирование которых было совершенно иное. Четыре раза проводились аукционы, и мы, вятские дорожники, не смогли их выиграть.

Сейчас пошла другая волна: разделение дорог на опорную сеть (основные дороги) – около 200 км и все остальные – муниципальные. Финансирование последних и без того низкое, а в связи с кризисом с 2010 года еще уменьшится. У нас останется основная опорная сеть. С этой целью Правительство Кировской области 19 августа 2009 года приняло решение создать из 26 дорожных организаций одну – КОГП «Вятские автомобильные дороги». Сегодня мы не являемся юридическим лицом, а лишь филиалом «Яранское ДУ-45» от Вятавтодора. С 2010 года планируется акционирование Вятавтодора. Соответственно, район теряет налогооблагаемую базу: налог на прибыль, НДС. Из 9600 км дорог в области правительство взяло 2000 км, а остальные раздало муниципалитетам. 4 ноября состоятся объявления по аукционам на эту часть дорог. На опорную сеть выделят деньги. Если мы её еще отстоим, так как она будет формироваться одним лотом, то не факт, что торги по муниципальным дорогам выиграем, так как к нам уже подбираются марийцы, пермяки. Сейчас распоряжением правительства асфальтный завод в Туже разобрали и увезли в Малмыж, а туда поставили завод казанцы. Ясно, что они будут «воевать» за 200 км дорог. Но без дорог государству не прожить, поэтому все равно финансовые вливания в ремонт и строительство их будут. И это нас обнадеживает перспективой рабочих мест.

– Год назад правительство обещало выделить колоссальные средства на дорожное строительство.

– Мы тогда освоили 80 млн. рублей, а нам обещали в 2010 году 200 млн. рублей, 300 млн. рублей в 2011 году, поэтому дали возможность купить в лизинг технику. Мы думали, как сложно будет перестраиваться на такие объемы работы и как трудно догонять Европу. К сожалению, кризис коснулся и нас. То, что было запланировано на 2010 год, с учетом кризиса еще подожмут.

– Как прошёл строительный сезон 2009 года?

– Мы поработали на славу. Поздравляю дорожников всех районов с заслуженным праздником. Объемы работ выполнены большие. Если в прошлом году объем работ был 112 млн. рублей, то к концу 2009 года ожидаем под 200 млн. рублей. Высокой получилась не только выработка на одного рабочего, но и качество работ. Дорогу будем сдавать с 26 по30 октября в присутствии делегации правительства области во главе с губернатором, а это ко многому нас обязывает, поэтому торжества по поводу профессионального праздника переносятся. Мы соединились с хорошим твердым покрытием дороги Республики Марий Эл Санчурск-Йошкар-Ола. Этот участок был непроезжим: машины и автобусы объезжали его по полям или через Яранск.

– Какой объем работ выполнили в этот период?

– Основной объект – Санчурская дорога. Мы сделали капитальный ремонт 9 км трассы Санчурск-Йошкар-Ола, на которой освоили 56 млн. рублей. В Яранском района положили защитный слой на 3 км на Советск, возле поворота на Пушкино, 1 км до кладбища, дополнительно нам сейчас дали 1,5 млн. рублей на ямочный ремонт до Пиштани и 200 м защитного слоя в Пиштани. С ямочным ремонтом дошли до Мари-Ушемского поворота. В сторону Лома – из-за отсутствия средств пока до Кугалок. Свои виды работ, что нам указывал Киров, мы выполнили в полном объеме в соответствии с финансированием. У нас оставлены средства на грейдирование дорог в зимнее время. Хотелось сделать хотя бы в щебеночном исполнении 2 км, оставшиеся до села Салобеляк, но решение этого вопроса зависит от области. Готовимся к обслуживанию дорог в зимний период: завезли песок и соль.

– Знаю, что многие дорожники трудились на севере и под угрозой было выполнение объемов работ. Как удалось вновь собрать коллектив?

– Вернулось 80 процентов специалистов. В трудные для предприятия времена я с легким сердцем отпускал людей: поезжайте и зарабатывайте. Но в этом году были объемы работ и, соответственно, хорошая зарплата.

– На кого опираетесь в своей работе?

– У нас сильные экономисты – мозговой центр предприятия, бухгалтеры, которым надо свести расчеты по пяти районам, коллектив асфальтобетонного завода, который в этом году выпустил рекордное количество продукции – 30 тыс. тонн. Основным звеном по претворению в жизнь государственных контрактов являются мастера. Умело руководит бригадой по укладке асфальтобетонной смеси прораб И.Д. Матвеев. От организации им труда зависят сроки выполнения работ и качество покрытия, а это лицо предприятия. Ответственный человек — мастер Н.П. Швецов, за которым закреплена опорная сеть дорог Яранск-Советск. Его беспокойство и настойчивость в вопросах безопасности дорожного движения позволили в этом году отремонтировать закрепленный за ним участок. Успешно трудятся мастер по всем искусственным сооружениям С.А. Федосеев, мастер и геодезист А.А. Тебеньков, отвечающий за Кикнурское направление, мастер Е.М. Жаворонков. Вот штаб, который каждое утро в 6 часов присутствует на планерке.

– Какова продолжительность рабочего дня у дорожников?

– В сезон более 12 часов.

– Как складывался строительный сезон?

– С приходом в область новой команды, с разделением зимнего и летнего содержания, что не бывало никогда, жизнь предприятия осложнилась. Выиграли зимнее содержание, а по летним торгам участвовали в аукционе с дорожной фирмой из Марий Эл. Нас признали победителем, но пришлось 17 раз судиться с ней в арбитражном суде, и мы дошли до третьей инстанции. Успели произвести работы, и в конечном итоге потерялся смысл судебной тяжбы фирмы с нами. Мы выиграли аукцион по замене ограждений с объемом работ в 6 млн. рублей. Сейчас эти работы выполняются бригадой дорожников из Тужи на объездной дороге, у Швецово, Николы, в Титово. Но тоже пришлось скидывать на торгах 1,5 млн. рублей. На все идешь, чтобы у коллектива была работа. Мы выиграли все торги по муниципальным дорогам: по Яранску и Кикнуру, Санчурску, Туже и Пижанке. Кроме того, взяли благоустройство территории школы в селе Русские Краи и до сих пор там выполняем работы на 3 млн. рублей. Объемов взяли очень много и до сих пор работаем на объектах.

– А что было с объектом возле Горушек?

– Мы торговались с фирмой «Стройинвест» и скинули 9 млн. рублей, а эта фирма еще больше сбросила. Я думал: у меня рядом завод, и то остается только наработаться и зарплату получить. Объект для них убыточный, так как они возят асфальт за 90 км и сделали лишь половину, а уже октябрь на дворе. Вот что значит торги. Я бы это уже выполнил в июне. А дальше Опытного Поля выиграли торги москвичи, которые возили асфальт из Кирова. У нас же все рядом. Но тем не менее существует конкуренция. С одной стороны, она должна быть, но не с такими же перекосами. Еще был объект от поворота на Лум до Прудков по поверхностной обработке. Мы не полезли в торги, так как знали: заходит мощная казанская фирма. Но у них не получилось, и полотно дороги находится в небезопасном для проезда состоянии. А ведь мы могли бы прекрасно положить здесь один слой.

– Какая видится перспектива?

– Надеюсь, что вложения в опорную сеть дорог будут больше. Есть основания полагать, что будут торги на 40 млн. руб. по ремонту дороги на Нижний Новгород от поста ГИБДД, где имеется большая колейность на протяжении 9 км. Мы обязательно выступим в аукционе. Качественно продиагностировали кировские специалисты дорогу Яранск-Санчурск, которую построили в 1992 году. Дороге более 20 лет, но так как зимой мы не обрабатываем ее песчано-соляной смесью, она у нас еще стоит. Спасает ее меньшая интенсивность движения, чем на других трассах, но она начинает рушиться и требует ремонта. Думаю, область не даст в обиду Санчурский район и выделит деньги на ремонт. У нас есть перспектива поработать здесь.

– Из какого источника будут финансироваться работы на муниципальных дорогах?

– Из дорожного фонда. Пока выделяются 63 тыс. рублей на год на 1 км обслуживания дорог. Конечно, если будет работать промышленность в городе и наполнится бюджет, то район найдёт средства на асфальтирование улиц города и дорог района. Судя по состоянию экономики района, от него мало что будет зависеть. Если правительство области передало все дороги муниципалам, то это еще не значит, что в районе найдутся средства для их обслуживания. Например, в Санчурском районе вместо 200 км дорог стало 400. Это сделано лишь для успокоения души, что не забыты дороги. Если выделят 5 млн. руб., то эти средства и будешь использовать. Обнадеживает то, что приоритет ремонта муниципальных дорог и его вид будет определять район, а это уже гибкий подход в использовании средств.

Павел ПОПОВ.

• человек и его дело

Сергей Дмитриевич Царегородцев отработал в системе дорожного хозяйства более 15 лет, и ему присвоено звание «Ветеран труда». Он специалист широкого профиля и трудится на разнообразной дорожной технике: на МТЗ-80 с косилкой обкашивает обочины, а с фрезой выпиливает ямки для проведения ямочного ремонта покрытия. Мы его застали за прикатыванием обочин на Санчурской трассе на мощной технике МОАЗ. А зимой он на тракторе Т-150 К с бульдозером расчищает дороги от снега.

Hosted by uCoz