Главная страница №53 (13179), суббота, 2 мая 2009 года

• на крыльце у нас сидели

Без воды и охраны садовод обретает душевные раны

Юрий Андреевич Ашуев работает 40 лет мастером котельного цеха на Яранском механическом заводе, а в последнее время еще и председателем Соколовского садоводческого общества. Садоводы 400 дач не знали проблем с водоснабжением, что является основой для получения стабильного урожая. Сегодня мы пригласили его на наше крыльцо для обсуждения проблем садоводов.

Ю.А. АШУЕВ.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

За что отвечает председатель общества?

— За водоснабжение, общий порядок. Сейчас надо начинать монтаж насосной станции, ремонтировать водопровод, а взносы вовремя не все садоводы платят. Ещё за прошлый год не внесли плату за пользование водой 60 человек. А ведь надо ещё платить налог за землю, за электроэнергию.

Какие платежи вносят садоводы и оправдывают ли они содержание общества?

— Мы собирали один раз в год по 200 рублей с владельца участка. Этих денег хватало на оплату электроэнергии, налогов на землю, на содержание водопровода. Надо бы срочно грейдировать дороги, но для этого необходимы средства.

Как налажено водоснабжение участков?

— До сих пор проблем с этим не было: у меня есть трактор Т-16. Мы со сварщиком Алексеем Кузнецовым ежегодно грузим, привозим и монтируем на насосной станции электродвигатели и насосы, ремонтируем водопровод. Осенью снимаем провода с линий электропередачи, весной доставляем в общество, нанимаем бригаду электриков и монтируем электропровода протяженностью под 400 метров. На дачах ничего нельзя оставлять, так как воруют все. В прошлом году у нас утащили электродвигатель прямо во время летнего сезона.

Удалось найти похитителя?

— Обращались в милицию, но результат нулевой. А раскореженный двигатель мы обнаружили на другом берегу речки. Отдали на перемотку, сейчас его надо выкупать, а денег нет. Если их не соберем, то начинать монтаж линии электропередачи без электродвигателя нет смысла.

Почему так плохо платят взносы для решения своих же проблем?

— Большинство дачников ссылаются на нехватку денег. В нашем обществе, например, состоят в основном работники мехзавода. А предприятие нормально работает 3-4 месяца в году, и надо ежемесячно платить за все коммунальные услуги, как-то выживать. Многие стараются сейчас высаживать овощи возле домов, так как осенью с дач все воруют. Поэтому растет количество заброшенных дач. Да и определенной части населения не под силу обрабатывать их, и главное — нет желания работать на воров.

У вас организована охрана участков?

— На собрании садоводов ежегодно поднимаем эту проблему, составляем списки очередности дежурства в ночное время, но люди игнорируют. Раньше охрана участков своими силами осуществлялась четко, а сейчас многие яраничи уехали в поисках работы за пределы области. А при отсутствии защиты урожая от воров становится бессмысленным труд на земле.

Как обстоят дела с сохранностью домиков, имущества?

— Дачные домики не только обворовывают, но ломают стекла, рамы, двери, снимают обшивку. Недавно у одной женщины просто сожгли дом. Одним словом, царит беспредел, который больно бьет по рукам. Если 20 лет назад у людей было стремление всячески украсить свой дачный уголок, то сейчас они не чувствуют себя хозяевами. В любой момент могут прийти незваные гости и порушить красоту.

Обращались в милицию?

— Конечно. Приходит участковый, все расспросит, что сломали или украли. На том все и заканчивается.

Есть случаи отказа от участков?

— Да. Люди пишут заявления в правление общества, которые мы направляем в администрацию. Но основная часть садоводов все же держится за дачные участки, так как работа на них дает возможность обеспечить семью овощами на зиму.

Много ли в обществе молодых садоводов?

— Молодежь есть, но охотников покупать дачи среди них очень мало.

Садоводы изменились за последние десятилетия?

— Кто дачи держит, тот все вовремя и качественно делает, их участок — любо посмотреть и очень отличается от участка нерадивого садовода. Когда горе-дачник приходит осенью на участок, там и копать нечего: всю ботву съели жуки.

Есть ли будущее у садоводческого общества?

— Если не будут платить взносы, без которых сегодня ничего нельзя сделать, то общество распадется. Сегодня у нас уже больше двадцати заброшенных дач. Может, в связи с кризисом что-то изменится, на что надежды мало.

Павел ПОПОВ.


• новость одним абзацем

Аграрный техникум стал победителем конкурса «Энергоэффект-2009», впервые учрежденного в нашей области КЭС-Холдингом. КЭС — это комплексные энергетические системы, российская энергетическая компания. Она учредила призы для поддержки и поощрения наиболее энергоэффективных и надежных потребителей энергии области. Техникум получил награду в номинации «Государственные и муниципальные предприятия социальной сферы». Главные условия победы в конкурсе — внедрение потребителем энергосберегающих технологий, а также использование современных систем учета и контроля энергопотребления. Важным критерием являлось четкое и полное выполнение договорных условий: точное соблюдение величин потребления электроэнергии, отсутствие задолженности, своевременность и полнота оплаты.

Библиотека центральная провела очередное занятие в своей «Литературной гостиной». Поводом для встречи книголюбов стала тема «Женщина на русском троне». Речь шла о дочери Петра I Елизавете. Работу по этой теме представила учитель первой средней школы Ия Петровна Хлопина.

Завершается работа выставки яранского художника Ю.И. Митюшова в районном краеведческом музее. В связи с этим автор произведений предпринял беспрецедентное решение объявить о распродаже всех картин из своей частной коллекции. Желающие приобрести представленные на выставке полотна могут обратиться в музей в течение следующей недели и даже сделать заказ художнику на тему произведения, более их интересующую. Так что вопрос: «Где это можно купить?», который не раз задавали посетители, оказался вот так удачно разрешён.


• пожарной охране России — 360 лет

Спасатели

В журнале «Пожарное дело» восемьдесят лет тому назад было опубликовано письмо-завещание заместителя начальника пожарной охраны СССР Эдуарда Эдуардовича Лунда: «…если ты не любишь бесконечно, до самоотвержения, пожарного дела, перестань в нём работать… Помни, что цель пожарного — помочь тем, кто сделался жертвой пожара. Не рискуй своей жизнью без крайней необходимости, но беспрекословно жертвуй собой и увлекай за собой товарищей, когда надо спасать чужую жизнь».

Дежурный караул.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

Именно таким заветам следуют нынешние пожарные Яранской пожарной части № 60. Случайные люди у нас долго не задерживаются. Примером тому может служить один горе-боец, который, проработав несколько смен, в беседе с товарищами признался: «Работа нормальная, но как пожар — так хоть увольняйся». Через месяц он сбежал, не выдержав трудностей.

Вернёмся к письму Э.Э. Лунда: « На учении следует учить только тому, что необходимо делать на пожаре, и только так, как это делается действительно на пожаре, не вводя никаких фокусов и не налегая на показную сторону дела, ничего не упуская, ничего не увеличивая… Пожарная работа на три четверти физическая и, как всякая физическая работа, может быть доведена до желаемого совершенства лишь частыми и умелыми упражнениями…».

Со времени написания этих строк утекло много воды, техника ушла далеко вперёд. Моральные качества пожарных остались прежними. А доморощенные шутники говорят: «Пожарный спит, а служба идёт». Постараюсь опровергнуть это мнение.

Практически вся дежурная смена пожарного караула у нас расписана по часам: сначала — теоретическая подготовка, потом — отработка нормативов на практике. И даже если в расписании смены появляется свободная минута, большинство пожарных проводят её в тренажерном зале, работают над поддержанием в мышцах силы и выносливости. Многие даже в свободное от дежурств время приходят в зал и занимаются на тренажерах. Спорт стал неотъемлемой частью повседневной жизни пожарных. В зимнее время — это лыжи и спортивные игры в зале, летом — бег и пожарно-строевая подготовка на свежем воздухе.

Кто они, любящие бесконечно, по словам Лунда, до самоотвержения, своё дело? Уже около 15 лет в пожарной охране Яранска служат помощники начальника караула В.Г. Сергеев, А.М. Коврижных, Д.В. Моторин, Д.С. Кузнецов. Они последовательно развивают в среде пожарных дух товарищества и взаимовыручки, как в опасности, так и в повседневной работе. Благодаря мастерству и знаниям наших водителей пожарная техника всегда исправна и находится в состоянии полной боевой готовности, хотя даётся это порой ох, как нелегко, ведь самой «молодой» пожарной машине уже более 15 лет, а в селе Салобеляк служит автомобиль ещё 1968 года выпуска. Около 20 лет трудятся в бухгалтерии ПЧ № 60 Т.Н. Овчинникова, В.А. Протасова. Их ценят и уважают, а за консультациями обращаются бухгалтеры многих районов области. В отделе ГПН более 20 лет служит инспектор, капитан внутренней службы Т.И. Полухина. Нет в районе ни одного руководителя, который не знал бы эту обаятельную и профессионально грамотную женщину. В канун нынешнего праздника медалью «За безупречную службу» награждён заместитель начальника отдела ГПН, подполковник внутренней службы С.А. Полушин.

Спасибо нашим ветеранам: П.В. Куклину, А.П. Колесникову, А.А. Кожинову, А.П. Полухину, В.И. Пахотных и многим другим — за их былой самоотверженный труд, традиции которого сохраняются и продолжаются новыми поколениями яранских пожарных.

А. ЧИСТЯКОВ, начальник пожарной части.


• конкурс

На сцене — яранские звёздочки

Дети везде пользуются вниманием взрослых. На районной сцене, в нарядных костюмчиках и с микрофонами в руках они вызывают ещё больший интерес и умиление. Недаром Центральный Дом культуры уже традиционно из года в год проводит фестивали детской песни. Нынче он назывался «Яранские звёздочки» и собрал талантливых исполнителей эстрадной песни дошкольного возраста из всех детских садов нашего города.

Фея Музыка (О.В. Сороченкова) открыла этот концерт и ознакомила зрителей не только с каждым из участников программы, но и их музыкальными руководителями: Л.К. Фукс, Н.А. Банновой, М.Р. Зарницыной, В.Н. Зыковой, О.А. Пуршевой, Е.А. Бушуевой, Н.А. Щегловой, которые старательно готовили выступления своих воспитанников на большой районной сцене. Разумеется, хватало и восторга, и волнения. Но даже если что-то не получалось так, как было задумано, маленьким эстрадным звёздам зрители прощали всё и каждого участника встречали и провожали громкими аплодисментами.

Данил ЧЕРЕПАНОВ.

Ансамбль "Колокольчик"

Юлия БАЛАХНИЧЁВА.


— Праздник удался, — подытожила конкурс председатель жюри, директор Центрального Дома культуры Г.Н. Микерина, — Спасибо за активное участие в нём всем дошкольным учреждениям. Спасибо всем ребятам, воспитателям. Мы вручили дипломы конкурса всем без исключения детским садам и, конечно, постарались, чтобы ни один маленький артист нашего концерта не остался без заслуженной награды. А иначе и быть не могло, потому что все участники доставили зрителям радость, показали себя настоящими яранскими звёздочками.

Победителями в номинациях стали Дима Соколов, дуэт Егора Ложкина и Юлии Балахничёвой, трио детского сада «Сказка» и ансамбль «Озорные девчонки» из детского сада «Сказка».

Александр ДЕНИСОВ.


ОТЧИЙ КРАЙ

• краеведение

Бодун — праздник знаменитый

Про поминальный день Сердежского церковного прихода Яранского района теперь знают и в Москве. На страницах «Отечества» мы уже сообщали о победе исследовательской работы «Бодун — поминальный день…» ученицы первой средней школы Юлии Печининой, выполненной под руководством воспитателя детского дома Е.В. Дождиковой и учителя средней школы № 1 Л.Л. Смирновой, на двух Всероссийских конкурсах в апреле этого года. Изыскание получило грамоты «За научное открытие», «Лучшее полевое исследование», «Лучшая работа по истории храма и прихода» и приз зрительских симпатий! Поздравляем авторов с высокими наградами и предоставляем сегодня слово непосредственно исследователям.

Юлия ПЕЧИНИНА.

Е.В. ДОЖДИКОВА и Л.Л. СМИРНОВА с наградами конкурсов.

Впервые о Бодуне как о поминальном дне мы услышали во время похода осенью 2005 года, получив информацию о том, что в селе Сердеж, в 25 км восточнее Яранска, летом на кладбище проходит праздник, хранящий традицию после поминовения усопших петь песни, плясать, играть на гармошках…

Во время экспедиции в июле 2007 года мы узнали, что Бодун «исстари» отмечается жителями бывшего Сердежского церковного прихода в последнее воскресенье перед Петровым днём, который бывает 12 июля. Для сердежан Бодун – особо почитаемый поминальный праздник. К нему готовятся, как к Пасхе.

Народ собирался на кладбище с утра. На могилах расстилали скатерти, раскладывали еду и поминали усопших. Рассказывали покойным, как живут. Женщины громко плакали, их причитания слышны были всюду. Перед уходом с кладбища «прощались» с покойными, оставляли на могилах еду. Шли с гостями по домам. А вечером вся округа собиралась в деревне Гусево на весёлое гулянье. Местная поговорка о празднике говорит так: «В Бодун-от день с утра плачут, а вечером скачут».

Все перечисленные элементы праздника говорят о языческом происхождении Бодуна. Хотя сердежане считают его православным, наверное, потому, что со временем в нём появились элементы христианской религии: служба в церкви, приезд батюшек из Никулят, панихиды на могилах. Из литературы и из бесед со священниками мы выяснили, что в православии этого праздника нет.

От язычества в современном празднике остались трапезы на могилах, кормление покойных, беседы с ними.

Во время экспедиции в Сердеж у нас появилась ещё одна гипотеза по происхождению праздника: Бодун появился в память об исчезнувшем поселении. По словам старожилов, на месте кладбища было когда-то селение, со временем его жители перебрались в ближайшие населённые пункты. И сейчас пожилые люди из Сердежа и Гусева говорят: «Пора на старое село», в смысле — «пора умирать».

Нам сообщили несколько версий названия праздника: одни связывают его с плачем, лежанием на могилах, поклонами до земли (от «бодания», т.е. касания земли лбами); другие — с большим количеством пьяных в былые времена, лежачее положение которых напоминало «бодание» с землёй или же с драками, которые тоже случались в ходе праздника («бодали» друг друга). Прозвучала и единичная версия — как производное от имени человека Бода, по аналогии: Пётр – Петров, Бода – Бодун.

А ещё мы узнали, что Бодун отмечают в Пижанке. Это навело на мысль о возможном существовании праздника и в других местах. Но поиски больше ни к чему не привели. После посещения пижанского праздника в июле 2008 года у нас появилось предположение о переселении в былые времена жителей Сердежской округи в Пижанскую. Доказательством этому могут служить общие черты в проведении праздников и даже некоторые отличия. Подтверждением служат и фамилии пижанцев Головины и Гусевы, бытовавшие в деревнях Ключи и Гусево Сердежского церковного прихода.

На протяжении всего исследования нам не давал покоя вопрос: почему слово «Бодун» в значении пьянки сейчас так широко известно по всей стране, но ни в этом значении, ни в значении праздника его нет в словарях Даля и Ожегова, нет в дореволюционном словаре Вятских говоров. А вот в современном словаре содержится информация, что в 1964 году о Бодуне знали как о поминальном празднике и весёлом гулянье. Мы долго думали и решили предложить такую версию: в 20 веке проходили дальние и активные миграции жителей всей страны, в том числе и жителей из наших мест, знающих о Бодуне. Возможно, на новых местах проживания сердежане и пижанцы рассказывали об этом удивительном празднике, интересное слово запоминалось и расходилось дальше.

На втором этапе исследования появились новые интересные версии по названию Бодуна. Возможно, в стародавние времена на Бодуне проходили какие-то ритуалы, связанные с рогатым скотом, только память об этом уже исчезла? Слово «Бодун» созвучно словам «Быдтон» (удм.), «бете» (мар.), «patte» (фин.), в переводе означающее конец чего-либо. Например, окончание весеннего сева и т.д. Интересной нам кажется версия о трансформации удмуртского праздника Гырон – Быдтона и праздника в честь марийского бога воды Вудона в Бодун. Кстати, на Быдтоне приносили в жертву баранов и быков. Да и Вудон, как говорят мифы, требовал жертв себе и своим родственникам. Возможно, эти праздники имеют общее начало или существовали параллельно у русского и у финно-угорских народов.

Из научных источников мы знаем, что моления предкам в древности имели цикличность и были привязаны к земледельческому календарю. Например, окончание весеннего сева. Сроки проведения праздника могли сдвинуться по времени по ряду причин. Бодун проходит летом. В это время молились о сохранении посевов, о хорошем урожае, о дожде. Обращались не только к богам, но и к умершим предкам.

Ещё одну версию предложили учёные на конкурсе Вернадского: от славянского слова «бдеть-будить», то есть — охранять.

Бодун — удивительный и по-прежнему загадочный праздник. По содержанию и духу — праздник уважения потомков к предкам, уважения и любви к родной земле, к землякам. Пожилые сердежане с надеждой говорят: «Праздник никогда не исчезнет, народ соблюдает традиции», «Хотелось бы, чтобы молодежь помнила об этом празднике, даже если нас не будет — стариков». Мы надеемся, что наша работа послужит сохранению этой доброй традиции.

И огромную признательность мы выражаем яранским меценатам, благодаря которым удалось представить работы яранских исследователей (кроме нас, участницей одного из них была ещё и ученица средней школы № 3 Наташа Кожинова с руководителями Н.Л. Соловьёвой, Е.В. Кожиновой, А.М. Богдановой, работа которых тоже признана очень перспективной) на Всероссийских конкурсах: коллективу Яранского райпо (руководитель О.Ю. Романова), предпринимателю К.В. Корякиной, руководству районного управления образования, средних школ № 1 и № 3, Дома детского творчества. Благодарим всех жителей района, которые помогали нам в исследовании.

Людмила СМИРНОВА,

Елена ДОЖДИКОВА,

Юлия ПЕЧИНИНА.


• к юбилею города

Сказ о городе Яранске

Посреди лесов дремучих,
Среди топей и болот,
Там река текла певуче,
Вдоль которой жил народ.

Реку неспешно обживали,
Охотились, пасли свой скот
И здесь, в краю лесов далёких,
Царей не знали и господ.

Но вот, по царскому указу
(Ведь надо ж земли расширять),
Остроги велено поставить…
Места такие – благодать!

Тут яр стоял, поросший лесом,
Внизу бежала вдаль река,
Тут и срубили храм и крепость,
Чтоб оставалась на века.

От яра, значит, эту крепость
Яранском стали называть
И дикие места глухие
Народом стали заселять.

А речку, что текла под яром,
Яранью стали называть:
А как иначе? Вырос город —
Ну и река ему под стать.

С тех пор пройдут тысячелетья,
А город будет, не умрёт,
Переживёт он лихолетье
И славной жизнью заживёт.

Ю. ЗУБАРЕВ, с. Высоково.


• выставка

Русь христианская

Пасхальная тематика стала основой выставки изделий прикладного народного искусства в Уртминском сельском Доме культуры.

Художественная роспись изделий из дерева, рисунки, вышивка, вязание, панно из лоскутной мозаики, куличи и творожная пасха, декоративные пасхальные яйца, укарашенные бисерными сеточками и цепочками… В каждой отдельной со вкусом оформленной композиции посетители выставки прочувствовали приход великого праздника Пасхи. А создали это чудо для односельчан искусные мастерицы Н.П. Лютова, Е.Ю. Ашуева, Е.Н. Новосёлова, В.В. Кожинова, И. Н. Бакшаева, Г.П. Дрягина, Н.А. Шабанова.

Пасхальная выставка получила название «Русь христианская» и привлекла огромное внимание уртминцев и гостей села.

И. ЕПИФАНОВА, художественный руководитель Уртминского ДК.

Hosted by uCoz