Главная страница №21 (13147), вторник, 17 февраля 2009 года

• районные будни

Торжественным поздравлением

началась еженедельная планёрка у главы администрации района: Виталий Павлович Балдин принимал поздравления с днём рождения. «Юбилей — это событие в жизни каждого человека. Но оно не ставит точку, это многоточие», — отметила Елена Борисовна Чеснокова.

Среди дел будничных на постоянном контроле — расчёты за топливо и электроэнергию. В этом отношении областное правительство заняло довольно жёсткую позицию: дотации получат только те районы, которые выполняют обязательства по погашению долгов.

Готовится к сдаче новый лечебный корпус. «Нельзя затягивать с переездом, — обозначил задачу глава администрации района И.Н. Бибиков, — особенно в связи с ужесточением требований пожарной безопасности». В то же время мы должны сдать корпус в рабочем состоянии, чтобы сразу после торжеств лечебный корпус мог принять больных, подчеркнула Е.Б. Чеснокова.

Продолжается месячник оборонно-массовой работы, рассказал заместитель главы администрации района А.Л. Елкин, в субботу прошло большое торжественное мероприятие. К Дню защитника Отечества дома культуры готовят концерты и вечера отдыха. В учреждениях культуры и образования идёт работа по подготовке к новому творческому сезону и учебному году. На этой неделе пройдёт районный образовательный форум.

Коечный фонд центральной больницы задействован на 99,7 процента, сообщил главный врач ЦРБ В.П. Балдин, наблюдается подъём респираторных заболеваний.

Управление по делам муниципальной собственности начинает плановую инвентаризацию муниципального имущества, задача которой — проверить, насколько эффективно оно используется.

По постановлению суда на 90 дней приостановлена работа геронтологического отделения. По словам начальника управления соцзащиты населения Л.П. Белоусовой, всех 26 его пациентов разместили, никто не остался без внимания.

Светлана ХВОСТАНЦЕВА.


• время репортера

«Будем жить!»

Помним тех, кого нет с нами

На митинге


В рамках юбилейной даты – 20-летия вывода советских войск из Афганистана – состоялся митинг, на котором прозвучали слова выступлений участников боевых действий и молодого поколения. Ребята из военно-патриотического клуба «Витязь» рассказали о том, как они участвуют в раскопках погибших солдат Великой Отечественной войны и перезахоронении их останков. Минутой молчания почтили память всех воинов и далее колонной проследовали до городского кладбища, чтобы возложить венки погибшим и умершим товарищам. Каждый солдат, наверное, еще раз вспомнил и пережил те события двадцатилетней давности, которые выпали на его долю. Эта война будет в их памяти всегда. А вечером сто граммов солдатских за то, что живы, и третий тост традиционный – за тех, кого нет. «Будем жить!» – говорили бывшие афганцы.

Фото и текст Нины БОБЫКИНОЙ.


• письмо в номер

Сначала надо разобраться

Получил счёт-извещение за январь 2009 года (плата за отопление квартиры). Долг за корректировку платы отопления в квитанции обосновался незыблемо (итого к оплате, с учётом долга: 11038,82 руб.) — как кнут над рабом!

Неужели господа из ООО «ЦРП Яранска» думают, что я, как угорелый, брошусь оплачивать этот долг?!

Подавайте, господа, на этот долг в суд — и флаг вам в руки!

О тарифе гигакалории и нормативах на тепловую энергию на 2009 год уже и писать не хочу: полный беспредел!

(Кстати, некоторым — у кого норматив по теплу меньше, чем у меня, — простили плату (за отопление) за декабрь 2008 г.!)

В настоящее время во многих средствах массовой информации (в том числе и в Яранске) делается упор на то, что ситуация по расчётам за тепло населением непростая: накопились миллионные долги теплоснабжающим предприятиям. Но чтобы такое писать, для начала неплохо бы разобраться: кто, кому, сколько и за что должен?!

Не пора ли прокуратуре сказать свое слово по теме: «Правильность ценообразования коммунальных услуг в г. Яранске»?

А. УЛЬЯНОВ.


• рядом с нами

Верность рабочей профессии

Каждый из нас стремится найти своё призвание и посвятить себя любимому делу. И по-настоящему счастлив тот человек, который каждый день, идя на работу, испытывает радость, а не чувство обязанности и тяготения.

Делом всей жизни для Владимира Мухамедовича Мухамедова стало обслуживание швейного оборудования. Еще в детстве он любил ходить на предприятие, где многие годы работала его мама, и наблюдать за работой наладчиков. Иногда сам пытался устранить какую-нибудь неисправность. Когда немного подрос, слесари- наладчики фабрики дали ему книги со словами: «Когда все выучишь, то устроим экзамен». Спрашивали по всей строгости, но экзамен он сдал на «отлично».

В.М. МУХАМЕДОВ со своими сыновьями.
Фото автора

Так с 1972 года началась работа на Яранской швейной фабрике. В 1990 году Владимир ездил на учёбу в Москву, изучал новую технологию импортного оборудования. В то время многим разряды понизили, а ему после повышения квалификации вернули заслуженный шестой разряд.

О любимой работе Владимир Мухамедович может рассказывать часами. Он считает, что у каждой машины своя «душа», следовательно, и относиться к ней нужно по-человечески. Машин на фабрике много. Есть и японские, и итальянские, и чехословацкие, венгерские, голландские, но самые лучшие, по словам мастера, немецкие. Что касается отечественного оборудования, то оно немного не соответствует современным стандартам и технологиям.

«Настроишь машину – и радость какая-то на сердце остается», – делится Мухамедов. Много было учеников, желающих перенять опыт наладки швейного оборудования, но большинство не работают из-за невысокой зарплаты. Да и сам он пробовал пару лет поработать на промкомбинате, но понял, что это не его призвание, не лежала душа к другому, чужому, делу. Вернулся на родное место, да ещё и жену уговорил перейти на фабрику работать. Сегодня здесь трудится целая династия Мухамедовых: супруга Лидия Михайловна, старший сын Дмитрий, перенявший во всем опыт отца, и младший сын Николай, а также сам Владимир Мухамедович.

35 лет отдано любимому делу. Уже шестой директор за этот период сменился на фабрике, а наладчик оборудования все тот же. На вопрос: «Трудно ли работать в женском коллективе?» – отвечает: «Нет». Больше любит иметь дело с молодыми работниками, потому что они многим интересуются, все для них новое и непознанное. Для Владимира Мухамедовича же в своем ремесле ничего неизвестного нет, механизмы любой машины он знает досконально, а неисправность разного рода быстро устранит. Во время нашей беседы я заметила, с какой любовью и теплотой мой собеседник рассказывает о своей работе, с какой живостью показывает оборудование и как точно характеризует каждую машину.

Когда интерес к работе не угасает на протяжении всей жизни, да с годами ещё и опыт приходит, то понимаешь, что это приносит только удовлетворение. Не помешали Владимиру Мухамедовичу заниматься своим делом ни низкая зарплата, ни уговоры родных перейти на более высокооплачиваемую работу, ни тяжелые «перестроечные» времена. Он остался верен своему ремеслу.

Надежда МИХЕЕВА.


•юбилей

Спасибо вам, учителя!

Какой эмоциональный заряд мы получили на концерте, посвящённом 130-летию Никулятской школы! Он прошёл на одном дыхании.

Открыл торжество хор учителей и учащихся (около 50 человек) литературно-музыкальной композицией о своей школе. Художественные номера сменяли один другой без какой бы то ни было заминки: программа составлена продуманно, провели её супруги Седых.

Очень порадовали постоянные участницы школьных и клубных концертов. Соня Николаева исполнила песню о школе «Восьмое чудо света», а Лена Демьянова поделилась «Школьными страданиями».

Запомнились русский народный танец в исполнении третьеклассниц Кати Рыковой и Лены Шестаковой, хоровод девочек 5-6 классов. А каким зажигательным был цыганский танец в подарок от девятиклассниц!

КВН-овские шутки напомнили наши школьные годы. Многие узнали себя в сценке «Одноклассники», которую разыграли Юля Подыганова и Сергей Николаев. Приятно было смотреть на ребят начальных классов, рассказывающих о школе. Сюрпризом для нас стало исполнение учителями песен. Особенно трепетно прозвучал «Учительский вальс», заставил зрителей прослезиться.

Выражаем благодарность организаторам концерта Н.К. Седых и учителю музыки Н.Н. Таракановой. Сколько стараний надо было им приложить! В течение концерта Е.В. Дербенева и И.И. Кореева демонстрировали слайды, рассказывающие об истории школы.

Взволнованно выступила Генриетта Васильевна, дочь бывшего директора школы Василия Ильича Танакова, высказав много тёплых слов в адрес учебного заведения.

В соседнем зале была организована выставка декоративно-прикладного творчества учащихся, рисунков на тему «Мы рисуем школу». Раскладушки и фотогазеты рассказывали о прошлом и настоящем школы.

Сейчас уже наши дети учатся здесь. Мы рады, что оборудовано новое здание. Будем надеяться, что и они с благодарностью станут вспоминать свои школьные годы. Спасибо вам, учителя!

Надя МУРОВА, Анжелика ЛАПШИНА, выпускницы 1995 года.


ЭКОЛОГИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ

• скажите, доктор

Особенности развития речи детей раннего возраста

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо создать ему все условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоциональном уровне. Ребёнок должен не просто слышать звуки, ему необходимо общение со взрослым. Выделяют следующие этапы развития речи: доречевой (до 5-6 мес.), предречевой (1,6 лет), речевой (до 2 лет).

Для доречевого этапа характерно эмоциональное общение. Учите поворачивать голову ребёнка в сторону источника света или звука, реагировать на интонацию голоса. Используйте игры с прятаньем звучащих предметов, игру на музыкальных инструментах, ласковый разговор невидимого ребёнку взрослого. Развивайте чувствительность рук, знакомьте со свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую, шероховатую, бугристую. Пусть малыш активно следит за движущимися предметами. Учите его согласовывать движения руки и глаз, развивать «хватательный рефлекс». Подвесьте игрушки из разного материала и формы: сначала учите схватывать игрушки, а потом перемещать их. Заниматься с ребёнком нужно не менее 2-3 раз в день, увеличивая их длительность до 5 минут.

С 6 месяцев необходимо упражнять ребёнка в гулении и лепете. Учите произносить цепочку слов: «па-па-па», «ма-ма-ма» с различной интонацией: радостно, вопросительно, ласково. Развивайте понимание речи: «Где игрушка?» Пусть он ищет один предмет в постоянном месте. Учите выполнять определённое движение: «Дай мне». Не забывайте чаще хвалить ребёнка, читать стихи, петь песенки.

На предречевом этапе занятия с ребёнком усложняются и увеличивается их длительность. Продолжайте работать над пониманием интонаций речи, учите отзываться на речь взрослого, развивайте лепет. Для этого используйте сюжетные игрушки. Например: кукла с бантиком в ярком платке пляшет и поёт песенку «Ля-ля-ля». Привлеките внимание ребёнка к частям игрушки, научите играть с ней, повторять звукоподражания. Важно научить его подражать действиям взрослого.

Примерно в 8 месяцев малыш должен находить 2-3 предмета на постоянном месте, к 9 месяцам уже 3-4 и при перестановке; откликаться на своё имя; играть в «Сороку-ворону», в «Прятки»; понимать слова «на», «дай». В лепете должны звучать: п, б, м, г, к, э, и.

Формируйте действия руки. Возьмите мелкое ведёрко с крышкой или бочонок, набор небольших игрушек: учите складывать игрушки внутрь. Затем научите выполнять последовательные действия: доставать из ведёрка, затем складывать, закрывать крышкой. Примерно к 10 месяцам надо научить ребёнка находить 2-3 знакомые игрушки среди других и выполнять по словесной инструкции 1-2 действия: «Покатай машину», «Покорми куклу». Учите ребёнка произносить новые слоги, которых нет в собственном лепете, с имеющимися гласными звуками. Используйте игру в поручение «Принести мне куклу, мишку», пальчиковую игру «Коза рогатая». Рассматривайте картинки с 1 предметом в статичном изображении (собачка – ав-ав, киса – мяу, кукла – Ляля). Старайтесь вызвать звукоподражание.

В 11-12 месяцев дети начинают понимать обращенную речь, могут выполнять простые просьбы, подкрепленные жестами. В диалоге они означают «посмотри на …», «расскажи мне о …». С помощью жестов-дотягиваний ребёнок пытается попросить взрослого: «Дай мне». Как в речи малыша появятся слова, жесты постепенно исчезнут. Запас слов годовалого ребёнка не одинаков – от 2-3 до 15-20 слов. Есть дети, которые не много говорят, но хорошо понимают речь. Первые слова, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» – каша, «ко» – молоко, слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», баба». От 1-1,5 лет активно увеличивается словарный запас. В речи может насчитываться до 30 слов. Учите ребёнка действовать с простыми предметами: собирать пирамидку, открывать матрёшку, складывать в коробку с отверстиями разной формы кубики, шарики. Обращайте внимание на величину предметов, формируя понятие «большой и маленький». Показывайте действия с игрушками и проговаривайте: «Бегает, лает, кусает, грызёт, сторожит».

Т. РАЗУМОВА, учитель-дефектолог Дома ребёнка.

• экотворчество

Добрым молодцам урок

И не только молодцам, но и всем, кто умеет видеть и слышать, кто живёт не одним днём, а задумывается о будущем. Сегодня в гостях у нашей странички ученики 6 класса «А» средней школы № 3: они выступают в роли сказочников. Их герои не фантастические чудища, а добрые лесовички, капельки, домовые, попавшие в беду по вине человека. Наверное, стоит прислушаться к детям и не допускать подобного отношения к окружающей нас красоте.

Как старичок-лесовичок лес спасал

Жил-был старичок-лесовичок, ростом не больше пня лесного. Глаза черненькие, озорные. Сам старичок маленького роста, да как шустр, может три дела разом делать.

Вот пойдет лесовичок свое хозяйство проверять, весь лес очистит, всем поможет. Проходит по тропинке, березы его ветками приветствуют, осины улыбаются, землянички спелые сами в рот просятся. Увидит сломанную ветку – поврачует, белочке поможет грибочки на сук повесить и шишек припасти на зиму. Глядь: зайчишки-шалунишки по мху скачут, а он им строго скажет: «Не балуйте! Мох не топчите, по тропке побегайте». И так бежали дни. Кому лесовичок замечания делал, кого добрым словом утешал и всех просил за лесом следить.

Однажды беда в лес пришла. В том лесу появился разбойник. Идёт, ветки ломает, траву топчет, зверей пугает, на всех деревьях засечки оставляет. Лучшие березы порублены. Осинки плачут, листочки дрожат. А в это время лесовичка в лесу не было, ходил он к лешему узнать, что да где творится.

Вот вернулся старичок в лес родной и не узнал его. Не слышно веселого птичьего хора. И деревья не шумят, не играют листьями с озорным летним ветерком. Звери напуганы, сидят по своим убежищам. Спросил лесовичок у птичек: «Кто вас так обидел? Кто в лес приходил?» Вышла одна птичка вперед и все-все рассказала старичку. И про то, как злой человек приходил, и про то, как неразумно машинами страшными лес губил, как березки плакали, ветви свои плакучие заламывали. Как злодей мох зеленый да мягкий выворачивал, подлесок топтал. И решил тогда старичок-лесовичок во что бы то ни стало проучить обидчика. Бросил клич громкий: «Звери лесные, други верные! Спасем лес! Не дадим в обиду!»

И прибежали на помощь звери рыскучие и гады ползучие. И даже букашки-малышки прилетели. Все решили лесу помочь. Зарычали медведи, поднялись на задние лапы, пошли на неразумных обидчиков. Лось рогами помог. Кабаны за ними бегут, землю роют. Испугались люди лихие, отступать стали к болоту, а там бобры плотину строят – вода поднялась. Страшно стало людям-разбойникам. Взмолились они: «Помилуй, мать-природа! Все исправим: лес новый посадим и зверушек успокоим!»

«Худой мир лучше доброй ссоры», – решили звери и простили людей.

Тут и сказочке конец. А кто себя увидел да ошибки исправил – молодец!

Мария КОЛЧИНА.

Сказка про Капельку, которая Ярани испугалась

В один обычный день, когда с утра на голубом небе светило яркое солнышко, родилась дочка Воды – Капелька. Открыла она ясные глазки, взмахнула голубыми ресничками, улыбнулась, потянулась и сказала: «Я проснулась!»


Услышали её сестрички-капельки и подплыли к ней. Стали они вместе играть, радоваться солнышку: не было у них причин для огорчения. Ведь жили они в самом чистом озере на Земле! А вокруг шумел лес, шелестел камыш, цвели кувшинки, плавали весёлые шалуньи-рыбки. Все радовались жизни, жили вместе и помогали друг другу.

Раз взгрустнулось Капельке, и говорит она сестрам: «Вот вы, мои милые, много рек повидали, много морей. Я тоже хочу мир посмотреть, да себя показать. Поплывём вместе к реке чистой, морю широкому!»

Сказано – сделано. Из бочажки – в озеро, оттуда – в речку быструю. Буль-буль, прыг-прыг... Весело да радостно как! Плыли они, плыли и попали в серую реку. Реку Ярань. Была она не быстрой и не звонкой... Была она... грязной! Берега мусором поросли, разноцветные круги водную дорожку портят. Навстречу консервная банка плывёт, ртом щербатым ухмыляется. Стали сестрички задыхаться в мутной воде – не до игр тут, не до фантазий! Живыми бы остаться! Думали они, думали и решили домой вернуться, в озеро своё чистое да светлое.

Теперь Капелька живёт-поживает себе в заводи озёрной, играет в догонялки с сестричками и горя (и грязи!) не знает. И вам того же желает.

Дарья ЯКУШКОВА.

Сказка про Фрола-домового


Говорят, под Новый год сны вещие бывают. Не верите? И я не верила. А однажды прямо в канун этого праздника приснился мне сон. Да какой!

Вижу: сидит передо мной маленький старичок в белой рубашке, в залатанных штанах и в лаптях. Сидит и горько плачет.

– Кто ты, дедушка? – спрашиваю.

– Неужели не знаешь? Я Фрол-домовой, еще твою бабушку на ноге качал.

– Мою бабушку? Где?

– Давно это было. Жили мы тогда в д. Алпаево, что у Знаменки. Рядом лес да речка. В лесу грибов да ягод видимо-невидимо. В реке рыба плещется. В поле зайцы непуганые бегают... Мир на земле. И мир в доме нашем. Мир да лад. Старшие в поле уйдут. Мне малышей качать, мышей неразумных пугать да кашу варить. А ночью после трудового дня песни со сверчком петь да дом охранять от силы злой.

– А где тот дом, дедушка?

– Неразумные люди деревню порушили, – и еще сильнее заплакал домовой. – Жители уехали. Дома опустели. Холодно да дико стало. Прибежал я сюда, в город. В сундуке бабушкином живу. Память берегу. Расспроси-ка, внученька, бабушку о деревне той дальней. Много хорошего узнаешь.

Проснулась я и – к бабушке. Сколько узнала! А все домовичок Фрол. Спасибо ему. Видать, и вправду сны вещие бывают. Верьте только!..

Елена КУКЛИНА.

• экосоветы

Вам кажется, что экология — это только масштабные глобальные проблемы? Ничуть, учёные доказали, что экологические проблемы могут появиться в каждой квартире, если…

У вас может возникнуть аллергия не только к материалам, из которых построен дом или которыми отремонтирована квартира (краска, пластик, дерево), но и к самой обыкновенной пыли, количество которой постоянно увеличивается, постепенно захватывая ваше жилище и вызывая аллергию. Вместе с домашним питомцем в дом также могут проникнуть другие нежеланные «гости» типа грибка, насекомых или различных плесеней.

Начав с гостиной, обратите внимание на любимый мягкий матерчатый диван. Сколько пыли выпускает он в воздух каждый раз, когда вы после тяжёлого рабочего дня опускаетесь на него. Представили? Старайтесь чаще чистить его.

Взгляните на ваш ковёр. Твёрдое покрытие пола (ламинат, паркет или линолеум) станет пристанищем для аллергенов. Задумайтесь о смене тяжёлых тканевых портьер и штор на лёгкие занавески.

Hosted by uCoz