Главная страница №14 (13140), вторник, 3 февраля 2009 года

• районные будни

Главное – работа в контакте с людьми

На первом в феврале оперативном совещании в администрации района говорили об основных мероприятиях наступившего месяца.

Глава администрации района И.Н. Бибиков отметил, что на февраль запланированы два совещания: одно – по инициативе Пенсионного фонда по проблеме неплатежей, второе – с представителями департамента финансов по итогам 2008 года и задачам на новый год. Полезными были и прошедшие встречи с руководителями по вопросу перехода на новую систему оплаты труда, считает Игорь Николаевич. Этот же вопрос был одним из основных на встречах с жителями поселений в рамках единого информационного дня, которые прошли в Никулятах, Знаменке, Опытном Поле. К сожалению, не везде они были многочисленными. Жаль, лучше из первых уст услышать ответы на интересующие вопросы, рассказать о проблемах. Например, в земельных отношениях. Предприимчивые граждане пытаются по дешёвке (за тысячу-полторы) скупать у селян земельные доли (одна доля составляет порядка 14 га). Стоит ли торопиться с продажей? Встречи сотрудников администрации с жителями поселений должны стать регулярными, подчеркнул Игорь Николаевич, не реже одного раза в месяц.

С понедельника начался месячник массово-патриотической работы, в рамках которого уже в эту субботу, 7 февраля, пройдёт конкурс патриотической песни, посвящённый 20-летию вывода советских войск из Афганистана. В 12 часов Городской Дом культуры приглашает на него всех яраничей. Заместитель главы администрации района А.Л. Елкин сообщил, что на прошлой неделе состоялось заседание комиссии по содействию занятости населения: намечены мероприятия по временной (на период летних каникул) занятости учащихся и проведению общественных работ.

Светлана ХВОСТАНЦЕВА.


• время репортера

Яраничи на встрече с прекрасным

В городе, при полном аншлаге, состоялся концерт Вятского русского народного оркестра имени Ф.И. Шаляпина.

Вятский оркестр на яранской сцене...
.

...и его основатель Сергей Фёдорович ГОЛУШКОВ.

Музыка. И какие могут быть ещё слова?! Но всё-таки без них, пожалуй, нельзя обойтись, чтобы рассказать о том, кто же предоставил жителям вятских районов такой подарок: встречу с прославленным музыкальным коллективом? И о том, как выступление было принято зрителями.

Говорит автор и руководитель проекта «Передвижная филармония», заслуженный работник культуры России А.А. Бабина:

– Идею создания проекта поддержали департамент культуры, правительство области. Его цель – донести до жителей глубинки высокую музыку в исполнении профессиональных музыкантов, приобщить к ней все слои населения, и в социальном, и в возрастном плане, ведь не все могут бывать на концертах в Кирове.

В этом нам и на местах помогли. Мы нашли понимание и содействие в администрации Яранского района, у главы района, у спонсоров: Яранского райпо и предпринимателя К.В. Корякиной, оказавших материальную поддержку. Два оркестра областной филармонии участвуют в проекте. Первый, народный, под руководством главного дирижёра, заслуженного артиста РФ Александра Николаевича Чубарова и основателя оркестра, дирижёра, заслуженного работника культуры РФ Сергея Фёдоровича Голушкова, вы принимаете сегодня. Второй оркестр – симфонический, под управлением Валерия Александровича Раевского, приедет к вам в ноябре.

Выступает вокальный ансамбль яранской школы искусств в сопровождении оркестра.

Признаться, что я заранее сомневался в том, насколько будет понят и принят оркестр народных инструментов в городе, где музыкальные традиции хотя и живут, но как-то не массово, обособленно всё это происходит. Счастлив, что ошибся в своих сомнениях. Оказалось, что народные мотивы, прозвучавшие в исполнении такой массы живых инструментов слаженно, мощно, красиво, не требуют какой-то отдельной подготовки, сразу роднятся с сердцами зрителей, как давно знакомое, слышанное и даже любимое. Зал от души рукоплескал вятским музыкантам, а тем более с восторгом принял песни и романсы в исполнении наших талантов Татьяны Козловой, юного Максима Шурупова и вокального ансамбля хорового отделения школы искусств под руководством Л.А. Краевой, в сопровождении оркестра они прозвучали прекрасно, как никогда!

Автор и руководитель проекта "Передвижная филармония" А.А. БАБИНА.

Я не удержался и спросил у дирижёра и основателя оркестра С.Ф. Голушкова о том, почему происходит это чудо породнения с ранее, казалось бы, неведанным, ведь наш зритель, по уровню своего восприятия, более близок, скажем, к переливам гармошки, нежели к академическому исполнению народной музыки. Сергей Фёдорович ответил на это просто:

– Это сама музыка по своей природе, наверное, близка и понятна людям. Да, звучание оркестра близко к академическому исполнению. Но что значит «академический»? Образцовый! Мы играем образцовую музыку и просто «топотушки», конечно, играть не будем, потому что это будет слишком упрощённо. Мы играем такую музыку, над которой можно задуматься, которой можно воспитать человека, развить его эстетический вкус.

Главный дирижер оркестра А.Н. ЧУБАРОВ.

Тогда естественен был мой следующий вопрос: «Как принимают оркестр в районных центрах области»?

– Блестяще! – сказал Сергей Фёдорович Голушков, и к этому восклицанию, кажется, уже не стоит ничего добавлять.

Хотя, нет… Согласитесь, что мнение яранского зрителя тут всё-таки будет уместно. После концерта своим восторженным отношением к увиденному и услышанному поделились со мною, пожалуй, все опрошенные. Это были и пожилые, и молодые люди, преподаватели школы искусств и далёкие от серьёзной музыки труженики разных профессий, отраслей и областей деятельности. Никто не сказал о даром потраченном времени, зато каждый улыбался и не скрывал этой светлой радости и говорил о своей готовности приходить на подобные культурные мероприятия ещё и ещё.

В свою очередь главный дирижёр оркестра Александр Николаевич Чубаров на прощание высказал своё пожелание:

– Чтобы зрители в Яранске всегда так же активно собирались на любой концерт, как это было сегодня. Потому что выступать при зале, заполненном наполовину, как это было при первом моём приезде сюда со студенческим оркестром, не очень приятно. А что касается приёма, он всегда в этом городе тёплый и очень душевный. В этом смысле нам нравится выступать перед яранским зрителем. Мы получили большую поддержку, это было слышно по аплодисментам, и всё прошло, на мой взгляд, сегодня в превосходной степени.

Александр ДЕНИСОВ.


• инициатива

О присвоении звания «Почётный гражданин города Яранска»

Администрация городского поселения и районный Совет ветеранов, в связи с приближающимся 425-летием Яранска, обратились к депутатам городской Думы с предложением: рассмотреть вопрос о присвоении звания «Почётный гражданин города Яранска» Петру Михайловичу Цапаеву.

Вопрос был рассмотрен на заседании депутатской комиссии, которая, поддержав предложение инициаторов, согласно Положению о присвоении звания «Почётный гражданин города Яранска», передала материалы о кандидате для публикации в районной газете, с целью изучить общественное мнение по представленной кандидатуре. После чего решение о присвоении почётного звания будет окончательно принято на заседании городской Думы.

Пётр Михайлович Цапаев родился 10 июля 1925 года в дер. Б. Пиштань Яранского района в семье крестьянина. С 1934 по 1943 годы учился в средней школе № 1 г. Яранска. В январе 1943 года призван в ряды РККА, участвовал в боевых действиях до конца Великой Отечественной войны в составе сухопутных и танковых войск. Участник парада Победы в Берлине, который состоялся 7 сентября 1945 года совместно с войсками союзников. После войны продолжил военную службу. Награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Берлина» и юбилейными.

В июне 1950 года уволился из рядов Советской Армии. Работал секретарём Яранского народного суда, заведующим общим отделом исполнительного комитета Яранского районного Совета депутатов трудящихся, председателем Ланцевского сельского Совета, заведующим отделом культуры, секретарём и заместителем председателя исполкома Яранского районного Совета депутатов трудящихся, начальником дорожного участка № 785 Облдоруправления.

Получил среднее профессиональное образование, окончив в 1967 году Кировский политехнический техникум.

С февраля 1971 года по 15 июля 1985 года – председатель исполнительного Комитета Яранского городского Совета депутатов трудящихся.

Годы работы П.М. Цапаева в должности председателя исполкома городского Совета – это особый период в жизни Яранска. Это время преображения города. Был построен комплекс зданий средней школы № 3, сданы в эксплуатацию железнодорожная ветка Табашино-Яранск и комбинат молочных продуктов, открыта первая очередь городского спортивного комплекса, проложены железнодорожные пути в промышленную зону города, построено здание школы искусств. Рост строительства жилья и появление пятиэтажных домов с полным благоустройством квартир стали возможны с появлением в Яранске станции биологической очистки сточных вод, которую городской Совет депутатов трудящихся объявил ударной народной стройкой. В эти же годы появился и генеральный план застройки города, разработанный институтом «Ленгипропром» на 25-30 лет.

П.М. Цапаев за свою плодотворную работу награждён медалями «За доблестный труд», «За активное участие в строительстве спортивных сооружений» и другими.

В настоящее время – пенсионер.

кстати

Звание «Почётный гражданин города Яранска» до этого времени присвоено яраничам Фёдору Яковлевичу Рощину, Алексею Ивановичу Шулятикову, Александру Петровичу Халтурину, Николаю Артемьевичу Дербенёву, Адольфу Петровичу Чернышову, Александре Анатольевне Совалковой. Александр Яковлевич Александров и Василий Фёдорович Булыгин являются потомственными почётными гражданами города.


• К 20-летию вывода советских войск из Афганистана

Вспомним, товарищ, мы из Афгана…

Совсем немного осталось до 20-летнего юбилея вывода советских войск из Афганистана. Оргкомитетом по проведению празднования годовщины во главе с заместителем главы администрации района А.Л. Елкиным проделана большая подготовительная работа. А впереди еще более ответственные мероприятия.

«Мы помним вас, ребята из Афгана».
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

7 февраля с 12 часов в Городском Доме культуры состоится районный конкурс патриотической песни, откроет который группа воинов-интернационалистов. После чего будут вручены памятные медали активу райсовета ветеранов войны в Афганистане: Н.С. Вохминцеву, Ю.В. Зыкову, В.Ю. Коновалову, Е.П. Стекольщикову, С.Б. Шамшурову, В.А. Шурыгину, С.Б. Щеглову и другим.

Отдел по делам молодежи, физкультуры и спорта 8 февраля с 9 часов в спортивном зале ГДК проводит турнир по волейболу, посвященный памяти нашего земляка – младшего сержанта Игоря Зверева, погибшего в 1986 году совсем незадолго до вывода советских войск. Заявку на участие уже подали шесть команд. В дальнейшем этот турнир будет традиционным с переходящим кубком. Память первого погибшего в 1981 году яранича, рядового Александра Черепанова, увековечена: на родине, в с. Каракша, одна из улиц носит его имя.

Управление образования администрации района определило февраль как месячник военно-патриотического воспитания. Управление культуры проведет культурно-досуговые мероприятия, посвященные этой дате, в досуговых учреждениях.

Торжественный митинг пройдет у Дома детского творчества 14 февраля в 10 час. 30 мин. А потом колонна из представителей администрации города и района, ветеранов войны в Афганистане, молодежных движений «Юность Вятского края», «Молодая гвардия», военно-патриотического клуба «Витязь», старшеклассников, родственников пройдёт на городское кладбище и возложит венки на могилы погибших войнов-афганцев.

На протяжении длительного времени оказывают помощь и поддержку афганскому движению военком Яранского и Тужинского районов подполковник В.В. Дубяго, начальник управления соцзащиты населения Л.П. Белоусова, директор Городского ДК Н.Н. Брагина. Мы работаем в тесном контакте с районной организацией общества инвалидов, возглавляемой ветераном боевых действий в Афганистане майором запаса Е.П. Стекольщиковым.

Материальную поддержку оказывали и оказывают руководители: Р.А. Белобородова, Л.Н. Веретенников, Л.П. Брагин, К.В. Корякина, В.С. Мотов, В.И. Соловьянов, А.Н. Минин, А.А. Чеглаков, В.В. Кочетков и многие другие.

Сергей ЩЕГЛОВ, председатель районного Совета ветеранов войны в Афганистане, майор запаса, кавалер ордена Боевого Красного Знамени.


АЗ, БУКИ, ВЕДИ

• мастер-класс

Сегодня открывается конкурс «Учитель года -2009»

Он пройдёт в течение нескольких дней. После представления участников на сцене Дома детского творчества педагоги выступят с публичной лекцией. На следующий день им предстоит презентовать свой опыт работы и провести занятие мастер-класса, 5 февраля дать открытый урок (или занятие) и сделать его самоанализ. Как видите, программа конкурса насыщенная и интересная. Участникам необходимо будет проявить всё своё мастерство, продемонстрировать все грани своего профессионализма. Пожелаем удачи участникам этого педагогического праздника!

В этом году в нём принимают участие пять педагогов. Сегодня мы знакомим с ними наших читателей.

Елена Валерьевна Акаева, учитель истории и обществознания средней школы № 1:

«Вот уже двадцатый год я иду на работу в родную первую школу, к любимым детям, талантливым, любознательным, непосредственным. Иду, чтобы отвечать на их вопросы, помогать решать детские проблемы, давать добрые и нужные советы, да просто говорить по душам. Для меня ученик – Человек с большой буквы, личность неисчерпаемо богатая. Моя задача – помочь понять его мир, помочь ему проявить его таланты, приумножить достоинства и избавиться от недостатков. Всем известно, что в каждом ребёнке спит величайший гений, творец. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого великого спящего, пробудить в нём потребность самостоятельно мыслить, самовыражаться».

Ольга Юрьевна Куликовских, учитель иностранного языка школы № 1:

«Традиционно многие десятилетия воспитание рассматривалось как передача старшим поколением младшему социального опыта. Что могу я? Дать моим мальчишкам и девчонкам определённый набор знаний. Но их сумма всегда ограничена. Научить истине? Но ведь учитель – не носитель истины и не мессия. Ещё А. Дистервег заметил: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить её самостоятельно». Наше время требует человека-решателя проблем, их исследователя, а не просто исполнителя. Привычный воспитательный метод – воспроизводство по принципу «делай, как я» – уже не срабатывает, в большинстве случаев вызывая реакцию с точностью «до наоборот». Миссия учителя – не преподать материал, а научить мыслить творчески, делать выбор, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Профессия учителя начинается именно с творчества самого педагога. Прав был древний философ: уча других, мы учимся сами. Я – учитель. Я учу и учусь сама».

Наталия Александровна Гудина, учитель технологии средней школы № 3:

«Я считаю, что одна из главных задач воспитания в настоящее время – формирование самостоятельного мышления, подготовка личности к творческой деятельности, способной созидать качественно новое, находить нестандартные решения проблемных ситуаций. Технология – это единственный предмет в школе, имеющий практическую направленность. Повезло детям нашей школы, где он изучается углублённо. На уроках технологии невозможно работать без заинтересованности детей к предмету. Учитель может научить их, если только сам заинтересован в предмете изучения, сам обладает творческим потенциалом. В детей нужно вселять надежду и уверенность в том, что у них получится, что они смогут, даже взявшись за трудное дело. Нужна ситуация успеха!»

Елена Алексеевна Соколова, воспитатель детского дома:

«Детская душа… Когда на занятии я прошу детей нарисовать символ души, большинство из них изображают жёлтое солнце и красное сердце. Поэтому моя главная задача – сделать так, чтобы души детей не зачерствели, чтобы жёлтое солнце и красное сердце стали символами их жизни. Я хочу быть для них нужной. И я это чувствую, когда они прибегают из школы и радуются, что я их жду, рассказывают об уроках, оценках. Иногда жалуются на одноклассников, и тогда мы вместе разбираемся в причинах конфликта, ведь не всегда прав ребёнок. При разговоре с ним важно следить за тем, что ты говоришь, приводить положительные примеры. Я должна научить его жить среди людей. «Не навреди» – главенствующий принцип педагогики».

Наталия Михайловна Винокурова, учитель-логопед детского сада «Сказка»:

«В логопедической работе с дошкольниками есть своя специфика, в совершенстве овладеть которой можно только умея чувствовать каждого ребёнка, приблизившись к его внутренним тайнам. В связи с речевыми несовершенствами дети часто боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными. Всё это приводит к формированию чувства неполноценности, но всё это можно преодолеть. Если бы мне предоставилась возможность обратиться ко всем педагогам России, то я начала бы со слов о любви».

• опыт

Развивать личность ученика

В январе в средней школе № 2 прошла окружная научно-методическая конференция для учителей начальной школы. В её работе приняли участие 65 учителей, завучей, методистов, специалистов управлений образования из семи районов юго-западного образовательного округа.

Заинтересованный разговор.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

У нас в начальном образовании накоплен значительный инновационный опыт развития личности младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности. Актуальность обозначенной проблемы возрастает в условиях подготовки к переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

В ходе работы педагоги получили нужные теоретические знания об организации личностного развития младших школьников, участвуя в работе мастер-классов, круглого стола, открытых уроков.

Каждый урок был посвящён развитию разных сторон детей. Так Л.Н. Балдина на уроке литературного чтения во 2 классе «В» показала приёмы развития творческих способностей. На уроке математики в 3 «А» (учитель Р.М. Тутубалина) присутствующие увидели, как можно целенаправленно развивать логическое мышление. Межпредметной интеграции был посвящён урок окружающего мира в 4 классе «В», на котором Е.В. Кострулина развивала умение школьников обобщать и классифицировать.

Второй год в школе ведётся непредметный развивающий курс «Способный ребёнок». Учитель 1 класса «В» Л.В. Трушкова показала занятие кружка по теме «развитие пространственного мышления». Г.В. Зименко работала над развитием положительных качеств учеников 3 класса «Б». А учащиеся 4 «А» обучались приёмам восприятия и осмысления информации под руководством Г.Л. Смоленцевой. Все открытые занятия показали, что в начальной школе активно используются эффективные педагогические технологии.

Системная целенаправленная работа по развитию учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности приносит положительные результаты: успевают все, качество знаний достаточно высокое — 61%, учащиеся начальных классов — дипломанты всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио», победители региональных конкурсов исследований и проектов.

Такая конференция по начальной школе впервые прошла не только в округе, но и в районе. Надеемся, что она станет положительным опытом в нашей системе образования.

Н. МЕДВЕДЕВА, зам. директора по УВР.

• успехи

Лучшая среди педагогов начальных классов


В Кировском музее истории народного образования прошла торжественная церемония награждения учителей начальных классов премией им. А. Тепляшиной. В числе лауреатов – Людмила Николаевна Быкова, учитель средней школы № 3.

Аполлинария Николаевна Тепляшина – заслуженный учитель России, кавалер двух орденов Ленина. Премия в ее честь была учреждена 9 лет назад учеником этого выдающегося педагога, писателем, академиком РАО, председателем Российского детского фонда Альбертом Лихановым: «Когда я думаю о наших учителях, всегда вспоминаю свою первую учительницу, Учительницу Божьей милостью, как говорили когда-то, Аполлинарию Николаевну Тепляшину. Это была необыкновенная женщина! Одинокая и бездетная, из забытой уже нынче породы настоящих русских интеллигентов-народников».

Эта премия – единственная существующая в России награда для учителей начальной школы. Не случайно её получила Л.Н. Быкова, известный в Яранске педагог, который 23 года «сеет разумное, доброе, вечное», и каждый родитель мечтает отдать своего ребенка в её заботливые руки. Одна из первых в районе Людмила Николаевна овладела системой развивающего обучения Л.В. Занкова. Добросовестность, скромность, трудолюбие – вот за что её уважают коллеги, ученики и их родителей.

Выпуск подготовил Светлана ХВОСТАНЦЕВА.

Hosted by uCoz