Главная страница № 28 (12998), вторник, 4 марта 2008 года

• время репортёра

Яраничи выбрали будущее

Первыми, чтобы проголосовать за президента страны на выборах 2 марта 2008 года, на избирательный участок № 1307 пришли пенсионеры Зоя Захаровна Пологова и Василий Анатольевич Белоусов. О причине их столь раннего визита Зоя Захаровна сказала просто: «Как проснулись, так и стали собираться…» Сказалась привычка, выработанная самой жизнью, большая часть которой пришлась на советский период. А тогда, помнится, так говорили: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Впрочем, на нынешних президентских выборах личный мотив у Зои Захаровны и Василия Анатольевича, кажется, всё-таки превалировал над гражданским долгом:

Голосую за будущее России
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

— Выбираем будущее, если не для себя, так для наших детей.

Эта тема неожиданно продолжилась на улице, близ другого городского участка № 1308, в районе птицефабрики, где я спрашивал уже проголосовавших избирателей насчёт их восприятия происходящего сегодня события. Ещё одна пожилая пара, по ходу дополняя друг друга, сказала примерно следующее:

— Хочется, чтобы был мир, согласие в людях, чтобы страна была богатой и справедливой к нам, чтобы нашим детям жилось хорошо.

В ответ я задал казавшийся мне каверзным вопрос:

— А вы с ними (с детьми) за одного кандидата проголосовали?

И получил ответ настолько открытый, что даже стыдно немного стало за то, что, спрашивая, таил некоторый подвох:

— А как же?! Всё вместе обсуждали и решили, за кого голосовать. У сына своё дело, мы посчитали, что ему виднее, кто во главе России должен стоять.

Активность избирателей в эти выборы тоже порадовала: выше 50% — это результат вполне реальный, демократический. Оказалось, что и без нажима, без «обязаловки», яранский избиратель на выборы идёт. Просто надо людей убедить: это необходимо не для дяди постороннего и не для «галочек» в статотчёте, для них самих — на все сто процентов.

А ещё — если о людях реально позаботиться, помочь им в осуществлении их права на выбор. Так нынче это было сделано городской администрацией для избирателей, проживающих в районе улиц Железнодорожной и Кирпичной, которых на участок привозил и отвозил обратно домой специальный автобус. Недаром, проехав до избирательного участка на новом ПАЗике с ярким красным плакатом «На выборы», его пассажиры, встречая знакомых, с удовольствием поздравляли их «с праздником!» И это были не просто дежурные фразы — слова, идущие от сердца.

Не скажу, что не слышал от проголосовавших негативных откликов о выборах. Были и такие. Но всё же не они, вот что главное, создали атмосферу этого дня. Несмотря даже и на то, что погода, к сожалению, прогулкам и беседам на свежем воздухе тоже мало благоприятствовала: лепила в глаза мокрым снегом, раскисала ледяной кашей под намокшими ботинками. Тем более удивительно: шёл народ голосовать.

В 20.00, когда в районе закрылись для голосования все наши избирательные участки, председатель территориальной комиссии Яранского района Владимир Евгеньевич Жиров дал первую оценку уходящему дню, значение которого мы в ближайшие годы ещё не раз, наверное, оценим:

— Комиссии сработали хорошо, нареканий на их работу в течение дня к нам не поступало. Активность избирателей тоже была на уровне. О результатах голосования узнаем скоро…

Александр ДЕНИСОВ.



• письмо в номер

Есть день такой в календаре

К Дню защитника Отечества Ломовской сельский дом культуры совместно с библиотекой подготовили и провели конкурсную программу «Мы защитники Отчизны».

Его участниками стали семейные команды: «Атас» (Николай Васильевич и Влад Посаженниковы), «Орлы» (Сергей Борисович и Дима Коноваловы), «Маршалы» (Владимир Анатольевич Толстогузов с младшим товарищем Ильёй Вещевым). Учения оценивал «генеральный штаб» в составе Дениса Овчинникова, Дарьи Коноваловой и Вячеслава Гавалуева.

Команды преодолели немало испытаний. «Командирский эрудит», в котором капитаны отвечали на вопросы. «Ловушки» выявили самых метких. Даже пришлось обезвредить минное поле. Проверялось и знание военной лексики, терминов, обмундирования. В полевых условиях пришивали пуговицы, исполняли песни о солдатской жизни. Библиотекарь Надежда Анатольевна Емелина провела наших участников «сквозь века»: собравшиеся вспомнили русских богатырей, былинных героев.

Генштаб внимательно следил за ходом учений, награждая команды за правильные ответы и выполненные задания Красными звёздами. Была подготовлена выставка книг на военную тематику. Завершил встречу конкурс «Армейский досуг»: команды показывали весёлые пантомимы — «Кавалерия», «Сигнальщики на мачте», «Рыцарский поединок». Применив все подручные средства, участники блестяще с ним справились.

В итоге 1 место и медаль «За отличную службу» получила команда «Маршалы», 2 место «За хорошую службу» — команда «Атас». Отмечена «За неуклонение от службы» команда «Орлы». Все участники получили сладкие призы.

С. ВЕЩЕВА, художественный руководитель Ломовского СДК.


• жизнь

Они ничьи, потому что государственные…

Дети из казённого Дома детства при всём внимании взрослых и заботе об их благополучии остаются на редкость одинокими

Судили девочку, воспитанницу детского дома, за кражу двух сотовых телефонов из школьной раздевалки в декабре прошлого года. Всё было по-настоящему, как у взрослых: судья, обвинитель и адвокат… Приговор и срок: направление в областной центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей на 30 суток.


«Ну и пусть, — скажете вы. — Она получила то, что заслужила. Даже мало…» Может быть. Но, находясь на этом судебном процессе, я пытался понять чувства четырнадцатилетнего ребёнка. Да, правонарушителя (если выражаться языком протоколов), но ещё несмышлёныша, на которого обрушилась гигантская машина правосудия.

Нет, пожалуй, даже и это не главное… А важно здесь то, что в этой беде помочь девочке и хотя бы постараться вытянуть её из-под «колёс» вышеупомянутой «машины» никто из взрослых всерьёз не отважился. Хотя в участниках процесса значились и орган опеки, и педагог-представитель, и милиционер из группы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Более того, защитник, положенный любому обвиняемому по закону, в этом процессе, казалось, участвовала чисто символически. Потому что «так надо». У меня, например, при её выступлении сложилось впечатление, что адвокат сама не верит в то, что говорит суду. Речь её изобиловала некоторой неконкретностью и общностью сообщаемых о подзащитной фактов: «занимается какой-то работой», «как бы сказать» и «я думаю, надо бы ей дать шанс». А в ответ на реплику судьи: «Мы ведь не в колонию её направляем!» — адвокат начала явно оправдываться: «Ну я должна ей шанс-то давать… И здесь я тоже связана с мнением самой подзащитной, потому что она сама считает, что может исправиться без направления в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей… Поэтому я не могу сказать, что направить её нужно… Просто защищаю её интересы, поэтому с её мнением связана…»

Если приплюсовать к столь «пламенной» речи защитника просто «убийственные» по своей сути характеристики от администрации Дома детства и средней школы, где ярко характеризовались отрицательные стороны характера девочки, а положительные — весьма скромно, было ясно, что приговор взрослые ей вынесли уже задолго до заседания суда.

Понимала ли она сама это или всё-таки надеялась на чудо? Ведь по некоторым, пусть робким, попыткам представлявшего воспитанницу на суде педагога из Дома детства, можно было уяснить, что девочка уже многое поняла. Она за краткое время, прошедшее после свершённых, наверное, по детскому (или лучше сказать — по детдомовскому!) своему ещё представлению о социальной справедливости, названных криминальными действий, попыталась свернуть с «кривой» дорожки. Занялась исправлением оценок, загрузила себя исследовательской работой по вопросу введения обязательной школьной формы в учебных заведениях района и занималась этим, как говорит руководитель её проекта, с желанием, увлечённо.

Эти «добрые всходы», конечно, учли, но, видимо, всё же перестраховались: а вдруг? И не изменили характеристики, и ходатайство о направлении в область, «на перевоспитание» к таким же несовершеннолетним правонарушителям, не отозвали… Просто даже в качестве наглядного примера для столь же юных, склонных к правонарушениям, подростков этот случай очень уж подходил. Чтобы другим неповадно было. Чтобы знали: теперь и несовершеннолетних могут судить и по-своему, но наказывать.

А может быть, задуматься о другом? О почве, на которой всходит этот криминал. Воспитатели Дома детства не скрывают, что многие из их воспитанников нуждаются в карманных деньгах. Потому, например, что уже регулярно курят и как-то приобретают сигареты. Да мало ли ещё на какие «капризы» и «радости» получают от родителей средства наши «домашние» дети-подростки? Воспитанники детдома в своих желаниях вряд ли от «домашних» чем-то сильно отличаются. Но папы и мамы рядом-то, конечно, нет. Значит, в детских домах и интернатах надо давать возможность воспитанникам самим зарабатывать. То есть создавать альтернативу единственному возможному способу получения подростком карманных денег, у которого душок, как видим, исключительно криминальный. Наказанием-то такие пороки слабо искореняются.

Казённые дома надо заменять на семейные. Целенаправленно соединять судьбы несчастных и одиноких: и детей, и взрослых. Зачем это делать? Чтобы люди не оставались ничьими, обретали друг друга. Согласен, что государство и общество даёт этим детям, оставшимся без опеки родителей, многое. Возможность жить и учиться — в первую очередь. Но нельзя забывать и о том, что они лишены, может быть, материально менее важного, но главного в духовном смысле, основного, что делает человека человеком: тепла и любви другого, родного, конкретного человека. Казённые отношения, они ведь совсем иные и, значит, воспитывают совершенно другого ребёнка, с иной, непонятной нам, «домашним», психологией. Какие бы хорошие специалисты, воспитатели, пусть они и добрые, и участливые люди, вокруг детдомовцев ни собирались, они одни на всех. Воспитатель каждому воспитатель, он не твой индивидуальный близкий человек, от которого даже простое пожелание «спокойной ночи» имеет совсем другой, более холодный смысл, чем от родного (в «родстве» тут кровь необязательна – речь о том, кого ребёнок считает родным и близким, кому мог бы довериться).

Знающие воспитанников детских домов люди мне говорят: «Не верь! Им нельзя верить!» Я понимаю, что они умеют лицемерить и лгать, говорить одно, а думать другое… Их этому научила жизнь: приспосабливаться. Но пусть не слова, а радость, и слёзы этих мальчишек и девчонок — правдивы. (Мне как раз довелось за последний месяц посмотреть на то и другое. Первое видел, когда руководитель Кировского отделения Пенсионного фонда РФ Н.В. Пасынков привёз перед Новым годом воспитанникам Яранского дома детства новёхонькие современные коньки. Второе — наблюдая за девочкой на этом судебном процессе). Смех и слёзы не обманут.

А ещё, вот ведь какая штука: радость человеку легко делить с товарищами в коллективе. Горем, таким же вот образом, вряд ли поделишься. На этом судебном процессе, когда был оглашён приговор суда, девочке поплакаться было некому. Не было в тот момент рядом никого родного, кому она могла бы уткнуться в плечо, никто её не обнял, не пытался утешить, не смахнул горькую слезинку. А «тот, кто ничей, тот не счастлив всегда…» — сказал поэт…

И вы считаете, что всё это справедливо?

Александр ДЕНИСОВ.



АЗ,БУКИ, ВЕДИ

• знакомство

Андрей КОЖИНОВ.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

Одиннадцатиклассник школы № 1 Андрей Кожинов занял на областной олимпиаде по информатике II место. Совсем не случайно, ведь для него информатика — это не просто урок в учебном расписании. С компьютером он по-настоящему «на ты». «Для тебя нет секретов в этой области?» — не удерживаюсь от вопроса. Андрей смущённо улыбается: «Компьютерный мир настолько разнообразен и столько хранит секретов!» Стремление разгадать их как можно больше привело Андрея в редакцию школьной газеты «Первая», где он отвечает за самый, пожалуй, ответственный участок — за компьютерную вёрстку. И будущая профессия тоже будет связана с миром информатики. А пока — ни пуха ни пера: впереди экзамены!

• успехи

Настал тот день, который мы так ждали, труды большие написали

Третий региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я — исследователь» прошел 16 февраля в Кирово-Чепецкой гимназии № 1, которая по праву носит звание «Лучшая школа России». Здесь собрались 117 участников из 30 образовательных учреждений Ижевска, Яранска, Глазова, Кирова, Кирово-Чепецка, Слободского.

Право защищать звание лауреатов регионального конкурса от нашего района было предоставлено Вове Корякину с проектом «Эпоха динозавров» (учитель Ф.А. Щекотова) и Егору Токареву «Жизнь под ногами» (учитель А.В. Полякова) из средней школы № 1, Никите Щелканову с работой «Берегите время» (школа № 2, учитель Г.Л. Смоленцева) и Оле Шишкиной «Расти, коса, до пояса» (школа № 3, учитель В.Г. Завёркина).

Надо сказать, ребята выступили отлично на таком представительном форуме интеллекта, показали себя настоящими юными исследователями, а работы Никиты и Егора отмечены дипломами I и III степени. Как приятно было слышать, когда директор гимназии А.П. Ходырев вторыми после Ижевска приветствовал яранские школы № 1, 2, 3. Браво, ребята! Браво, Яранск!

Действительно, к нам пришёл успех. А как же складывался путь к удаче?

Заинтересовать детей в проектной деятельности, выявить их творческие способности, улучшить контакт с ними, дать эмоциональную и содержательную поддержку для их самовыражения предложила завуч начальных классов Кировского физико-математического лицея Ольга Альбертовна Клещева, которая в первую очередь «заразила» методиста районного методического кабинета управления образования Нину Николаевну Лежнину, а та сумела зажечь исследовательской деятельностью и педагогов начального звена, и учащихся. На протяжении нескольких лет сложилась тесная связь между начальными звеньями лицея и нашего района.

Начало было положено в 2005 году, когда к нам в гости приезжали юные исследователи из лицея. Тогда на суд жюри были представлены несколько работ и наших учеников. В 2006 году уже двадцать самых любознательных и самых творческих детей защищали свои научные проекты, а ещё через год уже 59.

И дай бог, чтобы это доброе начинание продолжалось, чтобы и дети, и учителя начальных классов имели уникальную возможность проявить себя в творчестве, самореализоваться, ведь именно в младшем возрасте у ребят развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Словом, большие труды как раз под силу маленьким школьникам.

Лидия АНДРЕЕВА.

• копилка новостей

Выбираем «Учителя года Кировской области»

С 2008 года изменён порядок проведения конкурса «Учитель года Кировской области»: его традиционные этапы (внутри учреждений, муниципальный, областной) дополнены окружным этапом.

Педагогов-яраничей такое окружное испытание ждёт 12-14 марта. Представлять образование района на конкурсе будут: победитель районного этапа Светлана Игоревна Ожиганова, учитель русского языка и литературы школы № 3; призёр Екатерина Викторовна Терентьева, учитель иностранного языка школы № 1; Ирина Юрьевна Корепова, педагог-организатор ДДТ; Людмила Геннадьевна Саурова, воспитатель детского сада «Петушок». Пожелаем им успеха!

Удачное завершение олимпийского сезона

Работа Ирины Миндеровой и Ани Стрелковой, учениц первой средней, вошла в число призовых на областном конкурсе исследований школьников.

Почти 100 ребят стали его участниками. Жюри отметило высокий уровень исследовательской работы яранских школьниц на тему «Мониторинг физического развития школьников», которое они выполняли под руководством Т.В. Неверовой.

Всё это — весомый вклад в копилку побед олимпийского сезона 2007-2008 учебного года. Кстати, по количеству призовых мест в районных олимпиадах нынче лидирует средняя школа № 1 с результатом 99. На втором месте — школа № 2 (68 призёров). 43 олимпийца из третьей средней стали призёрами. Из сельских школ на первом месте Сердеж (11 призовых мест), на втором — Знаменка (9), на третьем — Шкаланка (8).

Время ЕГЭ

Совсем скоро одиннадцатиклассникам предстоит выдержать серьёзные испытания — выпускные экзамены. Каков их порядок в этом году? С этим вопросом мы обратились к ведущему специалисту районного управления образования С.А. Волковой:

— В начале февраля вышел приказ департамента образования «Об утверждении перечня предметов, по которым проводится ЕГЭ в Кировской области» (в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования от 21.01.2008). Для выпускников 11 классов установлены три обязательных экзамена: по русскому языку и математике — в форме ЕГЭ, по литературе —устно в традиционной форме. Три экзамена — по выбору ученика из числа предметов, изучавшихся в 10-11 классах. В форме ЕГЭ можно сдать: историю России, обществознание, химию, биологию, физику, географию, информатику, иностранный язык. В традиционной форме экзамена сдают: ОБЖ, физкультуру, технологию, экономику, мировую художественную культуру, геометрию.

• фотовзгляд

Салобелякской школе — 150!

Гордость Салобеляка

У нашей школы — юбилей. О её создании, развитии знают немногие, поэтому мы и решили рассказать о её становлении.

Старое здание школы.

По имеющимся в архиве Кировской области сведениям узнаём, что в Яранском уезде Вятской губернии значится Салобелякское мужское начальное училище, открытое в 1858 году и причисленное к Епархиальному ведомству. В архивном фонде Вятского губернского земства в ведомостях об учителях и учащихся Салобелякского мужского училища с. Салобеляк Малощегловской волости на 23.05.1870 года указано: учащихся 15, девочек 9, училище расположено в доме дьячка Ивана Тихонова, законодатель — священник Александр Свечников, учитель Иоанн Николаевич Красногорский.

В архивном фонде Епархиального училищного совета в вопросных листах о состоянии церковно-приходских школ по Яранскому уезду за 1885 год значится: «Салобелякская школа открыта 17 октября 1885 года духовенством села, как церковно-приходская школа обоих полов, без взимания платы». Обучаются 20 девочек, 81 мальчик в возрасте от 8 до 15 лет. Продолжительность учебного года — с середины сентября до 1 мая. Обучение велось на русском языке. Для детей устроено двух- этажное деревянное здание. Верхний этаж приспособлен для трёх отделений (примерно на 100 человек) церковно-приходской школы, нижний этаж (до 30 человек) — для школы грамотности и для черемисских детей. Постоянных пособий и учебников нет. Заведовал школой протоиерей Михаил Завойский, обучали священник Пётр Домбровский, дьякон Николай Зубарев, псаломщик Анатолий Чевановский.

В приходе 5 школ: в селе церковно-приходская мужская и женская, а 3 земских — в деревнях. В селе есть больница, волостное правление Малощегловское, до железнодорожной станции в Котельниче — 150 верст.

В 1905 году построено двухэтажное каменное здание с полуподвальным помещением. Затем школу реорганизовали в двухклассное церковно-приходское училище, заведовал которым настоятель Салобелякской церкви. С 1916 года она реорганизована в земское училище.

В. РУСИНОВ, учитель истории Салобелякской школы.

Выпуск подготовила Светлана ХВОСТАНЦЕВА.

Hosted by uCoz