Главная страница № 130 (12892), вторник, 7 августа 2007 года

• время репортёра

Добрый урожай у птицеводов

Комбайнер А.В. ЖИРОВ.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ

В «Птицеводе» уборка зерновых идёт полным ходом. Комбайны вышли в поле в последний день июля и к 6 августа убрали зерновые уже с 12% посевных площадей, которые в хозяйстве велики, как нигде в районе, — 6800 га.

На поле у деревни Б. Кладбище вчера хлеборобы молотили озимую рожь с викой. Урожай радует: 25 центнеров с гектара. Рожь уродилась хорошо.

Ко времени нашего приезда в поле работали два комбайна: А.В. Жиров вёл по краю некошеной ржи немецкий «Клаас Медиум», следом уверенно шествовал отечественный «Дон» М.И. Ямбасова. Оба комбайна оставляли после себя по свежей стерне измельчённую солому.

В стороне ещё увидели старенькую «Ниву»…

— Поломки случаются, — пояснили ситуацию водители двух грузовиков, ожидавшие, когда наполнятся бункеры в зерноуборочных машинах, — сейчас привезут запчасть, и «Нива» снова встанет в строй.

С отвозкой зерна пока успешно справлялись два водителя: В.П. Прыгунов на самосвале «КамАЗ» и П.В. Карпунин на «ГАЗ-53». Если позволит погода и придут на помощь комбайны дополнительно, работы на ржаном поле осталось не более чем на два дня. До этого хлеборобы «Птицевода» убирали ячмень, а дальше планируют приступить и к пшенице. Доброго им урожая!

Александр ДЕНИСОВ.


• мой город

О Яранске с любовью

Летние всадники
Фото Владислава ПУРТОВА

Интересную фотоэкскурсию по Яранску предложил посетителям сайт Пушкинской школы, расположенный в Интернете по адресу: www.spushkino.narod.ru/town/fototown.htm

На фотографиях ученика школы Владислава Пуртова отражены не только памятные места и архитектурные сооружения города, но и его закоулки, речные пейзажи Ярани. Взгляд юного фотохудожника привлекли сюжеты порой до того неожиданные, что даже старожилы Яранска вряд ли сразу определят, какой уголок города изображен на фотоснимке.


• далекое-близкое

Покровская церковь в селе Лом

На холме, видный со всех сторон на десяток километров, красуется наш храм. Он не потерял еще былого величия, но уже начал дряхлеть: по колокольне, когда-то удерживающей более 10 колоколов, пошла трещина, на всех ярусах её растут березки, брызжет с высоты кроваво-красными ягодами рябина, разрушая храм изнутри. Купол церкви зияет пустотой досок, пропуская внутрь сырость. В самом храме мрак и запустение, горы битого кирпича, валяются деревянные оклады от икон, сломанные двери, изогнутые железные решетки. Кое-где на стенах проглядывают укоряющим взглядом лики святых. Хорошо сохранился алтарь. Голубые проблески стен и уцелевшие нарисованные ангелы все еще говорят людям о святости этого места.

Покровская церковь.

Каменному храму 187 лет. Построен он в 1819 году на месте деревянной Рождественско-Богородицкой церкви, перевезенной из с. Нюмшинского (Рождественск) в 1719 году.

Церковь названа Покровской в честь великого христианского праздника Покрова пресвятой владычицы Богородицы. Колокольня в 18 сажень и с большим колоколом весом 266 пудов.

О красоте её рассказывают старожилы. Они всё помнят, т.к. церковь закрыта сравнительно недавно, в 1938 году. Многие из них крещены здесь. Нина Александровна Емелина вспоминает: «Вокруг церкви была красивая ограда. Стойки из белого кирпича держали узорчатую решетку. Ограду сломали и увезли в Яранск». О великолепии решетки говорят сохранившиеся остатки царских ворот в церкви.

Приход был богатый: 2 священника, дьячок, два псаломщика. В приход входили 24 селения на расстоянии от 2 до 9 верст. Люди были связаны с церковью с самого рождения до последнего дня. Все значительные даты жизни проходили через неё: крестины, именины, браки, похороны, поминки. И метрические книги церкви стали, пожалуй, единственными документами, помнящими всех. Это кладезь исторических сведений. Скрупулезно вели записи в них священники красивым каллиграфическим почерком. Потрясает их статистика: например, в 1870 году родилось в округе 246 человек, умерло 160, браком сочетались 180. Об ужасающей детской смертности младенцев до 1 года говорят скупые цифры: из 160 умерших детей – 88 младенцев до 1 года.

Но все-таки смертность в Ломовском приходе была ниже средней по уезду – 42 человека на 1000 чел. (по статистическим отчетам земскому собранию в 1881 г.). Рождаемость в приходе выше среднего – 72 человека на 1000 человек. Эти цифры говорят об относительном благосостоянии людей.

Священники и служители церкви играли большую роль в жизни людей. Например, псаломщик Евгений Шевелёв выполнял обязанности фельдшера бесплатно. В 1886 году им принято 590 человек. В этот же год земский врач Быстренин обращается к земскому собранию о вознаграждении ломовского фельдшера Шевелёва, который второй год «безвозмездно, из чувств гуманности и любви к науке, оказывает помощь жителям окрестных селений, выдавая лекарства из имеющейся у него земской аптечки». Дом, где жил Евгений Шевелёв, сохранился до сих пор. Священники играли большую роль и в деле просвещения народа. При церкви в 1892 году была открыта церковно-приходская школа. Её открыли местные священники на средства церкви. В школе обязательно изучались Закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, начальные арифметические сведения. На 4 января 1899 г. в церковно-приходской школе обучались 24 мальчика и 4 девочки. Закон Божий преподавал священник Василий Васильевич Кибардин бесплатно. Он также с 1906 года был попечителем земского народного начального училища в Лому. А это значит – бескорыстно жертвовал деньги на нужды училища.

Дома священников строились около церкви. До сих пор на территории школы сохранился дом-пятистенок, выстроенный для духовенства в начале 20 века.

Погребали служителей на церковном кладбище, в ограде церкви. Сейчас на этом месте дорога. Но чудом сохранился уголок кладбища за церковью, где густо разрослись акации, надежно укрыв безвестные могилы. У стен её с северной стороны уцелели наполовину вросшие в землю надгробные плиты, время и погода стерли все надписи на них. Могила последнего священника Виктора Россихина находится на местном кладбище. Она до сих пор является местом паломничества местных жителей. В поминальные дни люди зажигают свечи, кладут монетки.

Перед церковью была огромная площадь, где проходили ярмарки два раза в году и базары каждое воскресенье.

О ярмарках в Лому писал Андрей Иванович Козлов, персональный пенсионер Яранского района, который в детские годы не раз бывал на них: «Трудно добраться до церковной площади. Вся дорога заставлена лошадьми. Людской говор, крики пьяных, звуки тальянок и малиновый звон церковных колоколов, извещавших об окончании обедни, – все слилось в единое, непонятное, опьяняющее волнение ярмарочной суеты… В такие дни возле церкви на паперти большие толпы калек и нищих. А по площади снуют монашки, продавая крестики, маленькие иконы, божественные картины».

В будние дни в деревнях прихода часто служили молебны. Например, до уборки хлебов в каждой деревне справляли богомолье. Из церкви приносили иконы, привозили приходского попа, дьякона и псаломщика. Молебен служили под окнами каждого дома, а также и на хлебных полях. В большие праздники устраивали крестные ходы, славили Рождество и Пасху.

Да, стены Покровской церкви помнят многие. Помнят и имена священников-мучеников: священника церкви Голохвостова Антония Ивановича, которого 19 декабря 1927 г. особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58 п. 10 УК РСФСР подвергли высылке в Сибирь на 3 года; священника Сухорукова Сергея Петровича, который 14 августа 1932 г. подвергнут заключению в концлагере на 3 года. И еще многих, многих православных прихожан, навсегда вписавших свои фамилии в историю округа.

В 1938 году церковь закрыли. Началась её медленная мучительная смерть: исчезли иконы, многие сожгли, но некоторые местные жители разнесли по домам, сохранив их у себя до наших дней. Разграблено и уничтожено церковное имущество. Храм, служивший людям более столетия, опустел, но еще не умер, кажется, оживает в те дни, когда похоронная процессия обязательно останавливается около бывшего главного входа. Люди неистово молятся, глядя на церковь, молодые шепчут молитвы про себя, стыдясь помолиться у всех на виду.

А колокольня, кажется, выдыхает звуки, похожие то на стоны, то на охи и ахи. Но все чувствуют, что от церкви нисходит какая-то благодать, наполняя души покоем и умиротворением.

А потом снова затишье, лишь вездесущие местные ребятишки иногда нарушают покой храма, взбираясь по сохранившейся деревянной лестнице на самый верх колокольни, пугая прохожих. И молча взирает церковь на все, что делается в селе, осуждая, сочувствуя и скорбя. Лишь она понимает, как вместе с ней начинает умирать когда-то богатое и красивое село Ломовское.

В. ТОЛСТОГУЗОВА, учитель краеведения Ломовской школы.


• конкурс

Лучший ведущий обряда бракосочетания – из Кикнура

А стала им Наталья Михайловна Тумаева, специалист Кикнурского подразделения межрайонного отдела ЗАГСа. Второе место получила Елена Ивановна Соколова из Санчурска, а Любовь Васильевна Емельянова из Яранска замкнула тройку победителей. Всего же участвовало пять конкурсанток.

Церемония бракосочетания по русскому обычаю.

В составе жюри были специалисты из Кирова – Ольга Борисовна Костина и Юлия Владимировна Игнатюк, наши специалисты из районной администрации Татьяна Овсянникова, Игорь Скулкин и директор ДДТ Ирина Долгополова.

Критериями при выборе победителя были умение вести обряд, контактировать с гостями, музыкантами и.т.д.

Стоит отметить, что наш специалист ЗАГСа удивила молодожёнов тем, что обряд подготовила по старинному русскому обычаю. А помогал ей в этом коллектив «Сударушка» из Кугушерги. Самое приятное во всем этом, что молодожёны почувствовали особую торжественность церемонии. Красная ковровая дорожка, гости, внимание зрителей…

Всем конкурсанткам вручили грамоты, победители получили ценные призы. А победительницу Наталью Михайловну 18 декабря ждет заключительный этап в Кирове, где соберутся лучшие из лучших.

Мария САВЕЛЬЕВА.

Hosted by uCoz