Главная страница № 68 (12830), вторник, 17 апреля 2007 года

• событие

Молебен начался.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ.

В больнице отслужили молебен за здравие

Пятница 13 апреля ознаменовалась добрым событием на пасхальной неделе. В терапевтическом отделении ЦРБ отец Евгений (Павлов) отслужил молебен за здравие. Более десятка больных собрались в холле терапевтического отделения.

Отец Евгений помолоился за здравие присутствующих на молебне больных людей, а также за тех, о ком просили.

Люди, пришедшие на молебен, стали участниками маленького, но очень важного события для города. Все-таки молебен проводился в больнице впервые. Просветленные лица больных – это и была самая большая радость. Ведь здоровье ни за какие деньги не купишь, и так важно, когда простой человек может получить поддержку и помощь не только от врачей, но и от церкви православной…

Данную инициативу православной организации «Вместе» поддержал главный врач Виталий Павлович Балдин, за что ему огромное спасибо.

Мария САВЕЛЬЕВА.


• будка народная

У мужа есть жена. у жены есть муж. И стоят они 24 рубля!

Ох, я вчера с соседом-то своим Иванычем посмеялся… до слез аж продрало. Где ж это видано, чтоб за то, что жена есть и в бумажке написали сей факт, платить надо 12 рублей! Это кто ж такую ахинею-то сочинил?

В газетке-то написано, что Дума наша городская. Что кассир тамошний себе в карман эти 12 рубликов не кладет. Написано-то, конечно, по-умному: «деньги предназначены предприятию, которое занимается хозяйственной деятельностью».

Соседу справка нужна была о семейном положении в Управление социальной защиты. Надо взять было ее в жилищном хозяйстве. За то, что у него есть жена, он заплатил 12 рубликов! И за то, что он есть у жены, – столько же из кармана выложил! Вот те на! Получается, спасибо, дорогая Пелагеюшка, что ты есть у меня, а я у тебя. И нате, господа, вам на обслуживание вашего-с предприятия-с в итоге 24 рублика!

Так, может, тогда вообще молодым не жениться? А то, глядишь, там еще цены подскочут, кто знает эту Думу?! И справка-то станет дороже! Я не скряга. И жена у меня – бесценная, только вот маразма-то у меня пока нет…

А народ-то чё молчит?! Пишите, братцы, как мой Иваныч. Он – не промах! Принес бумажку-то эту, я сразу и не поверил, но факт налицо, то бишь на морде моей собачьей теперича. Вот он и говорит, что весь в бумажках, как в репье. Иваныч понесет ее в Управление социальной защиты. Так вот я думу держу, братцы… Может, надо уже в городе нашем основать новое Управление защиты от произвола?!

Засим вам верный Полиграф Полиграфыч Шариков, народный печатник.


• наше интервью

Жизнь и труд только с перспективой…

Новая встреча с Ю.П. Талалаевым, руководителем ООО “Ютекс” (СПК “Уртма”) и ООО “Комтал”, снабжающего яраничей хлебобулочными изделиями собственного производства, вызвана интересом читателей к тому, как в реальности идёт реализация национального проекта по развитию животноводства в районе в связи с участием фирмы “Ютекс” в ней.

Ю.П. ТАЛАЛАЕВ.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ.

– Юрий Петрович, как начался 2007 год для ООО “Ютекс”?

– Ликвидацией всего поголовья: полностью убираем – 137 коров. Деньги вкладываем, а отдачи нет.

– Выгодно ли вкладывать сегодня деньги в сельское хозяйство?

– Если работать так, как мы сейчас работаем, то нет смысла заниматься животноводством. В растениеводство еще можно вкладывать деньги, оно отдачу даст, если 2-3 года грамотно обращаться с землёй: соблюдать севооборот, повышать плодородие почвы, иметь необходимую технику для применения малозатратной технологии...

– Вы вошли в национальный проект развития животноводства. Когда будет вбит обещанный первый колышек, вы обозначили срок – май 2007 года?

– Все дело застопорилось из-за оформления собственности на землю. Пока только малая часть людей отдала свои паи, потому я не могу приступить к строительству комплекса, работая не на своей земле. Вкладывать 120 миллионов в этой ситуации рискованно. Ну а главная проблема – в людях: с кем работать на таком комплексе? Они должны быть очень грамотными специалистами, там же будут компьютеры и все прочее.

– Надо готовить кадры.

– Нужно изначально делать всё юридически законно, начиная с оформления земли. Если люди сами даже не хотят трудиться на таком комплексе, то зачем мне нужна лишняя головная боль?! Я займусь растениеводством. До меня у них было посеяно всего 416 га, мы вышли на 2 тыс. га, 800 из них засеяли озимой рожью и весной планируем разместить на 1200 га яровые зерновые. Те посевные площади, что я запланировал по растениеводству, мы увеличили в 4-5 раз. Двигаться дальше будем с теми, кто желает работать в растениеводстве. И я их перевел в ООО “Ютекс”.

– В связи с ликвидацией поголовья в хозяйстве изменилось отношение селян к вам?

– Любое сокращение и увольнение людей, когда они остаются без заработка, чревато последствиями для меня и для жителей Уртмы. Но и другого выхода нет. Успокаивает лишь то обстоятельство, что делаю это не из собственной прихоти, а из экономической целесообразности. Стараясь найти выход, с целью изменения подхода животноводов к работе, даже проводили несколько собраний. По старинке уже работать невозможно. Вы сами посмотрите, птицефабрика весь скот убрала. Ни один хозяин не станет заниматься животноводством себе в убыток...

– Значит, воплощение национального проекта по развитию животноводства у вас застопорилось?

– Да. И пока на неизвестный срок. Сдали всего 58 паев, а у нас 170. Мы защитили бизнес-план в Кирове, потом в Москве. Было проведено очень много работы с документами, чтобы защититься в Москве. А я и не сомневался, что коллектив в целом меня поддержит. По большому счету, люди должны думать о своем будущем.

– Но все-таки какой-то выход ищете для дальнейшего развития?

– Мне бы из того, что сейчас есть, все уладить и сделать рентабельным. Например, в растениеводстве повысить урожайность.

– Как будете поднимать урожайность?

– В 2006 году мы практически сеяли семенами 1 репродукции. Планируем закупить 100 т удобрений: аммиачной селитры для подкормки озимой ржи и сложных удобрений для использования при посеве яровых культур.

– Здесь тоже существуют проблемы?

– Для работы на земле, в принципе, есть все. Просто постоянно не хватает денег, потому что за эти два года мы не только увеличили посевные площади, но и закрывали старые долги колхоза.

– Груз долгов на сегодня сброшен?

– Небольшая сумма осталась по Пенсионному фонду.

– С какой целью вы создали сельскохозяйственный кредитный кооператив “Золотое поле”?

– Во-первых, это новшество, если по ООО “Комтал” и ООО “Ютекс” нам дают кредиты до года, а через сельхозкооператив мы можем получать долгосрочные – до 5 лет. И мы открыли два кооператива, один из них, “Возрождение”, должен работать внутри нашего коллектива ООО “Комтал”. Он считается частным кооперативом физических лиц и задача его — финансовая поддержка предприятия. Люди уже сейчас могут брать кредиты в этом кооперативе, а не в банке, причём с меньшими процентными ставками. “Золотое поле” появилось в результате участия нескольких физических и юридических лиц — ООО “Ютекс” и ООО “Комтал”.

У нас появилась возможность закладывать основные средства в банк через этот кооператив и получать льготные кредиты.

– Работа началась?

– В “Возрождении” есть подвижка: из области нам дали уже 360 тыс. рублей на поддержку кооператива. А “Золотое поле” надо было открыть до 1 марта, что мы сделали и надеемся сейчас получить миллион рублей, который дается на год и с меньшими процентами. Данные суммы все равно придется отдавать, но это уже реальная поддержка людям, работающим на земле.

– С созданием кооперативов у вас появилась возможность дополнительного кредитования. Почувствовали люди преимущество такой формы объединения?

– Они тогда оценят по достоинству кооператив, когда реально почувствуют взаимопомощь. Для этого нужно какое-то время.

– Будут ли привлекаться новые члены в кооператив?

– Я всем говорю: желаешь – ради бога! По уставу мы можем принимать до 2000 человек.

– Почему в Пижанке есть переработка мяса, а у нас в районе нет?

– У нас немало предпринимателей, у которых есть деньги, но почему-то они не вкладывают их в переработку или производство чего-либо? Как динамично развивается Советск, а у нас затишье. Чтобы у нас что-то запустить, надо пройти целый ряд инстанций, и я знаю, как это тяжело, по опыту запуска пекарни и ларьков…

– Как Вы относитесь к открытию бизнес-центра в Яранске?

– Мне, как переработчику, как руководителю работ на земле, он не даст ничего. Выращивая зерно, пускаю его в переработку. У меня же, с 10-летним опытом реализации своей продукции, никогда не возникало проблем с ее сбытом. Другое дело бизнес-центр, когда человек приходит и не знает, куда деть свое зерно, и ищет клиента, чтобы подороже продать.

– Подготовка к весенним полевым работам в хозяйстве уже ведется?

– Основная задача сейчас состоит в получении кредитов. Договоренность по снабжению горючим у меня есть, запчастей практически не надо, так как в 2006 году приобрели дисковую борону для “Кировца”, сеялкам требуется мелкий ремонт, колесные тракторы все на ходу. Семена заложили на 1200 га. Надо приобрести опрыскиватели и химикаты — будем работать по новой технологии минимальной обработки почвы. В течение апреля проведем мелкий ремонт и закупим ГСМ.

– В связи с ликвидацией поголовья что будет с животноводческой базой?

– Пока ставим фермы на консервацию. Надо научиться сначала зарабатывать деньги и грамотно их осваивать.

– Почему Вы, руководитель, знающий счёт деньгам, держите управляющим человека, который, как пишут колхозники, почти всегда пребывает под “хмельком”?

– У меня нет выбора! За эти два года я предлагал многим эту должность. Но здравомыслящие люди на нее не идут. Они лучше поедут в Москву, заработают там деньги для обеспечения семьи. А труд управляющего тяжелый и малооплачиваемый.

– Как-то изменилась экономическая и техническая база ООО ”Комтал” за последние два года?

– В дополнение к мельнице и пекарне сделали за это время комбикормовый цех. Финансовое положение предприятия здорово пошатнулось в связи с вливанием денежных средств в колхоз из ООО “Комтал” и ООО “Ютекс”. И если здесь, в Яранске, люди понимают ситуацию, то в колхозе возникают вопросы и проблемы. Хотя это и неприятно, и как руководителю даже обидно.

– Вам удалось расширить сеть киосков в районе?

– Нет, остались на том же уровне, хотя до колхоза планировали еще три точки поставить. Уже два года стоят построенные два киоска, планируем их задействовать.

– Вы стали владельцем охотбазы элеватора?

– Я стал охотпользователем этих угодий. Охотбазу просто содержу, чтобы ее не разворовали.

– Вы проводили работу по зарыбливанию пруда. Хоть какой-то доход есть?

– Охотугодья и содержание охотбазы несут одни убытки. Но я вижу плюс в том, что сюда приезжают на охоту из других регионов довольно состоятельные люди, с которыми мы поддерживаем отношения. Так топливо поставляет охотник, который бывает в у меня в гостях. Как говорит глава района Е.Б. Чеснокова, наша задача – привлекать сюда инвесторов. Охотугодья – это единственное звено, которое сейчас уже работает.

– При такой загруженности удается отдыхать?

– Вот и отдыхаю на охоте и рыбалке. А в итоге страдает семья, которой практически не уделяю времени. С женой, ладно, мы работаем на одном предприятии, а детей я мало вижу.

– Выходит, живем, чтоб только “пахать”?

– У нас это в генах заложено, но я считаю, что трудиться надо на перспективу. Я пришел в производство потому, что вижу отдачу от своего труда. Это работа нескольких коллективов, а не просто перепродажа, да еще товаров не лучшего качества. Если я торгую, то испеченным на своем предприятии хлебом. Если я делаю муку, то она высокого качества. И это всё поднимает меня в собственных глазах. У меня два сына, одному 15 лет, другому – 11. Если один сын пойдет по моим стопам, когда законы установятся и заработают, то я буду считать, что все эти годы мытарства я прожил не зря. Младший сын без проблем ездит уже со мной на охоту: на кабана, лося и медведя. Нынче, стоя рядом со мной, даже стрельнул кабанчика. Мне было очень приятно. Ведь охота – это еще одно направление деятельности. Любая серьезная охота требует много подготовительной работы, которую осуществляют штатные работники охотхозяйства «Ютекс»: начальник А.С. Задворных и егерь А.И. Шерстобитов.

– Как Вы считаете, будущее есть у сельского хозяйства в районе?

– Есть. Например, взять птицефабрику: они будут выращивать зерно, потому что там есть база – птицефабрика. У них идет замкнутый цикл от поля до прилавка. Но без серьезного вложения средств в сельское хозяйство мы не заметим, как через 5-7 лет большой процент былых посевных площадей окажется под лесом. Как охотник, я эту тенденцию прекрасно вижу воочию. Проблема состоит в том, что нет пока в стране хорошей цены на зерно, муку, хлеб.

– А что Вы хотели пожелать нашим крестьянам?

– Не терять надежды. Если взять в целом Россию, то плохо, что за эти 17 лет никаких подвижек в сельском хозяйстве не делалось. Не беру в расчет попытку в начале 90-х годов организовать фермерские хозяйства, потому что она быстро рухнула, а анализа причин никто не сделал. Сёла практически вымирают, зарплата тружеников – мизерная. Почему все так происходит? Рентабельности нет, но в этом мы во многом сами виноваты. Что мешало открывать ООО в 90-е годы и работать на земле? Мы их создаем через 10 лет.

– Еще чем увлекаетесь?

– Я по образованию строитель и всегда строил, поэтому люблю почитать все новое: что и как где-то строится. Каждый год занимаюсь то ремонтом, то строительством.

Павел ПОПОВ.


Экология, безопасность, здоровье

• экопросвещение

Творчество, актуальность, нестандартный подход к решению проблем в исследованиях ребят

«Если ЭТО зелёное и прыгает — это биология, если дурно пахнет — химия, если не работает — физика» — таким своеобразным эпиграфом начал защиту своего проекта «История появления электромагнитов и их использование» Илья Быков. А это шуточное высказывание можно было взять эпиграфом ко всей научно-практической конференция «Открытие» по защите проектных работ, которая состоялась в средней школе № 1.

На самые разные области обратили своё внимание исследователи-девятиклассники. Были работы по краеведению («Топонимика Яранска: история названия улиц»), математике («Геометрия треугольника»), английскому языку («Британская архитектура»), технологии («Атрибут женственности — платок или шарф», «Постельное бельё»).

С интересом слушала выступления участников. Как ведущая экологической странички в газете невольно отметила для себя: в большинстве работ ребята говорят о таком критерии, как экологическая безопасность. Так Александр Безденежных представил проект дивана с полкой для телефона «Красная смородина — символ малой родины», выполненный из дерева. Кстати, его работа на областной олимпиаде по технологии заняла 3 место, а на выставке в Марийском государственном техническом университете — второе.

Проблеме здоровья посвящен проект «Мониторинг физического развития и социальных условий проживания школьников», объектом исследования которого стали ученики 5-11 классов. Причём результатом этой работы послужили конкретные предложения родителям, педагогам и детям по условиям гармоничного развития школьников. Улучшить физическую подготовку — именно на это нацелен проект по созданию спортивного комплекса на школьной площадке.

Благоустройство города. Не обошли вниманием юные исследователи и эту проблему. Школьники предлагают реставрировать вывеску «Яранск» на въезде в город, заняться реконструкцией городского парки. По подсчётам ребят, эти проекты не требуют огромных вложений. «Надеемся, что работа над проектами будет продолжаться, а все проекты воплотятся в жизнь», — пусть эти завершающие конференцию слова А.В. Микерина, директора школы, станут делом.

• дата

Они живут по Гринвичу, а за работу им выставляют оценки

Сколько выпало осадков?

Здесь причудливо переплелись атрибуты нескольких веков. Не мудрено: метеорологической станции в местечке Опытное Поле нынче исполняется 175 лет! Построенное монахами больше века назад здание с непривычно высокими, по меркам сегодняшним, потолками, крепкими подоконниками (их ни разу не меняли!). Вывеска, на которой, не поверите, видим аббревиатуру «СССР». Времён строительства социализма конторки и «ленинский» диван с высокой спинкой, обтянутый дерматином (вот его пришлось реставрировать: не выдержали пружины столь долгого служения). Тут же телефон и компьютер, без них сейчас не обойтись: на связь с центром сотрудники метеостанции выходят не один раз в сутки. Впрочем, обо всём по порядку.

Наш визит сюда начался с похода на метеорологическую площадку. Накануне нашего приезда погода преподнесла сюрприз — настоящий зимний снегопад, поэтому аккуратно идём за Людмилой Борисовной Кичигиной. Ей же эта дорожка знакома до последней кочки: за смену (24 часа) наблюдатели восемь раз в строго определённое время приходят на площадку снимать показания термометров. А они здесь самые разные: для измерения температуры на поверхности почвы, уровня промерзания, температуры воздуха. Не так и много устройств и приборов, но столько всего можно определить! Количество выпавших осадков, наличие гололёда, направление ветра, уровень давления и температуру, высоту облаков. На станции работает шесть сотрудников: начальник Людмила Александровна Зверева, агрометеоролог Елена Николаевна Дудина, четыре наблюдателя — Ираида Сергеевна Бабаева, Нина Владимировна Бакшаева, Лариса Евгеньевна Соловьёва и Людмила Борисовна Кичигина. Они охотно рассказывают о своей работе.

Коллектив метеостанции.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ.

— Конечно, страшновато выходить ночью на площадку. Но наш кировский руководитель М.О. Френкель, приезжая сюда, всегда подбадривает: «Вы же не одиноки, в это время на станциях всего мира наблюдатели снимают показания. Вы — часть целой системы».

— Признаемся, «план» по метелям не всегда выполняем, — смеются. — Зато по грозам прошлым летом перевыполнили. Столько дождей на нас вылилось. Не поверите, даже термометры уплыли на площадке. Грозы и штормы — разговор особый: при первых же признаках сообщаем по семи адресам.

На мой вопрос о народных приметах дружно отвечают: «Нет, приметам сегодня верить нельзя. Погода переменчива, непредсказуема».

Кстати, коллектив нашей станции самый молодой по возрасту среди остальных в Кировской области. Это не мешает им работать на «пятёрки». Да, их работу оценивают в Нижнем Новгороде. Там все данные сверяются, анализируются.

Хранится здесь Почётное свидетельство Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: «Настоящее Почётное свидетельство удостоверяет, что метеорологическая станция Яранска Кировской области осуществляет метеорологические наблюдения с 1832 года. Результаты наблюдений входят в состав Государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды и являются достоянием Российской Федерации».

Выпуск подготовила Светлана ХВОСТАНЦЕВА.

Hosted by uCoz