Главная страница № 66-67 (12828-12829), суббота, 14 апреля 2007 года

• абзац

Апрельские дни с 16 по 20 станут Неделей книги для молодёжи по воспитанию патриотизма и гражданственности. Проводит эти мероприятия центральная районная библиотека. В программе недели: правовая игра, вечер-диспут о понятии «Родина», близком для каждого человека, и заседание «круглого стола» о службе в армии. Библиотекари провели социсследование «Патриотизм как общественное явление», опросили старшеклассников школ города и студентов медучилища: насколько важно для них ощущение принадлежности к России и притяжение того места, где родился.

Большие возможности открыло перед жителями городских окраин новое оборудование, установленное в марте в Яранском узле электросвязи. Теперь и те абоненты, номера телефонов которых начинаются на 27ХХХ 29ХХХ 25ХХХ, могут подключиться к Интернету по технологии ADSL, имеющей высокую скорость передачи информации, не занимающей телефонную линию, позволяющей просматривать каналы IP-телевидения и слушать передачи IP-радио. Интернет становится всё ближе!

Заявленное событие — установка мемориальной плиты с текстом «Яраничам, работавшим на заводах № 622 и № 367 в г. Вятские Поляны в годы войны 1941-1945 годах. От благодарных потомков. 2007 г.» — состоится в нашем городе в первых числах мая. Плита будет доставлена по маршруту Петрозаводск-Москва-Йошкар-Ола-Яранск учителем, общественным деятелем Г. А. Вагановым, дед которого, как и 200 других яраничей, был в те годы мобилизован на «трудовой фронт» на строительство военного завода. Предложение об установке памятной доски было рассмотрено районной администрацией 2 года назад. Событие должно стать центром внимания всей районной общественности.

Азарт охотничий разыграется в вятских лесах с 21 апреля. Распоряжение на сей счёт подписал губернатор области. Согласно документу, промысел водоплавающих птиц, а также глухарей, тетеревов и вальдшнепов, в южных районах области разрешён с 21 по 30 апреля, а на остальной территории региона – с 28 апреля по 7 мая. С 21 апреля по 9 мая разрешена охота на бурого медведя после выхода из берлоги. Губернатор ввёл ограничение на промысел глухаря в Богородском, Пижанском и Санчурском районах из-за низкой численности птицы.

Целевым сбором средств на строительство часовни и купели на ключике Святителя Николая в дер. Мари-Ушем заняты прихожане Успенского храма города Яранска. Сегодня они просят оказать для благого дела посильную помощь в виде 30 кубометров деловой хвойной древесины диаметром 20-24 мм, пригодной для оцилиндровки. Со схемой будущего сооружения можно познакомиться непосредственно в храме, или сообщить о своей возможности содействия по телефону 2-26-49 (Успенский собор) или 2-53-72 (после 18 часов).


• на крыльце у нас сидели

У православного человека вера — живая

В нашем мире высоких технологий и скоростей человеку легко потеряться. Мы сбиваемся с толку и с ног в суете дней, пытаясь подстроиться под ритм жизни. Мы заботимся обо всем, забывая о самом главном – о душе. И получается не жизнь, а какой-то замкнутый опостылевший круг. И пустота.

Дезориентированные и совершенно беззащитные, мы быстрее обрастаем суевериями и страхами, а душой своею к вере прикрепиться не можем. Или, скорее, не хотим, хотя и храмы открыты, и книги есть, и даже открыты в городе православные библиотека и курсы.

Вот потому мы и пригласили к разговору иерея Василия Викторовича Глумакова.

Совершенно несекретно

Отец ВАСИЛИЙ.
Фото Нины БОБЫКИНОЙ.

– Батюшка, вы ведете в Яранске православные курсы. На ваш взгляд, у горожан возникла потребность в слове Божьем? И помогают ли курсы Вам?

– Лично для меня пользу они принесли большую. Во-первых, я познакомился с большим количеством людей. Соответственно узнал, с какими проблемами они сталкиваются. Появилась возможность хоть чем-то помочь яраничам, у которых накопилось много вопросов.

А то, что потребность есть, – это однозначно. Пусть и мало людей ходит, но и это хорошо, все-таки люди ищут, пытаются прийти к вере. Кстати, сейчас курсы начинаются с 17.00 – горожанам так удобнее. Так что ждем всех желающих.

– Назовите проблему, с которой Вы чаще сталкиваетесь при общении с людьми?

– Начнем с того, что в России к православию относятся хорошо. Но православных людей – единицы. В основной своей массе люди приносят в храм суеверие. Расскажу типичный случай.

Существует церковное таинство для исцеления души и тела – соборование. Многие люди соборуются, а некоторые боятся... И мотивируют тем, что якобы после него нельзя есть мясо, жить супружеской жизнью. А многие считают, что соборуют лишь перед смертью. Так вот – это все суеверие, не говоря уже о черных кошках и женщинах с пустыми ведрами…

А что такое суеверие? Это суетная вера. И люди погрязли в ней, запутались в себе, в жизни. Я понимаю их, ведь вера из нашего народа вытравливалась десятилетиями. И не так-то просто все понять, к чему-то прийти в атмосфере всеобщей растерянности… К тому же это не так безобидно, как кажется. Есть множество случаев, когда люди просто сходили с ума из-за суеверия. И вообще, эта темя довольно злободневная. Сколько людей суеверных ежеминутно попадаются на крючок всех псевдоцелителей, экстрасенсов…

Хотя бояться надо согрешить, а не того, что можешь неправильно повернуться, перекреститься. Я заметил, что люди чаще зацикливаются на обрядах, но это же не вера. Вера – это не соблюдение всех обрядов и не формальная сопричастность к церкви. Это мертвая вера. Но если их спросишь: «Ты православный человек?» Обязательно ответят: «Да, я крещеный». Но крещеный и православный – это не одно и то же.

– А какой он, православный человек?

– У православного человека – вера деятельная, живая. Не теоретически прописанная на бумаге, а воплощаемая. Такой человек действительно старается жить по заповедям Божьим. Душа у такого живая, отзывчивая, подвижная. Равнодушный человек не может быть православным…

Очень многие люди полагают, что в молодости все сделают-переделают, все успеют… А на пенсии будут спокойно молиться. Это величайшее заблуждение. В старости и здоровье не то, и сил просто нет. К тому же ко всему человек привыкает, всему учится только в молодости. А если с молодости он ничему не научился, в храм не ходил, второго-десятого не сделал, где ж ему в старости все это осилить?!

А у человека вся жизнь так и может пролететь в заботах да хлопотах – в каждодневной суете. А зачем? И во имя чего? Не надо томить себя излишними печалями и заботами из-за вещественного, материального. А у нас человек все думает, чтобы купить поесть, попить, потом думает о пенсии, о спокойной старости, о материальном благополучии своих детей, внуков, о их будущем. И так постепенно обрастает страхами: за себя, свою жизнь, будущее, превращая свою жизнь в стоячую воду, а потом и болото… Надо жить настоящим днем, ведь как написано: «Будет день – будет хлеб». И еще Господь сказал, что на голове каждого человека волос сосчитан, и ни один не упадет с головы, если на то воли Его не будет.

Вот и получается, что о душе подумать уже и времени не хватает. И человек в этом замкнутом круге «работа-дом» часто и не видит, и не находит выхода. Не чувствует радости, не чувствует себя реализованным, кому-то нужным. В душе поселяется пустота, быт заедает, все кажется не милым, семья кажется, что не та и все не то. Мрак, уныние убивают человека, превращая его в робота, сковывают. Человек теряет вкус к жизни, интерес к окружающему миру. А если он ничего не делает, ничем не интересуется, то жизнь превращается в бессмысленный круговорот. В результате многие спиваются или заканчивают жизнь самоубийством.

Кто-то скажет, что для того, чтобы что-то делать, надо иметь много возможностей. Но я же не говорю о заоблачных и великих делах. Великое начинается с малого. Человек должен действовать в пределах своих возможностей, осчастливить весь мир невозможно. Самое главное, чтоб было желание что-то делать, была постоянная готовность к этому.

– Сейчас идет Пасхальная неделя. Чего Вы пожелаете, может, посоветуете яраничам?

– Пасхальная неделя – радостная. В эти дни стараются не затевать крупных дел, чтобы больше времени посвятить Богу. А если совесть обременена чем-то, то печалиться не надо, потому что своим Воскресением Христос проложил путь к прощению грехов.

Здравия всем и светлой радости!

Мария САВЕЛЬЕВА.


• на злобу дня

График графиком, оплата оплатой… а мусор — во дворе!

Новые отношения между коммунальными компаниями и службами, вновь организовавшимися домовыми комитетами, казалось бы, ясные, законодательно утверждённые, у нас завязываются с проблемами. Этому находится подтверждение. Последнее обращение в редакцию — с ул. Лагуновской (район элеватора), где жители многоквартирных домов устали бегать за мусоровозом: то один график действует, то другой… но ни первый, ни второй на практике не соблюдается.

— Мы платим за вывоз мусора управляющей компании МУП «Жилищное хозяйство», поэтому вправе требовать, чтобы эти услуги жильцам оказывали как следует, — говорит председатель домкома дома № 30-а по улице Лагуновской Л.П. Смирнова.

— Жильцы правы в своём возмущении, — комментирует ситуацию начальник УК ЖХ А.В. Соколов, — но в МУП ЖХ сломался единственный мусоровоз, а МУП «Водоканал», располагающий спецтранспортом и с которым у нас заключён договор, вывозит мусор по своему графику, который с нами не согласовывает. Проконтролировать работу мусоровозов этого предприятия нам при таком подходе невозможно.

Хотя мы предлагали руководству «Водоканала» проводить маршруты мусорных машин через нашу диспетчерскую, для того ещё, чтобы и оплачивать не нормативно, а фактически вывезенные отходы.

Понимания не находим. Впрочем, не только по этому частному вопросу. Ещё с октября 2006 года планировали для наших домов единую квитанцию оплаты за все коммунальные услуги, но «Водоканал» и тут нам навстречу не идёт.

В МУП «Водоканал», как оказалось, придерживаются иного мнения. Сообщают, что управляющая компания МУП ЖХ договора на вывоз мусора с «Водоканалом» вообще не заключила, к тому же имеет задолженность перед ним по оплате этого вида услуг.

Что же можно сказать, итожа всё услышанное по несложному, вроде бы, вопросу (тем более что на словах все мы активно боремся за чистоту нашего родного города, а на деле получается — не очень): порядок должен быть во всём. И жители многоквартирных домов, страдающие в первую очередь из-за несогласованности в действиях коммунальных служб, считают, что порядок был, в какой-то мере, когда в районе существовало единое Управление жилищно-коммунального хозяйства. По крайней мере, говорят они, не допускалось крайних разногласий между его подразделениями, да и директоров в коммунальном хозяйстве было тогда куда меньше теперешнего, и некому было амбициями между собой меряться.

Кто в состоянии «разрулить» коммунальные проблемы? Районная власть? Может быть, на заседании очередной районной Думы, где планируют рассмотреть вопрос о работе жилищно-коммунального хозяйства, наши депутаты все отношения коммунальников и жильцов (продавцов и потребителей услуг) всё же сумеют выстроить по линеечке, а проблемы — разложить по полочкам…

Пора это сделать, не правда ли?

Александр ДЕНИСОВ.

P.S. Пока материал готовился к печати, почта принесла ещё одно письмо с той же проблемой: «Куда девать мусор?» от жителей ул. Производственной (КМП). Вопросы в нём звучат те же: за вывоз мусора берут немалые деньги, а предоставлением услуги жители недовольны.

• продолжение темы

Хотели как лучше… кому?

Вот и апрель, последний месяц отопительного сезона 2006-2007 года. Теперь, с накоплением данных, можно с большей точностью проанализировать цену за отопление в домах с теплосчётчиками и сравнить её с той, что складывается для домов без теплосчётчиков.

Из квитанций по оплате возьмём цену отопления одного квадратного метра жилой площади нескольких домов разной этажности, от разных котельных.

Все данные сведём в одну таблицу. Вот она:

ТАБЛИЦА
сравнения оплаты за кв. м отапливаемой площади (в рублях)

№ п/п Месяц, год Средне­месячная темпера­тура ул. Труда, 11 (3 этажа с т/сч.) ул. Миц­кевича, 69 (5 этажей с т/сч.) ул. Миц­кевича, 71 (5 этажей с т/сч.) ул. Черны­шевского, 2 (5 этажей с т/сч.) ул. Черны­шевского,4 (5 этажей с т/сч.) ул. Проле­тарская, 1 (5 этажей с т/сч.) ОАО «КМП» ул. Произ­вод­ственная (3 этажа с т/сч.) Дома от котельной ПМК-20 (без т/сч.) ул. Труда, 2 (2 этажа, без т/сч.)
1Октябрь 2006+2,99=1110=9411=1021=997=757=6211=8724=7448=63
2Ноябрь 2006-3,916=9418=8818=2321=9914=9913=9921=0624=7448=63
3Декабрь 2006-2,718=2322=6121=0116=9617=7018=5623=8424=7448=63
4Январь 2007-4,824=5322=6121=0123=4419=6120=5329=3424=7448=63
5Февраль 2007-16,735=9047=8937=7635=1129=8138=8846=1224=7448=63
6Март 2007-1,022=3337=6624=1023=1919=8321=4626=6024=7448=63

Примечание: цена отопления 1 кв.м (колонка 12) дома без теплосчётчика за 12 месяцев приведена, как для всех домов с теплосчётчиками, за 7 месяцев: (3 мес. х. 23,14 + 9 мес. х 30,11) : 7 = 48 руб. 63 коп. Цена отопления 1 кв. м (колонка 11) — таким же образом: (12 х 14,43) : 7 = 24 рубля 74 коп.

Из таблицы видим, какая большая разница между домами в оплате одного квадратного метра (проследите по любой горизонтальной строке). Можно догадаться, что в некоторых домах с теплосчётчиками люди задыхаются от жары, открывая в квартирах окна и форточки, а в таких домах, как по ул. Труда, 2, весь отопительный период лишь поддерживается постоянный температурный график от +18 до +19 градусов, вместо положенных по норме +18–23 (но и к этому температурному графику никак не придерёшься).

Попробуем разобраться, почему это происходит. Обратимся к формуле теплосчётчика.

Определение тепловой энергии осуществляется по ней:

Q = VP (h1h2),

где V – объём теплоносителя, протекающего через падающий (обратный) трубопровод за время наблюдения. P – плотность теплоносителя, согласно ГСССД 98-86. А h1 и h2 – удельная энтальная теплоносителя, согласно ГСССД 98-86. Для наглядности и убедительности примера, уберём из формулы величину P. Теперь поставим в формулу числа. Величину V = 24 м3/час из выданных технических условий на установку теплосчётчика. Числа (40-38) — примерные единицы температур на входе в дом и выходе из дома теплоносителя.

24 х (40 – 38) = 48.

Дальше посмотрим, что мы сможем сделать, чтобы уменьшить полученное число 48 (то есть сэкономить). В данном случае мы можем уменьшить число V = 24, путём перекрытия одной из задвижек (любой) — либо в подвальном помещении дома, либо на теплотрассе у отвода от основной ветки теплотрассы. Тем самым мы уменьшим объём теплоносителя.

Для наглядности примера прикроем задвижку на 30% и уменьшим число 24 до 16 (грубо говоря) в нашем примере.

Число 40 при этом почти не изменится, а число 38 изменится настолько незначительно в сторону уменьшения, что мы этого практически не заметим. Снова посчитаем, для наглядности, поставив новые цифры в нашу формулу:

16 х (40 – 38) = 32.

Так как число 48 в первом примере больше числа 32 в примере втором, получается приличная экономия.

Рассмотрим другой пример. Возьмём жилой 2-квартирный дом в двух уровнях (с теплосчётчиком). Закроем полностью вентиль в доме (у дома) на обратке, а затем начнём очень медленно его открывать. В момент начала открытия вентиля мы услышим очень слабое шипение (дросселяция) в вентиле. Продолжим. Как только шипение прекратится, оставим вентиль в таком положении. На практике вентиль будет открыт лишь на четверть или на пол-оборота. Понаблюдаем теперь за показаниями приборов, температурой отопительных батарей в доме в течение часа. Сравним их до закрытия вентиля и после нашего осторожного открытия. Увидим, что эти величины изменились не так уж и намного. Но посмотрим, как изменились цифры в нашем примере.

Число V изменится настолько в меньшую сторону, что класс точности счётчика даже не позволит засечь эту величину. Число 40 не изменится (практически), число 38 уменьшится, допустим, до 30.

Пример получится таким:

0 х (40 – 30) = 0.

Не правда ли — как хорошо иметь теплосчётчик в таком доме?

Мы сможем заплатить за тепло ровно столько, сколько захотим (и будем правы), в отличие от многоэтажного жилого дома (Почему? Эта тема требует отдельного разговора).

На основании изложенного выше, можно сделать вывод:

  1. Ответственные за теплосчётчики в домах не все знают, как экономить тепло, используя теплосчётчик.
  2. Теплоснабжающие организации могут намеренно манипулировать задвижками на теплотрассе, чтобы заработать больше денег от домов с теплосчётчиками. А от домов без теплосчётчиков они так и так возьмут своё, согласно утверждённым нормативам.
  3. Утверждение, что крыша пятиэтажки ближе к солнцу, поэтому норматив потребления у пятиэтажки меньше, чем у одноэтажного барака, — не верно и безосновательно.

Всё сказанное — отнюдь не обвинение, а только аргумент в споре. Попробуйте доказать обратное!

И, наконец, все эти проблемы решает теплосчётчик, установленный в котельной. Жители в домах с теплосчётчиками будут платить по их показаниям. Мы, у кого теплосчётчиков нет, будем платить по показаниям теплосчётчика в котельной, с которого «сминусуются» только показания счётчиков на домах, ими оборудованных, и нормативные потери тепла на теплотрассе. Это будет честно и правильно.

Когда на котельной будет теплосчётчик, у него появится хозяин, и наладится ежесуточный учёт тепловой энергии, будет ежегодно перед началом отопительного сезона оформляться акт повторного ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии, теплосчётчик вовремя пройдёт госпроверку, т.е. будут соблюдены все нормативные правила — тогда и будет всё справедливо.

А. УЛЬЯНОВ, пенсионер.

P.S.

Обращение к администрации Яранского городского поселения

Уважаемые господа, проявите свою мудрость, пересчитайте ещё не раз (если понадобится) нормативы по котельным ОАО «Коммунэнерго», найдите ошибку в расчётах. Ведь не может быть такой разницы в оплате за тепло, как в сравнении показателей колонки 12 приведённой таблицы с другими в ней!

И ещё: почему так отличается цена в рублях в ОАО «Коммунэнерго» (в ноябре 2006) 23 руб. 14 коп. х 12 : 7 = 39 руб. 67 коп., при нормативе – 0,0195 и в ОАО «КМП» — цена 21 руб. 06 коп., при нормативе 0,0311 — это абсурд!

Не ошибается только Господь Бог. А наша земная человеческая жизнь состоит из ошибок и их непременного исправления...

С уважением – А. УЛЬЯНОВ.


• с диктофоном по улице

Видимо-невидимо разного там «видео»

14 апреля 1956 года американская фирма «Ampex», которую в 1943 году основал русский эмигрант Александр Понятов, продемонстрировала миру первый видеомагнитофон. Тогда это устройство весило аж тонну и предназначалось исключительно для студий зарождавшегося телевидения, но со временем широкое распространение получили бытовые кассетные видеомагнитофоны, которые хорошо знакомы и нам. В середине 80-х мы пережили даже некоторый видеобум. Помните, какой ажиотаж тогда царил вокруг видеосалонов и видеокассет с зарубежными фильмами, которые, как и многий товар в то время, надо было ещё «достать». Поэтому и опрос, с наступлением даты, захотелось провести ностальгический: «Каким было ваше первое видео?» — интересовался я у яраничей.

Сергей, около 40 лет: — При райкоме комсомола в 1989 году создали коммерческий центр «Спутник», через который и работали видеосалоны в городе. Успехом у зрителей пользовались фильмы с участием Брюса Ли. А первый фильм, который посмотрел на видео, мне не запомнился: что-то вроде боевика со стрельбой и кровью. Много таких фильмов было.

Ольга, 27 лет: — Первый видеоплеер наша семья купила где-то в конце 80-х, в начале 90-х. Мне было тогда лет десять. Папа за него несколько тысяч рублей тогда отдал, а это были большие деньги: полмашины или что-то вроде того. Кассеты с «импортными» фильмами тоже стоили около 100 рублей — половина зарплаты простого рабочего человека. Свою первую кассету помню — диснеевские мультики: «Микки-Маус», «Утёнок Дональд», «Пёс Плуто».

Владимир, 46 лет: — Видеомагнитофона своего у меня никогда не было, а вот DVD-проигрыватель теперь купил. Первый видеофильм помню. Смотрел в Доме культуры, там Саня Мальцев сеансы устраивал — «Кошмар на улице Вязов».

Молодой человек, у киоска с видеодисками в «Доме торговли»: — Видеомагнитофоны устарели. Кассеты уже не продают. Что первое смотрел на видео, я не помню, мультики, наверное… Сейчас разное смотрю: фантастику, ужасы… всё, что интересно.

«Жизнь или видеомагнитофон?» — давно вопрос уже так для нас не стоит. Видеотехнологии стали доступными, и устройства для просмотра фильмов появились теперь в каждом доме, как в прежние времена — радиоточка. Давайте просто вспомним, что эпоха видео началась в этот день, 47 лет тому назад.

Александр ДЕНИСОВ.


• культура

Праздник музыки и творчества

Ансамбль «Доминанта».

Радостное оживление и праздничная суматоха царили в Яранской школе искусств, где проходил II межрайонный фестиваль-конкурс детского творчества «Цветик-семицветик». Маленькие артисты, в возрасте от 5 до 9 лет, выступали в шести различных номинациях и показывали свои таланты в игре на различных инструментах, в пении и хореографии, художественном творчестве и актёрском мастерстве. В конкурсе приняли участие более ста детей!

Зрители и жюри по достоинству оценили выступление ансамбля скрипачей (руководитель Е.И. Котегова), слаженное пение «Доминанты» (рук. Т.Ю. Баннова), вдохновенную игру Коли Красилова (преподаватель Е.П. Бондарь), Ксении Прилепской, Ксении Созоновой, Юли Стрельниковой (преподаватель М.В. Макарова), Ани Полухиной, Влада Машурова (преподаватель Т.Ю. Баннова).

Замечательные работы представили на конкурс юные художники — очень трудно было выделить лучшие рисунки, в каждом из них отразилось непосредственное и трепетное отношение к миру. Но всё-таки наиболее яркими и интересными признаны работы Саши Столярова, Лизы Шишкиной, Леры Шурыгиной, Насти Зыковой, Оли Арефьевой, Кирилла Винокурова, Егора Токарева. Все эти ребята обучаются основам изобразительного искусства у педагога О.А. Шалаевой.

Аплодисментами и улыбками наградили зрители артистичные выступления участников хореографической студии «Вдохновение» Дома детского творчества (рук. Е.А. Быкова), вокального ансамбля «Колокольчик» из одноимённого детского сада (рук. Л.К. Фукс), солистов маленького хора школы №3 (рук. Н.А. Золотова). Фольклорный ансамбль «Забавушка» Опытнопольской музыкальной школы (рук. Н.Н. Редозубова) был отмечен специальным призом жюри «За верность народному искусству», а необычному инструментальному трио в составе Максима Шурупова, Лизы Шишкиной, Коли Красилова (преподаватель Е.П. Шишкина), исполнившему «Песенку трёх поросят» на фортепиано в шесть рук, присуждён приз «За оригинальность исполнения».

Эмоционально и свежо прозвучали стихи в исполнении победителей конкурса «Художественное чтение» Оли Епифановой из детского сада «Солнышко», Кати Кожевниковой из Опытнопольской школы и Ирины Кожевниковой из школы искусств.

И ребята, и взрослые запомнили этот праздник музыки и творчества. Пусть трудолюбие, терпение, упорство помогут малышам достигнуть творческих высот! Каждому из них пожелаем зажечь яркую звёздочку на небосклоне успеха!

Е. РОНЖИНА.

Никакой попсы – только джаз!

Три девушки из Яранска с блеском выступили на 2-м межрайонном конкурсе «Мартовская капель» в Уржуме.

Своих представителей на конкурс также послали Киров, Уржум, Лебяжье и Малмыж. Наш район представляли: Оля Афанасьева, Катя Вершинина и Наташа Мухина. Причём все из четвёртого поколения «Доминанты», все – воспитанницы Татьяны Юрьевны Банновой. Именно поэтому их репертуар, как, например, у Ольги Афанасьевой, разительно отличался от репертуара других участников: только джаз – и никакой попсы!

Успех девчат был бесспорным. А Ольга завоевала второе почётное место, своей артистичностью и талантом покорив зрителей и жюри. После конкурса жюри призналось, что девочки из Яранска всё-таки были лучшими, но надо же было проявить уважение к хозяевам-уржумцам. К слову, организаторы конкурса позаботились о том, чтобы никого не обидеть: кроме главных призов победителям, все участники получили по огромной мягкой игрушке и коробке конфет.

К сожалению, поехать на Российский конкурс яраничи не смогли. А ведь победы наших «птичек певчих» на больших и малых сценах – это тоже престиж Яранска...


• календарь «Отечества»

16 апреля – 105 лет со дня рождения Ивана Игнатьевича Халтурина (1902-1969), одного из создателей советской детской литературы и журналистики, основателя культурного и библиотечного дела в Яранске, нашего земляка.

И.И. Халтурин родился в деревне Данчино Яранского уезда. В 1910 году приехал в Яранск, где закончил три класса церковно-приходской школы и поступил в гимназию. В 1917 году он с головой ушел в бурную общественную жизнь. В 16 лет заведовал гимназической, а в 17 – уездной библиотекой. В 1919 году вступил в комсомол, а в 1920 был уже председателем уездного комитета комсомола. Далее работает в Вятском губернском комитете комсомола. В Вятке начинается его профессиональная журналистская деятельность. И.И. Халтурин редактирует журнал «Зарево» (позднее – «Новая молодежь»), молодёжные страницы в «Вятской правде». В 1922 году уезжает в Петроград, где продолжает заниматься редакторской работой. В 1928 году он переехал в Москву. Работал редактором детской и юношеской литературы, в детском радиовещании, заместителем редактора журналов «Пионер», «Дружные ребята», «Мурзилка», редактором «Детгиза» и издательства «Молодая гвардия». Был хорошо знаком с известными писателями, вёл со многими из них личную переписку. Никогда не терял связи с родным краем, земляками. Умер в Москве 14 ноября 1969 года. В областной научной библиотеке хранятся книги из его личной коллекции.

Hosted by uCoz